Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (889) | 17 июля 2023г.
 

«Лидер» уже не тот

Министр Пивкин не побоялся отдать очередной миллиардный заказ ООО «СамараТрансСтрой»

ИА «Центр-Инфо»

10 июля министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской обл. (минтранс) заключило с ООО «СамараТрансСтрой» (СТС) госконтракт стоимостью 1,27 млрд р. Речь идет о ремонте очередного — 35-километрового участка автодороги «Кинель — Богатое — Борское». Предсказуемый результат торгов попыталось нарушить ООО «Лидер». Есть основания полагать, что еще пару лет назад минтранс вряд ли бы артачился по отношению к действиям со стороны московского ООО «Лидер». Видимо, с тех пор многое поменялось. Сегодня минтранс под руководством Ивана ПИВКИНА (на фото) без колебаний отдал миллиардный заказ в пользу СТС.

Магистраль особого кормления

29 мая 2023 г. в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок появилось извещение об открытом конкурсе в электронной форме №0842200002123000179 с объектом закупки «Ремонт автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской обл. «Кинель — Богатое — Борское» на участке км 27 + 000 — км 62 + 000, расположенного в м. р. Кинельский и Богатовский». Условия конкурса разместило ГКУ Самарской обл. «Управление автомобильными дорогами Самарской обл.». В роли заказчика выступил минтранс. Стартовая цена была установлена на уровне 1,27 млрд р. Заявки принимались до 14 июня. Подведение итогов было назначено на 19 июня.

19 июня в рамках данной закупки в ФАС России поступила жалоба от ООО «Лидер» (ИНН 9729270347). В ней указывалось: «В сопроводительном письме ФАС России изложена позиция по вопросу формирования лота при проведении таких закупок, в соответствии с которой для автомобильных дорог в субъекте РФ I-III климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд р. Как следует из документации, выполнение работ по ремонту автомобильной дороги субъекта РФ осуществляется во II климатической зоне. Вместе с тем, согласно извещению, начальная (максимальная) цена контракта составляет 1,27 млрд р. Изучив документацию, заявитель (ООО «Лидер». – Прим. ред.) приходит к выводу, что формирование заказчиком (минтранс. – Прим. ред.) контракта с начальной ценой в размере 1,27 млрд р. приводит к увеличению объема оказываемых услуг, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, а также цены выполненных работ по контрактам (договорам), предъявляемым участниками конкурса для подтверждения соответствия дополнительному требованию».

Антимонопольный орган жалобу от ООО «Лидер» рассмотрел и признал ее необоснованной. 10 июля между минтрансом во главе с Иваном Пивкиным и ООО «СТС» был заключен контракт по стартовой цене как с единственным участником конкурса.

ООО «Лидер» (ИНН 9729270347) зарегистрировано 11 апреля 2018 г. в г. Москве по адресу: ул. Дружбы, д. 4, корп. 1, с основным видом деятельности «строительство жилых и нежилых зданий». Генеральным директором и единственным учредителем ООО «Лидер» записан Расул Данчаров. Сведения об участии ООО «Лидер» в госзакупках в качестве поставщика или заказчика отсутствуют. Ранее Данчаров входил в состав учредителей ООО «Просперети» (г. Санкт-Петербург).

У Расула Адамовича Данчарова из ООО «Лидер» есть родственник Артур Адамович Данчаров. У Артура Данчарова в г. Санкт-Петербурге имеется ООО «Спецстрой». Оно было зарегистрировано в 2008 г. для занятия теми же видами экономической деятельности, которые в 2018 г. выберет Расул Данчаров при создании в Москве ООО «Лидер».

Питерские инициативы

В 2015 г. ООО «Спецстрой» Артура Данчарова засветилась в г. о. Самара путем подачи жалобы в ФАС России на проведение аукциона, связанного со строительством мостового перехода «Фрунзенский» через р. Самару стоимостью 12,81 млрд р. В ряде питерских СМИ сообщалось, что подобным образом петербургской компании «Спецстрой» в 2015 г. удалось аннулировать тендеры по ремонту дорог во всех районах Санкт-Петербурга на общую сумму 3,7 млрд р. Руководство «Спецстроя» не скрывало, что лоббировало интересы других компаний, которые хотят участвовать в тендерах, но их оттуда «выкидывают». Понятно, что такие услуги стоят недешево.

