Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (838) | 25 апреля 2022г.
 

Между студентами и дачниками

В разгар дачного сезона десятки самарских автобусов отправят на Студвесну

Егор Кошеров

18-24 мая в Самаре состоится XXX Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна». Как и во время ЧМ-2018, на перевозки веселящейся публики будут мобилизованы десятки городских автобусов. На это выделяется более 26 млн р. Логично предположить, что поставщиком транспортных услуг будет ООО «Самара Авто Газ» (САГ), которому, видимо, придется снять значительную часть подвижного состава с городских и дачных маршрутов. Впрочем, в сложившихся условиях перевозчику главное разом принять поступающие со всех направлений субсидии, невзирая на ограниченные транспортные ресурсы.

Веснобесие

В Самаре состоится всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна», который по своей массовости и по затраченным ресурсам будет походить на «второй мундиаль». Уже известно, что открытие фестиваля пройдет на стадионе «Солидарность Самара Арена», а закрытие — в новом Дворце спорта. Организаторы уверяют, что церемония открытия будет не менее яркой, чем открытие Олимпиады. Обещают, что юбилейная Студвесна станет фееричной, «неформатной» и самой массовой за все годы. На портале правительства Самарской обл. сообщается: «Обозначены ключевые конкурсные площадки театр оперы и балета, филармония, СамАРТ, КРЦ «Звезда», «МТЛ-Арена» и другие. Активно будут задействованы досуговые зоны на пл. им. Куйбышева, набережной р. Волги, в парках и скверах Самары. Организаторы заявляют, что это будет не чисто студенческий фестиваль — вся Самарская обл. и ее гости станут зрителями и соучастниками действа» (https://www.samregion. ru/ press_center/ news/ dmitrij- azarov- provyol- soveshlianie- po- podgotovke- xxx- festivalya- rossijskaya- studencheskaya- vesna/).

В Самаре, как и во время мундиаля, при перевозке многочисленных участников, гостей и зрителей будет задействовано огромное количество автобусов. Уже объявлен электронный аукцион «Оказание услуг по организации и обеспечению транспортных перевозок в рамках XXX Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна». Заказчиком выступает ГБУ Самарской обл. «Агентство по реализации молодежной политики». Начальная цена контракта — 26,3 млн р.

Согласно техзаданию, организаторам фестиваля для проведения мероприятия необходимы транспортные средства: комфортабельные туристические автобусы большой вместимости, автобусы городского типа (вместимостью не менее 100 пассажиров) для организации работы шаттлов, микроавтобусы с салоном категории «Турист» и легковые автомобили.

«Транспортные средства предназначены для обеспечения транспортной перевозки участников, гостей, организаторов, волонтеров на различные площадки проведения фестиваля и обратно, в т.ч.: конкурсные площадки — не менее 10, площадки проживания — не менее 70, пункты прибытия/отбытия — аэропорт Курумоч, центральный автовокзал, железнодорожный вокзал, стадион «Солидарность Самара Арена», Ледовый дворец спорта и другие площадки. Все площадки находятся в пределах Самарской обл.», — сказано в техзадании.

В документе указано, что в период с 16 по 18 мая участников фестиваля будут встречать в аэропорту Курумоч, на железнодорожном вокзале и автовокзале «Центральный» с последующей организованной доставкой к местам проживания. Максимальная единовременная потребность составит 30 автобусов, 15 микроавтобусов и 3 легковых автомобиля. При этом 18 мая. в день открытия фестиваля, будет организован подвоз участников фестиваля на стадион «Солидарность Самара Арена». В техзадании сказано: «Максимальная единовременная потребность — 90 автобусов для доставки участников фестиваля из точки сбора до стадиона и обратно в места проживания». Помимо этого, в период с 13 по 26 мая будет организован дежурный транспорт для перевозки организаторов, волонтеров, участников и других категорий участников фестиваля. Для выполнения этой задачи максимальная единовременная потребность составит 6 автобусов, 3 микроавтобуса и 5 легковых автомобилей. 23 мая в «МТЛ-Арена» состоится церемония награждения, куда будет осуществляться доставка участников мероприятия, максимальная единовременная потребность — 20 автобусов. В период с 23 по 25 мая в целях обеспечения организованного отъезда участников фестиваля будет осуществляется трансфер в аэропорт Курумоч, ж/д вокзал, автовокзал «Центральный» из мест проживания, максимальная единовременная потребность составит 40 автобусов, 20 микроавтобусов и 4 легковых автомобиля.

