Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (846) | 4 июля 2022г.
 

Содействие Пивкина

Привело к срыву принятия транспортной схемы СТА

Татьяна Федорова

В июне судебные разбирательства между министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. (Минтранс) и ФАУ «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (РОСДОРНИИ) могут перейти в кассационную инстанцию. Минтранс Ивана ПИВКИНА (на фото) заключил с РОСДОРНИИ договор на создание новой комплексной транспортной схемы Самарско-Тольяттинской агломерации (СТА). Губернатор Самарской обл. Дмитрий АЗАРОВ давал личное поручение Пивкину «всячески содействовать разработчикам». Работы были выполнены с замечаниями и до настоящего момента не оплачены.

8 мая 2020 г. между ФАУ «РОСДОРНИИ» и Минтрансом был заключен контракт на выполнение научно-исследовательской работы «Разработка документов транспортного планирования Самарской обл. (ПКРТИ, КСОТ), актуализация документов транспортного планирования Самарско-Тольяттинской городской агломерации (ПКРТИ. КСОТ), разработка регионального проекта создания и внедрения элементов интеллектуальной транспортной системы (ИТС) Самарской обл., предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в Самарско-Тольяттинской городской агломерации». Цена контракта составила 119,2 млн р. Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры (ПКРТИ) и комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) — ключевые документы транспортного планирования, необходимые для развития транспортной инфраструктуры территории.

12 августа 2020 г. вопрос комплексного развития транспортной инфраструктуры СТА обсуждался на градостроительном совете под председательством губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова. «Главная задача задуманной оптимизации маршрутной сети состоит в том, чтобы сократить время жителей агломерации в пути, сделать остановочные павильоны более доступными. Губернатор поручил председателю правительства области Виктору Кудряшову взять работу на личный контроль», — сообщала пресс-служба губернатора. На этом же совете Азаров дал поручение министру Пивкину «всячески содействовать разработчикам» (https:%%www.samregion. ru/ press_center/ news/ na- gradsovete- rassmotreli- razrabotku- kompleksnoj- transportnoj- shemy- samarsko- tolyattinskoj- aglomeraczii/).

Работы, предусмотренные контрактом, были выполнены в установленный срок и переданы заказчику. Однако 9 декабря 2020 г. Минтранс вернул документацию на доработку. 22 декабря 2020 г. РОСДОРНИИ направил откорректированные результаты работы, акт сдачи-приемки выполненных работ и счет на оплату, но и на этот раз научно-исследовательские труды не были приняты.

Институту вновь пришлось корректировать работу с учетом всех поступивших замечаний. 3 февраля 2021 г. документы в очередной раз были переданы заказчику. После истечения сроков приемки, 24 февраля 2021 г., ФАУ «РОСДОРНИИ» уведомило Минтранс о том, что считает результаты работ по научно-исследовательской работе принятыми в полном объеме, поскольку мотивированного отказа от их приемки не поступило, и предложило произвести оплату. В ответ на это письмо Минтранс сообщил подрядчику о выявленных членами приемочной комиссии замечаниях к представленной работе. При этом переданная отчетная документация не возвращалась. В соответствии с заключением Ассоциации транспортных инженеров доработанная научно-исследовательская работа соответствовала требованиям контракта и требованиям ГОСТ 7.32-2017 по структуре и содержанию. 24 марта 2021 г. институт еще раз напомнил Минтрансу, о том, что считает свою работу принятой, а потому потребовал оплату по контракту. Но денег ФАУ «РОСДОРНИИ» так и не получило.

15 октября 2021 г. ФАУ «РОСДОРНИИ» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с исковым заявлением к Минтрансу о взыскании 146,85 млн р., в т.ч.: 119,2 млн р. — долг по государственному контракту от 8 мая 2020 г., неустойка в сумме 27,65 млн р. 4 февраля 2022 г. было принято встречное исковое заявление от Минтранса, в котором содержалось требование обязать ФАУ «РОСДОРНИИ» в течение 5 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу представить Минтрансу результат работ по государственному контракту. Кроме того, министерство Пивкина требовало присудить на случай неисполнения решения суда выплаты по 100 тыс. р. в день.

Решением Арбитражного суда Самарской обл. от 11 марта 2022 г. по делу №А55-29962%2021 с Минтранса в пользу РОСДОРНИИ был взыскан долг в размере 119,2 млн р., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 162 тыс. р. В остальной части требований было отказано. Встречный иск министерства был оставлен без удовлетворения. Вердикт первой инстанции не устроил ФАУ «РОСДОРНИИ». Была подана жалоба с требованием взыскать пени за период с 21 марта 2021 г. по 3 марта 2022 г. в размере 27,65 млн р., а также пени за несвоевременную оплату. 27 мая 2022 г. было вынесено определение о частичном удовлетворении жалобы.

С Минтранса теперь взыскивают в общей сложности 148,9 млн р. Это основной долг плюс насчитанная неустойка. Вероятнее всего, министерство будет оспаривать это решение в Арбитражном суде Поволжского округа.

У ФАУ «РОСДОРНИИ» большой опыт работ по госконтрактам. Институт являлся поставщиком в 279 государственных контрактах на сумму 5,24 млрд р. и выступал заказчиком в 1 079 государственных контрактах на сумму 9,59 млрд р. Тем не менее именно в Самарской обл. РОСДОРНИИ столкнулся с серьезной проблемой выстраивания коммуникаций с лицами, принимающими решения по линии Минтранса. Будет крайне странным, если, проиграв все судебные инстанции в споре с РОСДОРНИИ, Иван Пивкин продолжит оставаться в должности министра.

Справка:

Самарско-Тольяттинская агломерация (СТА) полностью или частично включает территории 8 городов (Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск, Кинель, Жигулевск, Октябрьск) и 9 районов (Безенчукский, Волжский, Кинельский, Красноармейский, Красноярский, Приволжский, Ставропольский, Сызранский, Шигонский). На территории СТА проживают 2,7 млн чел. — это 86% населения области, производится 81% промышленной и 42% сельскохозяйственной продукции, осваивается 84% инвестиций. Для управления развитием СТА в январе 2014 г. был создан координационный совет по развитию СТА.

Комментарии

Станислав НАБОКО, генеральный директор ФАУ «Российский дорожный научно-исследовательский институт»

- Выполненная ФАУ «РОСДОРНИИ» научно-исследовательская работа содержит большой объем информации, который заказчик перед приемкой изучает и готовит замечания и предложения. С учетом опыта таких работ подобная практика не является чем-то из ряда вон выходящим. Отчет о работе был переработан и сдан заказчику в соответствии с требованиями технического задания к контракту. Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. в ходе приемки работ действовало, исходя из интересов транспортного комплекса региона, поэтому выставило замечания к отчету по работе, часть из которых была принята и устранена. За последние 3 года контракт на разработку документов транспортного планирования Самарской обл. был единственным заключенным с министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской обл.