9 июня 2015 г. на Едином строительном портале Северо-Запада «Ктостроит.ру» была размещена обзорная статья под названием «Кормушка госзаказа». В ней был приведен комментарий директора и единственного учредителя ООО «Спецстрой» Артура Данчарова: «Если компания будет подавать заявление в ФАС от своего лица, то на нее посыплются жалобы и угрозы. Когда речь идет о больших суммах, чиновники могут подключить весь административный ресурс». Там же он заявил: «Конкурсная документация часто написана так, что правильно оформить заявку практически невозможно. Конечно, если вам заранее не расскажут обо всех нюансах и как их грамотно обойти. Не «срежут» на этапе подачи заявки — удалят из-за отсутствия опыта» (https://ktostroit.ru/news/230611/).

Артур Данчаров является основателем группы компаний «Фортум», в которую в свое время входили ООО «Спецстрой» (решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга от 21 июня 2022 г. признано банкротом, введено конкурсное управление), ООО «Феникс» и др. В 2014 г., примерно через год после вступления в силу ФЗ №44 от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», об Артуре Данчарове стали говорить как об организаторе Ассоциации независимых строителей Петербурга, которая декларировала в качестве своей основной цели «развитие честной конкуренции и борьбу с откатами и договоренностями с заказчиками» (см. «Хронограф» №27 (555) от 7.09.15). Каких-либо официальных сведений о существовании юридического лица с таким названием в ЕГРЮЛ и в других официальных реестрах найти не представилось возможным.

Тем не менее 10 июня 2015 г. Сетевое издание «Санкт-Петербург онлайн «Фонтанка.ру» (учредитель АО «АЖУР-МЕДИА») в рубрике «Происшествия» опубликовало статью с названием «К главному борцу с госзаказчиками Петербурга пришли с обыском и СОБРом». В ней отмечалось: «В 6 часов утра 10 июня сотрудники Следственного комитета и оперативники «коррупционного» отдела Управления экономической безопасности ГУ МВД при поддержке спецназа СОБР провели обыски по месту жительства руководителя группы компаний «Фортум» Артура Данчарова, в жилом комплексе «Ладожский парк» на ул. Латышских стрелков». Далее в этой статье описан образ главного персонажа: «В Петербурге Артур Данчаров считается главным врагом госзаказчиков, и даже в питерском управлении ФАС его деятельность вызывает напряжение. Так, недавно одна из городских фирм по каким-то причинам решила сменить название на «Спецстрой» (так называется одна из фирм Данчарова), и один из сотрудников УФАС интересовался у журналистов «Фонтанки», не Артур ли Данчаров за ней стоит. Он был успокоен». В заключительной части этой публикации был представлен комментарий Артура Данчарова о том, что ему пришлось пережить после предыдущих разоблачительных статей сетевого издания «Фонтанка.ру»: «После этой статьи на объекты «Спецстроя» в Кузьмолово, где мы делали дворовые проезды, начал приезжать ОБЭП. Говорили уже тогда, что я, мол, «лезу в чиновничьи дела» и т. д. Обыски были не только у меня, но и какое-то время назад у моего брата Расула, который вообще в Питере живет не больше года и даже города не знает», — сказал Данчаров (https://www.fontanka.ru/ 2015/ 06/ 10/ 171/).

Внезапный иммунитет

ООО «Лидер» Расула Данчарова дало о себе знать в Самарской обл. в начале июня 2023 г. Произошло это на заключительном этапе борьбы за госзаказ ценой 1,217 млрд р. в рамках реконструкции Куйбышевского обводнительно-оросительного канала (КООК). За контракт был готов бороться один из передовиков освоения строительных госзаказов в РФ АО «ГК «ЕКС» (г. о. Ярославль) Максима Крылова. К моменту появления у Максима Крылова интереса к Самарской обл. самарская номенклатура могла черпать о нем информацию как о человеке с высшим военным образованием, у которого имеются контакты на уровне руководства федеральных силовых ведомств (см. «Хронограф» №7 (788) от 9.03.21). Несмотря на это, 14 июня т. г. торги по КООК выиграло ООО «Стройнефть» (г. о. Самара).

Тем не менее из-за поступившей в тот же день в ФАС России жалобы от ООО «Лидер» подписание контракта с местной «Стройнефтью» было приостановлено (см. «Хронограф» №21 (886) от 26.06.23).