Отдельно следует сказать о работе т.н. шаттлов, которые в период проведения Студвесны будут собирать с городских улиц массы людей и доставлять их на конкурсные площадки. В техзадании сказано: «В период с 17 по 24 мая 2022 г. в целях обеспечения транспортного обслуживания необходима организация работы шаттлов по двум маршрутам в прямом и обратном направлениях с интервалом графика работы не более 5-8 минут.

Максимальная продолжительность маршрута — 20 км. Заказчик в первый день после подписания контракта передает исполнителю схему маршрутов с остановками и расписание движения. В автобусах необходимо разместить схему маршрута и объявлять остановочные пункты. Планируется использовать 30 городских автобусов с 7.00 до 24.00». При этом для подвоза участников к шаттлам из отдаленных мест проживания будет задействован дополнительный транспорт: до 2 автобусов и 3 микроавтобусов.

Таким образом, кульминационным днем будет 18 мая. Получается, что в день открытия Студвесны будет задействовано более 120 автобусов, не считая микроавтобусов и легковых автомобилей (90 автобусов для доставки участников на стадион «Солидарность Самара Арена», 30 автобусов будут курсировать в качестве шаттлов, 2 вспомогательных к ним автобуса, 6 дежурных). В рядовые дни, получается, к проведению Студвесны будет привлекаться порядка 38 автобусов.

В Самаре, по всей видимости, есть только один транспортный перевозчик, который в своем автопарке имеет необходимое количество автобусов. Таковым является ООО «САГ», которое осуществляет перевозку пассажиров по городским и садово-дачным маршрутам. Номинально директором и учредителем ООО «Самара Авто Газ» является Александр Судаков. Он представляет интересы подмосковного холдинга «Ранд-Транс». Считается, что конечным бенефициаром холдинга «Ранд-Транс» является московский бизнесмен Карен Авагумян. Хотя цепочка неформальных тянется к родственникам министра внутренних дел РФ Владимира Колокольцева (см. «Хронограф» №2 (826) от 24.01.22). Отвечая на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф», ООО «САГ» заявило, что автопарк предприятия состоит из 429 автобусов.

Тяжелая доля «инвестора»

Важно отметить, что проведение фестиваля «Российская студенческая весна» накладывается на т.н. дачный сезон. В 2022 г. рейсы на садово-дачные массивы стартуют 2 мая. Сезон перевозок завершится в конце октября. Администрация г.о. Самара сообщила, что контракт заключен с ООО «САГ». Как и в прошлом году, перевозки будут организованы по 29 маршрутам. «На всех запланированных маршрутах будем задействовать до 52 ед. транспорта — автобусов среднего и большого класса вместимости», -рассказала заместитель директора ООО «САГ» по связям с общественностью Анна Замыцкая.

ООО «САГ» по вполне очевидным причинам не может выпустить из рук такое важное направление, как дачные перевозки. Дело в том, что перевозки на садово-дачные массивы также субсидируются из бюджета. Причем в интересах перевозчика уже пролоббирован вопрос о кратном увеличении бюджетных вливаний в текущем году. Так, 13 апреля состоялось заседание общественной комиссии по транспорту при комитете по строительству, транспорту и автомобильным дорогам Самарской губернской думы (СГД). Руководитель департамента транспорта г.о. Самара Сергей Маркин рассказал, что финансирование дачных перевозок по сравнению с прошлым годом увеличилось более чем в 2 раза и составляет 137 млн р.

Разумеется, возникает вполне закономерный вопрос о причинах увеличения бюджетных расходов на субсидирование перевозчика, который позиционирует себя в медийном пространстве в качестве инвестора. Количество дачных маршрутов не увеличилось. Судя по всему, автобусов тоже не прибавится, «инвестор», который в 2 раза увеличивает поглощение бюджетных субсидий на дачные перевозки, стоимость проезда в транспорте не снижает. «Стоимость поездок на садово-дачные массивы рассчитывается с учетом того, что это межмуниципальные маршруты. В текущем году стоимость проезда для граждан не изменится и останется на уровне прошлого года», — поведал на официальном сайте городской администрации заместитель руководителя департамента транспорта г. о. Самара Александр Еропов.

ООО «Самара Авто Газ» удвоило объем субсидий на дачные перевозки путем внедрения нового формата расчета. Теперь оплата производится исходя из выполненной транспортной работы, без привязки к количеству пассажиров. Более того, по словам Сергея Маркина, данная практика получит дальнейшее распространение. «Докладчик отметил, что в перспективе — перевод на такую схему работы и других городских маршрутов», — передает сайт СГД.

