Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (806) | 12 июля 2021г.
 

Нервы не железные

Анатолий Афанасьев пожелал выйти из ОСК на фоне претензий налоговиков

ИА «Центр-Инфо»

В течение июля станет понятно, воспользовался ли кто-либо из акционеров АО «Объединенная страховая компания» (ОСК) преимущественным правом на приобретение пакета акций Анатолия АФАНАСЬЕВА (на фото). Бессменный управляющий директор ООО «УКХ «Волгопромгаз» поспешил избавиться от 0,89% акций страховщика вскоре после начала спора ОСК с Межрайонной инспекцией ФНС России №1 по Самарской обл. (МИФНС-1). Действия акционера вполне объяснимы: если дело дойдет до отзыва лицензии, Афанасьев может избежать субсидиарной ответственности.

Извещение от миноритария ОСК Анатолия Афанасьева о намерении продать принадлежащие ему 3 969 920 шт. бездокументарных именных обыкновенных акций эмитента (0,885% от уставного капитала номинальной стоимостью 1,34 р. за каждую) третьему лицу поступило в компанию 26 мая т.г. Согласно оферте, ценные бумаги выставлены на продажу на следующих условиях. Цена продажи составляет 5,915 млн р. Покупатель обязан оплатить цену 0,885% пакета акций в течение 30 календарных дней с момента заключения договора на расчетный счет продавца. Расчет может быть произведен не только деньгами, но и зачетом взаимных требований, передачей иных ценных бумаг, недвижимого имущества и прочими способами с оформлением соответствующих документов. При этом права залога у продавца на отчуждаемые по договору ценные бумаги не возникает.

В течение 10 дней с момента поступления указанного извещения (до 5 июня 2021 г.) все акционеры ОСК имели возможность воспользоваться преимущественным правом приобретения отчуждаемых акций по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству принадлежащих им акций. Воспользовались ли они этим правом, либо же акции Афанасьева перешли третьему лицу — в настоящий момент информация об этом не раскрыта. Согласно официальному сайту ОСК, актуальными на 8 июля оставались сведения о структуре и составе акционеров по состоянию на 25 января 2021 г. В этом списке за Афанасьевым числится 0,89% голосующих акций, а, к примеру, за президентом ОСК Андреем Раздьяконовым  — 5,4% голосующих акций.

Если оценивать привлекательность выставленного Афанасьевым на продажу пакета для инвесторов, то уместно применить слово «низкая».

За 2020 г. ОСК собрала примерно на 235 млн р. больше нетто-страховых премий по сравнению с 2019 г., однако результат от страховой деятельности рухнул в 2,6 раза: вместо 319,5 млн р. в 2019 г. он в 2020 г. составил всего 123 млн р. В итоге прибыль страховщика за год упала в 2 раза: с 165,3 млн р. в 2019 г. до 85,8 млн р. в 2020 г. 28 мая годовое общее собрание акционеров ОСК решило прибыль за 2020 г. не распределять и дивиденды не выплачивать, тем самым нарушив традицию последних лет (см. «Хронограф» №24 (760) от 29.06.20).

Более того, восполнять потери ОСК, похоже, придется за счет прибыли дочернего общества — АО «Страховая компания «АСКОМЕД». За 2020 г. прибыль АСКОМЕДа составила 52,8 млн р. 28 мая годовое общее собрание акционеров АСКОМЕДа решило направить часть этой прибыли, в размере 46,8 млн р., на выплату дивидендов, большая часть которых достанется ОСК. На 29 июля намечено внеочередное собрание акционеров АСКОМЕДа. Теперь предстоит принять решение о внесении обществом вклада в имущество ОСК за счет оставшейся чистой прибыли.

За две недели до обнаружения Афанасьевым желания покинуть состав акционеров ОСК компания под руководством Раздьяконова ринулась в арбитраж. Заявление было подано к МИФНС-1 (делу присвоен №А55-13291/2021). ОСК вознамерилась признать незаконным решение МИФНС-1 №5 от 28 июля 2020 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Причем не целиком, а в нескольких пунктах. Так, ОСК полагает необоснованным доначисление налога на прибыль за 2014 г. в размере 1,1 млн р. (в связи с непризнанием налоговым органом расходов в размере 5,495 млн р., понесенных за услуги, оказанные ООО «СТС») и начисление на эту сумму пеней. Также незаконным ОСК считает начисление пеней в размере 2,288 млн р. «в связи с неудержанием и неперечислением в бюджет НДФЛ с доходов,

выплаченных индивидуальным предпринимателям Александровой Т.С, Соловьевой А.А., Михайловой М.В., Саяпиной Л.В. и Токуновой В.П.» С предложением МИФНС-1 удержать и перечислить неудержанный НДФЛ в размере 4,586 млн р. с доходов, выплаченных указанным ИП, ОСК также не согласна.

Наконец, ОСК не устраивает предложение МИФНС-1 уменьшить убыток за 2015 г. на 12,7 млн р. в связи с непризнанием налоговым органом расходов в размере 274,86 тыс. р., понесенных за услуги, оказанные ООО «ОС-Полис», а также в связи с неправомерным, по мнению налогового органа, «неотражением внереализационных доходов по невостребованному долгу перед ЗАО «РК-гарант» в размере 12,429 млн р.» Предварительное судебное заседание по делу намечено на 13 июля. Андрей Раздьяконов и начальник МИФНС-1 Александр Тоскин не комментируют, ставили ли они в известность об итогах налоговой проверки ОСК и возникший после этого судебный спор с Центральным Банком (ЦБ) РФ, для которого страховщик является поднадзорным субъектом.

Тем временем регулятор в лице ЦБ РФ вновь занялся своим любимым делом — привлечением ОСК к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией). Соответствующее заявление принято Арбитражным судом Самарской обл. 1 июля. Кстати, по схожему сценарию развивались события вокруг нескольких страховщиков федерального уровня, к настоящему моменту лишенных лицензий на страховую деятельность и признанных банкротами (см. «Хронограф» №3(784) от 01.02.21).

Учитывая, что любые лицензионные «проколы» страховщиков действуют на ЦБ РФ как красная тряпка, то при условии сопряжения санкций регулятора по отношению к ОСК с санкциями фискальных органов можно ожидать худшего. Печальный исход, не исключено, прогнозирует и опытнейший Анатолий Афанасьев. В этом случае его попытка выйти из акционеров ОСК в канун грядущих свершений может объясняться намерением избежать их последствий. Например, быть привлеченным к субсидиарной ответственности по обязательствам ОСК.