Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (183) | 14 мая 2007г.
 

Под прикрытием государства

Каданников сделает НТБ частью госкорпорации

Павел Соколов

8 мая совет директоров ОАО «Национальный торговый банк» (НТБ) принял решение о проведении внеочередного собрания акционеров. По этому случаю в тот же день был закрыт реестр акционеров и составлен список владельцев акций банка, обладающих правом участвовать в предстоящем собрании — в первом собрании акционеров ОАО «НТБ», в котором примет участие Внешэкономбанк (ВЭБ) в качестве акционера. 20 апреля он стал обладателем 25,05% обыкновенных акций НТБ, размыв долю Владимира КАДАННИКОВА (на фото) с 67,18% до 52,66%. Однако этот шаг позволил Каданникову открыть перед НТБ перспективу получить аффилированную связь с госкорпорацией «Банк Развития (Внешэкономбанк СССР)».

Обладателем блокирующего па­кета акций в подконтрольном Вла­димиру Каданникову НТБ Внеш­экономбанк (ВЭБ) стал в результа­те размещения дополнительной эмиссии акций. Объем выпуска со­ставил 7 млн. дополнительных акций. Номинальная стоимость одной акции — 10 р. Однако размещались они по цене 30 р. за штуку. Таким образом, 25-процентный пакет ОАО «НТБ» обошелся ВЭБу в 210 млн. р. До размещения дополнительных акций уставный капитал НТБ со­ставлял 219 млн. р. Сейчас он достиг отметки 289 млн. р. Размещение допэмиссии было осуществлено в те­чение двух дней. Началось 18 апре­ля, завершилось 19 апреля. Этому событию предшествовала череда внутрикорпоративных решений.

Решение о допэмиссии было принято 23 мая 2006 г. на внеочеред­ном собрании акционеров банка. За месяц до этого в НТБ был изменен состав совета директоров. Со своей стороны Каданников в совет ввел своих давних партнеров по ОАО AVVA — первого заместителя предсе­дателя ВЭБ Николая Косова и Юрия Зекцера. Зекцер на сегодняшний момент является советником председателя ВЭБ. Высказывались предположения, что Косов понадо­бился Каданникову для удержания НТБ от поглощения со стороны но­вых топ-менеджеров Группы АВТО­ВАЗ, близких Рособоронэкспорту.

.

Условия заявленной допэмиссии были таковы, что участвовать в за­крытой подписке могло только одно-единственное юрлицо — резидент РФ, не являющееся акционером НТБ. Если бы к размещению эмис­сии были бы допущены акционеры банка, то, вероятнее всего, для выку­па акций они использовали бы сред­ства фонда акционеров банка. Реше­нием годового собрания акционеров ОАО «НТБ» от 24.04.06 при распре­делении прибыли, полученной бан­ком в 2005 г., в этот фонд было на­правлено 112 млн. р. (см. «Хроно­граф» №15 (134) от 02.05.06)

После объявления решения о выпуске допэмиссии среди потенци­альных покупателей акций НТБ на­зывались банки «Новикомбанк» и «ГЛОБЭКС». ВТБ и АВТОВАЗ от­падали по той причине, что они, яв­ляясь акционерами НТБ, не подпа­дали под условия размещения.

Но уже 20 декабря 2006 г. вне­очередным собранием акционеров было отменено майское решение о допэмиссии НТБ. Появились версии, что это было сделано с целью снятия ограничения на участие в размеще­нии акций акционеров банка. Фаво­ритом в данном случае назывался ВТБ, уже несколько лет пытающий­ся открыть в Тольятти филиал. Руко­водство НТБ на протяжении всего этого времени воздерживалось от комментариев относительно потенци­ального покупателя акций. Но Ка­данников все же сумел завести бло­кирующий пакет акций НТБ в ВЭБ.

Стоит напомнить, что ВЭБ име­ет правовой статус специализиро­ванного государственного банка РФ, выполняющего функции агента правительства РФ. ВЭБ обеспечи­вает обслуживание внешнего долга РФ и централизованных внешнеэко­номических операций. На этом фоне интерес ВЭБ к провинциальному банку выглядит не совсем логично. Если бы не одна деталь.

В конце прошлого года прави­тельство РФ подготовило законо­проект «О Банке Развития» (БР), который в январе этого года был вне­сен на рассмотрение в Госдуму. Со­здание БР планируется осуществить на основе слияния трех крупных го­сударственных банков — ВЭБ, Рос­сийского банка развития (РБР) и Росэксимбанка (РЭБ). БР создается на базе ВЭБа с передачей в его устав­ный капитал пакетов акций РБР и РЭБ. По сути, это рассматривается как запланированное укрупнение ВЭБа. Новая укрупненная структура получит статус госкорпорации. Председателя БР будет назначать лично президент РФ. До последнего момента (до передачи законопроекта в Госдуму) между РБР (курирует глава МЭРТ Герман Греф) и ВЭБ (курирует глава Минфина Алексей Кудрин) шла борьба за право стать базовой структурой для создания этой госкорпорации. В одном из кон­фликтных эпизодов интересы РБР и ВЭБ в прошлом году пересекались и по линии АВТОВАЗа. Председатель ВЭБ Владимир Дмитриев был серь­езно возмущен заключенным в марте прошлого года соглашением между АВТОВАЗом и РБР, согласно кото­рому РБР становился агентом завода в поиске и привлечении кредитов на $4,5 млрд. Этот кредит для АВТОВАЗа до сих пор так и не привлечен. Скорее всего, руководству РБР за­ниматься этим было некогда, т. к. им пришлось переключиться, с одной стороны, на нейтрализацию гнева Дмитриева, с другой стороны — пы­таться суметь выгодно для себя встроиться в схему создания банков­ской госкорпорации.

Возможно, Каданникову уда­лось разыграть факт подписания со­глашения между РБР и АВТОВА­Зом с пользой для своего банка. В результате чего НТБ получил право называться теперь аффилированной структурой будущей госкорпорации под названием «Банк Развития (Внешэкономбанк СССР)».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме