Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (860) | 14 ноября 2022г.
 

Будущее АТП-3

Никогда не лишит Тольятти своего перевозчика

Егор Кошеров

9 ноября дума г. о. Тольятти (ТГД) приостановила ход процесса приватизации единственного муниципального пассажирского перевозчика, использующего в своей деятельности автобусный парк. Депутатам понадобилось время. Хотя на необходимость изменения организационно-правовой формы муниципальных предприятий сферы общественного транспорта прямо указывает законодатель. Директор МП «ТПАТП №3» Александр АБРАМОВ уверен: «Предприятие в статусе акционерного общества будет работать не менее эффективно, самое главное — чтобы муниципалитет оставался в роли учредителя перевозчика».

МП «Тольяттинское пассажирское автотранспортное предприятие №3» (АТП-3) было зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица в 1993 г. На тот момент АТП-3 делило рынок перевозок пассажиров в Тольятти с двумя другими муниципальными операторами — МП «ТПАТП №1» и МУП «Тольяттинский пассажирский автотранспортный комбинат» (ТПАК). Последнее было ликвидировано в 2004 г. АТП-3 частично унаследовало имущество ТПАК.

Ликвидация МП «ТПАТП №1» осуществлялась через многолетнее банкротство. Формально ТПАТП №1 было исключено из ЕГРЮЛ только в 2019 г. Фактически предприятие перестало осуществлять деятельность перевозчика в 2006 г. По сути, АТП-3 не одно десятилетие исполняло социальную функцию в Тольятти, будучи единственным пассажирским перевозчиком, имеющим на балансе автобусный парк. В 2014 г. оно отметило 30-летний юбилей (год создания — 1984-й).

При поддержке, оказываемой из бюджетов различного уровня, для АТП-3 закупались новые автобусы. По сведениям, раскрытым ТГД, на 1 января 2022 г. на балансе АТП-3 находилось 285 автобусов различной вместимости. Учитывая особое положение МП, неудивительно, что выручка предприятия уже на протяжении нескольких лет колеблется около отметки 1 млрд р.

Однако исключительность положения АТП-3 обременяет перевозчика выполнять нерентабельные рейсы. К примеру, по итогам 2021 г. общая доходность предприятия немногим превысила 982,4 млн р.

Около 50% выручки АТП-3 формируется за счет исполнения договорных отношений с АО «АВТОВАЗ» по перевозке сотрудников завода. При этом себестоимость по всем видам перевозок сложилась в сумме 1,14 млрд р., что отмечено в заключении аналитического отдела ТГД. Выпадающие доходы компенсируются бюджетом.

Если обратиться к данным, сформировавшимся по итогам работы АТП-3 в I полугодии 2022 г., видно, что у предприятия есть шанс закончить финансовый год с выручкой, превышающей показатель предыдущего — 2021 г. За первые 6 мес. т. г. АТП-3 отчиталось о выручке в размере более 526 млн р. При этом не скрывается наличие кредиторской задолженности, в 2,5 раза превышающей размер дебиторской задолженности (123 млн р. против дебиторки в размере 45 млн р.).

При всех достижениях АТП-3 продолжает быть нерентабельным. Причина озвучена выше: предприятие выполняет социальную функцию, принимая на себя расходы по перевозке льготной категории пассажиров, субсидии не всегда на 100% перекрывают понесенные затраты.

Необходимо учитывать внешние обстоятельства. К примеру, за последний год существенно выросли цены на запчасти, на некоторые позиции — почти в 2 раза. В то же время сумма муниципального контракта, на основании которого АТП-3 осуществляет перевозку пассажиров в Тольятти, остается неизменной. Уже сейчас специалисты АТП-3, формируя бюджет на предстоящий период, исходят из того, что предприятие закончит год с убытком.

Немаловажен следующий аспект: АТП-3 является одним из крупнейших работодателей в Тольятти. Согласно данным, представленным предприятием на конец июня 2022 г., в штате АТП-3 числилось 940 чел.

В 2021 г. среднесписочная численность персонала составляла 1047 чел. Годом ранее, в 2020 г., в АТП-3 было трудоустроено 1333 чел. Нехватка работников обусловлена неконкурентным уровнем зарплаты, хотя, по информации представителей АТП-3, фонд оплаты труда является самой крупной строкой расходов предприятия. Тем не менее автобусы выходят на маршруты, доставка пассажиров осуществляется согласно графику и требованиям, прописанным в муниципальном контракте.

Что касается подвижного состава, в ближайшее время ожидается обновление парка АТП-3. На упомянутом заседании ТГД, 9 ноября, было принято решение о внесении изменений в бюджет Тольятти. Из регионального бюджета выделено 143 млн р., которые станут первым авансовым платежом администрации Тольятти для приобретения 19 новых низкопольных автобусов МАЗ 203047. Машины приобретаются муниципалитетом в лизинг и передаются в АТП-3 в хозведение.

Приватизация АТП-3, о которой шла речь на заседании ТГД, проводится в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. №485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и в Федеральный закон «О защите конкуренции». В соответствии с графиком, утвержденным еще главой Тольятти (2017-2021 гг.) Сергеем Анташевым, преобразование МП «ТПАТП №3» в акционерное общество запланировано на III кв. 2023 г. В соответствии с указанным выше законом муниципальные предприятия, не сменившие организационно-правовую форму, подлежат ликвидации.

Комментарии

Александр АБРАМОВ, директор МП «ТПАТП №3»

- Я, наверное, не смогу привести пример, где, в каком городе муниципальное пассажирское предприятие генерирует прибыль. Работая на нерентабельных маршрутах, нельзя рассчитывать на рентабельность самого предприятия, хотя размер оборотных средств может достигать завидных отметок. Думаю, что дееспособность АТП-3 скорее зависит не от того, в какой организационно-правовой форме оно продолжит функционировать. Стабильность рынка пассажирских перевозок в Тольятти сохранится при условии, что АТП-3 останется в собственности муниципалитета