Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (870) | 13 февраля 2023г.
 

Стартап не удался

Ирине Титовой следует быть осмотрительнее в подборе партнеров

Егор Кошеров

В феврале ООО «Стальтранс» (ИНН 6313558725) попытается обжаловать решение о взыскании с него почти 7 млн р. неосновательного обогащения в пользу дочерней структуры ОАО «РЖД». Во встречном заявлении о взыскании убытков было отказано. Директор «Стальтранса» Николай НЕЛЮБИН намеревался выдать за убытки расходы, понесенные на аффилированное юрлицо для получения разрешений в Росавтодоре. Правоохранительные и налоговые органы при сигнале со стороны «РЖД» могли бы внимательно присмотреться к действиям Нелюбина. Странно, как такой кверулянт-стартапер мог оказаться в когорте генеральных партнеров Самарского регионального отделения (СРО) «Опора России», возглавляемого Ириной ТИТОВОЙ.

22 декабря 2022 г. Арбитражный суд Самарской обл. вынес решение по делу МА55-13398/2022. АО «РЖД Логистика» — дочернее общество ОАО «РЖД» — требовало с самарской компании «Стальтранс», принадлежащей Николаю Нелюбину, около 6,5 млн р. неосновательного обогащения и проценты за пользование чужими деньгами. «Стальтранс» заявил встречный иск, где просил взыскать с «РЖД-Логистики» убытки, превышающие 1 млн р., упущенную выгоду — 5,21 млн р. и штраф — 1,29 млн р. в связи с непредъявлением груза к перевозке. Определением от 11 октября 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца было привлечено ООО «РТ-Логистика» — дочернее предприятие ГК «Ростех».

Договор между «РЖД Логистикой» (заказчиком) и «Стальтрансом» (перевозчиком) на доставку грузов автомобильным транспортом был заключен в январе 2021 г. Заказчик внес аванс за услуги в сумме 12,91 млн р., но перевозчик успел отработать только половину. В феврале 2022 г. АО «РЖД Логистика» в одностороннем порядке отказалось от исполнения договора без обоснования причин, как было предусмотрено документом, и попросило вернуть неиспользованный аванс. «Стальтранс» деньги отдавать не спешил. Зато придумал, как избежать платежа. Возникла версия об упущенной выгоде в 5,21 млн р., состоящей из рыночной стоимости права пользования двумя грузовыми транспортными средствами (ТС) на протяжении нескольких месяцев.

Перевозчик якобы «зарезервировал» свои грузовики в рамках договора и не мог использовать их в иных сделках. Однако доказательства востребованности остального парка ТС «Стальтранса» в спорный период, а также необходимости простоя именно двух ТС в этот период отсутствовали. Скорее всего, резервирование было мнимым. Или резервировались ТС, принадлежащие аффилированному лицу. Как вариант, подручные Нелюбина не успели сфабриковать необходимые путевые листы.

Убытки, в версии «Стальтранса», состояли из его расходов и расходов привлеченного им на помощь перевозчика ООО «Транспортер КТГ» с ИНН 6314044842 на получение разрешений на перевозку тяжеловесных грузов «с предварительной оценкой технического состояния дорог по маршруту перевозки». Разрешения на движение по автодорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспорта выдает Росавтодор. Для «Стальтранса» они, судя по насчитанной сумме убытков, вышли недешевыми. Сколько пришлось заплатить за «предварительную оценку дорог на маршруте», еще уточняется. Любопытно и участие в схеме «Транспортера КТГ» — аффилированного «Стальтрансу» общества. На 50% принадлежащий Николаю Нелюбину перевозчик почти не имеет основных средств на балансе (161 тыс. р.), что может означать отсутствие собственного парка ТС. Зачем было получать разрешения на «пустую» компанию, непонятно. Не исключено, «Стальтранс» использовал «Транспортер КТГ» для оптимизации налогообложения.

Суд счел, что дополнительные расходы перевозчика на «получение разрешений» не предусмотрены условиями договора, а потому эти расходы «Стальтранс» должен был учесть в цене оказанных услуг. Транши в адрес «Транспортера КТГ» были расценены судом как поведение, не направленное на минимизацию предпринимательских рисков. В штрафе также было отказано. «Договор расторгнут, следовательно, обязанность по представлению груза для перевозки в любом случае отсутствует», — написано в решении. Первоначальное требование «РЖД Логистики» к «Стальтрансу» было удовлетворено в размере 6,7 млн р.

Попытка надуть московских транспортных операторов грозит поставить крест на перспективах «Стальтранса», который при некоторых оговорках можно считать успешным стартапом его владельца Николая Нелюбина. В 2021 г. основанный летом 2020 г. «Стальтранс» продемонстрировал впечатляющий рост выручки (в 15,7 раза) к уровню предыдущего года. Выручка «Стальтранса» в отчетном периоде составила почти 126 млн р. при чистой прибыли 4,48 млн р. В качестве налога на прибыль было уплачено 206 тыс. р., в качестве НДС — 1,35 млн р., в то время как имеющий меньшую выручку (88 млн р.) «Транспортер КТГ» уплатил почти 3 млн р. НДС. Это может свидетельствовать в пользу версии об уклонении «Стальтранса» от уплаты налогов в надлежащем размере. По инициативе оппонентов Нелюбина к его бизнесу могут возникнуть вопросы у фискальных органов. Кроме того, оценку действиям по «покупке разрешений» и «резервированию» ТС для выставления счета заказчику способны дать следственные органы.

Иск «РЖД Логистики» к «Стальтрансу» поступил в арбитраж в мае 2022 г. Спустя пару месяцев Нелюбин, видимо, решил подстраховаться. 25 августа 2022 г. СРО «Опора России» провела торжественное мероприятие, посвященное 20-летию организации. В официальных релизах подчеркивалось, что Нелюбин, как директор «Стальтранса», выступил генеральным партнером мероприятия. На каких условиях он согласился пойти на это и какие затраты понес, Нелюбин не раскрывает. Вероятно, его целью было прислониться к статусной общественной организации, чтобы получить правовую защиту от возможных претензий госорганов. Председателю СРО Ирине Титовой в этой связи следует проявить должную осмотрительность, а лучше избавить «Опору» от токсичных партнеров.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.