К слову, «инвестор» активно работает и над увеличением субсидирования на городские перевозки. Известно, что в настоящее время в г.о. Самара установлен расчетный тариф по муниципальным маршрутам городским наземным транспортом в размере 38 р. за перевозку 1 пассажира. Однако стоимость проезда для пассажиров установлена в размере 35 р. (32 р. — за безналичный расчет).

Оставшаяся разница компенсируется за счет бюджета. Тем не менее менеджерам Карена Авагумяна и этого показалось мало. Руководство ООО «САГ» на минувшем заседании общественной комиссии попросило увеличить тариф на перевозки до 50 р. Якобы существующий тариф не покрывает издержки, которые несет перевозчик. Возникает вопрос: зачем тогда т.н. «инвестор» пришел на самарский рынок?

«Новая модель» САГ

Нетрудно заметить, что бенефициары ООО «САГ» принялись с небывалым усердием вытягивать бюджетные средства буквально по каждому поводу. Возможно, процессы ускорились совсем не случайно. 18 апреля председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина заявила, что уже во II-III кв. экономика страны войдет в период «структурной трансформации» и «поисков новых моделей бизнеса». Одновременно мэр г.о. Москва Сергей Собянин выдал прогноз, что «более 200 тыс. человек в Москве рискуют остаться без работы из-за приостановки деятельности иностранными компаниями». С учетом того, что иностранные компании начали уходить из РФ в марте, а выходное пособие длится 3 мес, следует ожидать обвального роста безработицы с середины июня т. г. Ко всему этому следует добавить «час икс» — 25 мая, когда вступят в силу заявленные санкции против ЦБ РФ. К этому же времени подойдет срок выплаты зависших в настоящий момент процентов по государственным ценным бумагам, которые РФ пытается погасить рублями. Совокупность грядущих событий стимулирует распорядителей бюджета лихорадочно пилить то, что пока не съел секвестр.

Месседж Собянина в большей степени адресован всякого рода «инвесторам» типа ООО «САГ». В традициях советской статистики следует ожидать куда больше тысяч безработных, чем заявил столичный градоначальник. В регионах ситуация вряд ли будет лучше. В переводе на язык «инвесторов» это означает обвальное падение платежеспособности населения. В общем, платить за проезд будет нечем. Отсюда и стремление вытащить из бюджета максимум возможного, пока этот бюджет существует. Видимо, по консолидированному мнению САГ и самарского «белого дома», данная форма бюджетного паразитизма и является искомой «новой моделью бизнеса». Тем более что отказать почетным стейкхолдерам самарских перевозок нельзя.

Между тем ООО «САГ» при таком пухлом портфеле государственных и муниципальных контрактов рискует не справиться с исполнением обязательств по всем фронтам. По данным Википедии, которые были актуальны на 2018 г., у ООО «САГ» автопарк льготных автобусов насчитывал 461 автобус, из которых в реальной эксплуатации находилось всего 334. Сейчас, как было отмечено выше, автопарк перевозчика насчитывает 429 автобусов. Причина произошедшего сокращения подвижного состава вполне понятна. ООО «САГ» занималось оптимизацией городских маршрутов, смысл которых сводился к сокращению количества автобусов с целью повышения рентабельности перевозок.

Вполне возможно, что какая-то часть автобусов была списана, а какая-то и сейчас простаивает, в связи с чем в реальности ежедневно в рейс выходит, видимо, далеко не весь подвижной состав. Вряд ли простаивающий резерв будет задействован в проведении Студвесны. Во-первых, нужна дополнительная проверка их технического состояния. Во-вторых, чтобы простаивающие автобусы пришли в движение, нужно нанять новых водителей, а после завершения фестиваля их придется увольнять — не увеличивать же количество автобусов на городских маршрутах. Поэтому, скорее всего, в период проведения Студвесны значительная часть подвижного состава будет снята с городских и дачных маршрутов для перевозок участников и гостей фестиваля.

Ситуация осложняется тем, что в Арбитражном суде Самарской обл. сейчас развивается процесс по иску департамента финансов администрации г.о. Самара к ООО «САГ», в рамках которого истец требует взыскать 42,6 млн р. задолженности и неустойки по сублизинговым платежам (дело МА55-3848/2022). В любой момент может поступить ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на часть автопарка. Таким образом, в майские дни, когда активно закладываются первые грядки, дачники рискуют остаться на остановках или помять свою рассаду в переполненных автобусах.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.