Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (834) | 28 марта 2022г.
 

Инициатива Меркушкина

Не дала монополизировать тольяттинский рынок наружной рекламы

ИА «Центр-Инфо»

23 марта депутаты думы г.о. Тольятти (ТГД) поддержали обращение к губернатору Самарской обл. и в Самарскую губернскую думу с предложением вернуть муниципалитету полномочия в сфере наружной рекламы, утраченные в бытность главой региона (2012-2017 гг.) Николая МЕРКУШКИНА. Официальным ретранслятором идеи выступил председатель комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию (КМИГЗ) ТГД Игорь ЛЫТКИН. Заинтересованным лицом в данном вопросе можно считать бенефициара Группы компаний «Ректол» Александра КОТЛЯРА

Из города в область

В официальной версии ТГД поводом для обращения в область служит застарелая проблема регулирования рынка наружной рекламы. В документе, обнародованном представителями муниципального органа самоуправления, сообщается следующее: «Многочисленные нарушения требований законодательства в сфере наружной рекламы на территории г.о. Тольятти являются одной из актуальнейших и социально значимых проблем города. Наведение порядка, установление законности и организация работы в четком соответствии с требованиями законодательства — одна из задач, стоящая перед депутатским корпусом, поскольку все эти факторы непосредственно влияют на поступление доходов в муниципальный бюджет, имеющий сегодня предельный дефицит».

Примерно такие же формулировки звучали, когда по инициативе губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина полномочия в сфере наружной рекламы были изъяты у муниципалитетов. С 2014 г. регулирование рынка рекламы было передано региональному министерству имущественных отношений (МИО). На МИО были возложены обязательства по проведению торгов, выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, их демонтаж и заключение соответствующих договоров в указанной сфере деятельности.

Примечательно, что в публикациях того периода акцент делался именно на Тольятти как на аутсайдере по сборам средств и лидере в плане беспорядка на рынке наружной рекламы. Надо сказать, что далеко не все, особенно доминанты в данной отрасли, с энтузиазмом встретили инициативу Меркушкина. Однако в бытность Меркушкина главой Самарского региона было принято молча принимать и поддерживать любую замысловатую идею, спущенную сверху.

Административная связка

Становление рынка наружной рекламы, как и многих других несвойственных советской идеологии направлений деятельности, пришлось на начало 90-х гг. XX в. Первопроходцем в Тольятти справедливо будет считать выходца из системы снабжения Хетага Тагаева, бросившего якорь на территории Волжского речного порта на ул. Коммунистической. Позднее на площадях приватизированного речпорта были организованы производственные базы. Компаньоном Тагаева стал Александр Котляр.

В 2000 г. мэр Тольятти (2000-2008 гг.) Николай Уткин пригласил Тагаева на пост начальника управления потребительского рынка и услуг. Тагаев принял чиновничий портфель, с которым не расставался до 2012 г. От ведения бизнеса официально пришлось дистанцироваться, но именно с этого момента начался стремительный расцвет группы «Ректол», единственным бенефициарным владельцем которой формально стал Котляр.

В короткий срок «Ректол» сумел выбиться в передовики по предложению на рынке наружной рекламы в Тольятти. Большинство конкурентов незаметно для общественности терпели неудачи. Даже Средневолжское рекламное агентство, принадлежавшее маститому бизнесмену, основателю тольяттинской школы греко-римской борьбы Александру Антошину, не смогло выдержать конкуренции.

По воспоминаниям наблюдателей, в рекламной сфере происходили такие фортели, которые вряд ли сможет когда-нибудь понять менеджер западной бизнес-школы. В 2012 г. с приходом мэра Тольятти (2012-2017 гг.) Сергея Андреева Тагаеву пришлось оставить должность. Котляр уже стал самостоятельной фигурой и не нуждался в покровителях. Более того, Котляра называли серым кардиналом мэрии андреевского периода. Бенефициару «Ректола» небезосновательно приписывали участие в формировании административной команды Сергея Андреева (см. «Хронограф» №31 (430) от 17.09.12).

С приходом главы Тольятти (2017-2021 гг.) Сергея Анташева позиции Котляра несколько ослабли. Тем не менее в 2018 г. в состав действующего VII созыва(2018-2023 гг.) ТГД были введены, как принято считать, креатуры Александра Котляра (см. «Хронограф» №3 (696) от 4.02.19). На тех же выборах 2018 г. мандат депутата ТГД получил Игорь Лыткин. Последнее место работы Лыткина, до перехода в представительный орган власти, — управление торгов администрации Тольятти, где он занимал пост руководителя.

Лобби Котляра

Знакомство Лыткина с местными элитами общеизвестно. На муниципальную службу он поступил в 1997 г. и принимал непосредственное участие в судьбе многих муниципальных объектов, позже перешедших в частные руки (см. «Хронограф» №30 (766) от 14.09.20). В 1994 г. Лыткин носил погоны представителя службы налоговой полиции, где сумел дослужиться до заместителя начальника отдела по г. Тольятти и Ставропольскому р-ну. Так что знакомство нынешнего председателя КМИГЗ с бизнесом Тагаева-Котляра могло состояться в период становления коммерческой организации.

За время существования группы «Ректол» Александр Котляр принимал непосредственное участие в примерно полутора десятках фирм. Рекламный бизнес дополнился торговлей. По сведениям ЕГРЮЛ, на данный момент Котляр имеет непосредственное отношение к 6 действующим юрлицам. В т.ч. является учредителем ООО «Ректол», основным видом деятельности которого записана деятельность рекламных агентств. В то же время необходимо обратить внимание на то, что вид деятельности «Деятельность рекламных агентств» фигурирует в дополнительных видах деятельности многих компаний Котляра. Каким образом перераспределяются контракты и денежные потоки внутри группы «Ректол», наверное, известно только Котляру.

Как бы кто ни относился к реформам Меркушкина, но его инициатива 2014 г. позволила хотя бы в какой-то части восстановить паритет на тольяттинском рекламном рынке. В случае реализации предложения, озвученного Лыткиным, есть шанс получить в Тольятти однополярную систему предоставления услуг в данной сфере. Насколько будет полезна такая система для бюджета Тольятти, вопрос открытый. Для понимания ситуации будет уместно напомнить о происходящем в АО «ПО КХ г.о. Тольятти», которое открыто используется в интересах бизнеса Котляра (см. «Хронограф» №1 (825) от 17.01.22).