В сети Интернет при желании можно найти сайт «Лидер Консалт». В качестве контактного адреса там указано: г. Москва, ул. Дружбы, д. 4, корп. 1. Это юридический адрес ООО «Лидер» Расула Данчарова. Официально сайт «Лидер Консалт» занимается продвижением посреднических услуг для желающих получить крупный госзаказ в сфере строительства: «Многие консалтинговые компании, предлагающие свои услуги по тендерному сопровождению, имеют совокупную стоимость выигранных контрактов в среднем 2-3 млрд р. В нашем случае только одна закупка может иметь стоимость 2-3 млрд р. и выше». Естественно, за приличное агентское вознаграждение, которое сами лидерцы оценили в 1% и более от цены контракта.

Сразу видно, что Данчаровы не из тех, кто готов мелочиться. Вот только в Самарской обл. в борьбе за госзаказ на ремонт 35-километрового участка какой-то межрайонной автодороги ценой в 1,217 млрд р. у ООО «Лидер» Расула Данчарова произошла серьезная осечка. Как, впрочем, и в споре за госзаказ на ремонт КООК. Жалоба от ООО «Лидер» была признана необоснованной. В борьбу за доступ к КООК после этого пришлось включаться уже самому АО «ГК «ЕСК», которое, в отличие от ООО «Лидер», работает в реальном секторе строительства, а не в т. н. «колсантинговом». Примечательно, что жалоба от АО «ГК «ЕСК» по КООК была признана обоснованной. Тем не менее судьба того контракта до сих пор не определена, но это уже заслуга совсем не ООО «Лидер». Похоже, Расулу Данчарову предстоит непростой разговор с посланцами от Максима Крылова.

С кем придется объясняться Расулу Данчарову за неудачный «консалтинг» по заказу ценой 1,27 млрд р. за доступ к 35-километровому участку дороги «Кинель — Богатое — Борское», догадаться несложно. Помимо СТС к особенностям этой межрайонной автодороги Самарской обл. с недавних пор присмотрелся еще один передовик освоения госзаказов федерального уровня, но уже в сфере дорожного строительства. Речь идет о холдинге «Автобан» (см. «Хронограф» №39 (775) от 16.10.20). 13 октября 2021 г. Самарский минтранс был вынужден заключить госконтракт с АО «ДСК «Автобан» ценой 1,25 млрд р. на «реконструкцию автомобильной дороги Кинель — Богатое — Борское на участке км 0 + 000 — км 7 + 000 в м. р. Кинельский Самарской обл. (II этап)». Другими словами, предстояло отремонтировать 7 км за 1,25 млрд р. Это притом, что исполнителем I этапа работ по данному объекту выступал СТС (см. «Хронограф» №36 (817) от 1.11.21).

Следует понимать, что руководство СТС не лыком шито. Особенно те, кто на административном уровне может обеспечивать им покровительство. Эксперты Областного аналитического еженедельника «Хронограф» неоднократно указывали на возможные связи ООО «СТС» с депутатом Самарской губернской думы Андреем Мурзовым (см. «Хронограф» №10 (875) от 27.03.23) и заместителем председателя правительства Самарской обл. Александром Фетисовым (см. «Хронограф» №9 (874) от 20.03.23). С 2019 г. ООО «СТС» уверенно наращивало портфель госзаказов, объем которого уже перевалил далеко за 114 млрд р. Также важно понимать, что реалии 2021 г. во многом отличаются от сегодняшних условий выживания региональных элит. В том же 2021 г. Самарский олигархат был вынужден мириться с тем, что при губернаторе Самарской обл. Дмитрии Азарове регион стал напоминать некий финансовый хаб для приема федеральных средств с последующим перераспределением между чуждыми для региона федеральными кланами. Однако деньги как никогда ранее нужны и местным кланам. Причем местные в последнее время заметно осмелели. Так что делиться с чужаками, даже с очень грозным бэкграундом, никто не собирается. Победа СТС в борьбе за 1,27 млрд р. за участок дороги на кинельско-борском направлении наглядное тому доказательство. Это должно стать серьезным поводом для братьев Данчаровых о существенном пересмотре концепции своей работы. Выходы есть. Главное — знать, как их искать и быть к ним готовыми.