Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №28 (893) | 11 сентября 2023г.
 

Словесные интервенции

Гожей не о чем беспокоиться, пока Азаров рассуждает о будущем Октябрьска

Вероника Синицына

Накануне выборов губернатора Самарской обл., завершившихся в единый день голосования, 10 сентября 2023 г., Дмитрий АЗАРОВ пытался использовать любой ресурс, способный создать ему видимость электоральной привлекательности. Одной из таких тем стали словесные интервенции о строительстве портово-логистического комплекса в г.о. Октябрьск, главой которого является Александра ГОЖАЯ (на фото). При этом с полной уверенностью можно говорить лишь о том, что ничего из сказанного реализовано не будет. Вряд ли Гожая этому удивится. Куда важнее для нее, чтобы Азаров не помышлял о ее отставке.

Гости с Востока

26 июля официальный источник администрации г.о. Октябрьск сообщил: «Сегодня наш город с рабочим визитом посетили представители инвестиционно-логистической компании FESCO ПАО «ДВМП», фонда «Агентство по привлечению инвестиций Самарской обл.» и представитель Куйбышевской железной дороги. В сопровождении главы г.о. Октябрьск Александры Викторовны (Гожей. – Прим. ред.) участники встречи провели осмотр земельного участка территории Октябрьского комбината строительных деталей, где будет реализован инвестиционный проект. Соглашение о создании портово-логистического комплекса было подписано губернатором Самарской обл. Дмитрием Игоревичем Азаровым и представителем инвестиционно-логистической компании FESCO ПАО «ДВМП» в Санкт-Петербурге на международном экономическом форуме. Итоговое совещание по реализации инвестиционного проекта состоится в министерстве экономического развития и инвестиций Самарской обл.» (https://oktyabrskadm.ru/news/art4144.html).

По данным ЕГРЮЛ, ПАО «ДВМП» («Дальневосточное морское пароходство») создано в 1996 г. Уставный капитал ДВМП составляет около 3 млрд р. Президентом ПАО «ДВМП» с сентября 2020 г. является Аркадий Коростелев, директором с декабря 2019 г. – Юрий Плотников. ПАО «ДВМП» называется экспертами головной компанией группы FESCO и зарегистрировано в г. Москве. Имеет филиал в г. Владивостоке. Сама FESCO позиционирует себя как одну из «крупнейших транспортно-логистических компаний в России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса» (https://www.fesco.ru/ru/about/).

Стоит напомнить, что 14 июня Дмитрий Азаров на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2023) в очередной раз озвучил идею создания в регионе федерального портово-логистического хаба. Впрочем, пээмээфные «идеи» вряд ли заслуживают серьезного внимания. Всем уже давно понятно, что данное мероприятие устраивается с единственной целью — что-нибудь «озвучивать».

Подхватил эстафету

Вряд ли случайно Дмитрий Азаров пиарил эту идею накануне выборов губернатора в Самарской обл. Ранее, 8 июня, вопрос уже озвучивался на выездном заседании комитета по экономической политике Государственной думы (ГД) РФ в правительстве Самарской обл. В пресс-релизе облправительства было отмечено: «Особое внимание уделили реализации крупных проектов транспортной инфраструктуры, в частности созданию транспортного коридора «Север-Юг», международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» и торговых маршрутов, способствующих развитию торгово-экономических связей России с дружественными странами». Директор департамента стратегического развития Министерства транспорта РФ Артур Карлов отметчал: «Сегодня в регионе три речных порта, к 2027 г. запланировано строительство четвертого порта, который также планируется интегрировать в транспортную сеть».

Одной из перспективных площадок под новый порт назывался Октябрьск. Эта идея родилась еще «при царе Горохе», просто сейчас ее преподносят под новым соусом. О подобного рода прожектах приходилось неоднократно слышать еще во времена губернатора Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константина Титова. Потом идею время от времени «реанимировали». В очередной раз квазипроект всплыл совсем недавно. В 2022 г. октябрьские чиновники отмечали: «Администрация г.о. Октябрьск активно сотрудничает с Агентством по привлечению инвестиций Самарской обл. В Агентство направлен перечень земельных участков, расположенных на территории г.о. Октябрьск, на которых возможно размещение транспортно-логистического центра» (см. «Хронограф» №19 (843) от 14.06.22).

Налогоплательщикам было обещано, что реализация проекта позволит создать единственный в России речной транспортно-логистический центр, «обеспечивающий интермодальные контейнерные грузоперевозки и обработку генеральных грузов, перевозимых в прямом смешанном железнодорожно-автомобильно-водном сообщении». Сейчас эстафету подхватил Дмитрий Азаров. Скорее всего, сделано это на безрыбье (см. «Хронограф» №2 (826) от 24.01.22).

Впрочем, Азарову и Гожей, вероятно, важнее красивая отчетность и, конечно же, нужные триумфальные результаты в бюллетенях для голосования. Тут не то что речпорт — первый в Солнечной системе космопорт можно было пообещать (см. «Хронограф» №23 (888) от 10.07.23).

Перейдет по наследству

Судя по дальнейшим движениям в Октябрьске, нечто подобное может иметь место. 9 августа та же администрация Октябрьска, но уже не на сайте, как 26 июля, а на своей странице в соцсети «ВКонтакте» сообщила: «Сегодня наш город с рабочим визитом посетили представители крупной логистической компании и Агентства по привлечению инвестиций Самарской обл. по вопросу реализации инвестиционного проекта по созданию портово-логистического комплекса. В сопровождении главы г.о. Октябрьск Александры Викторовны Гожей участники встречи провели осмотр земельного участка территории Октябрьского комбината строительных деталей, где планируется реализация инвестиционного проекта. Соглашение о создании портово-логистического комплекса было подписано губернатором Самарской обл. Дмитрием Игоревичем Азаровым на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Благодаря чему возрос интерес к данной инвестиционной площадке, так как эта территория имеет все необходимые характеристики для создания логистического хаба» (https://vk.com/ oktyabrskadm?w= wall- 158337178_ 27535).

Несложно заметить, что речь ведется о том же участке и практически теми же словами, что и в сообщении от 26 июля. Однако есть отличия. О том, с кем Дмитрий Азаров подписал соглашение, на этот раз не сказано. Само FESCO ПАО «ДВМП» даже не упомянуто, есть только фраза «крупная логистическая компания». Нет информации и по «итоговому совещанию» в минэкономразвития. Получается некий итог без итога, или результат без результата.

Вероятно, соглашение между FESCO ПАО «ДВМП» и Дмитрием Азаровым не получило развития. Иначе зачем было инвестору дважды за пару недель осматривать один и тот же участок, тем более после «итогового совещания». Впрочем, FESCO ПАО «ДВМП» делать это было точно ни к чему. 9 августа ряд источников сообщал о визите в Октябрьск отнюдь не этого игрока, а представителей ГК «Дело» (https://ktv-ray.ru/ novost/ gozhaya_ namerena_ umyt_ syzran_ po_ polnoy_ gde_ zhe_ obosnuetsya_ ogromnyy_ rechport/ 128174/). ГК «Дело» также позиционирует себя как транспортно-логистический холдинг — «лидер морской перевалки и железнодорожной транспортировки контейнеров, а также глубоководной перевалки зерна в России» (https://www.delo-group.ru/). Компании группы работают через порты Новороссийска, Санкт-Петербурга, Находки, Владивостока.

Обоим названным в Октябрьске инвесторам в возможностях не откажешь. Это пока все, о чем можно уверенно сказать. При таких обстоятельствах вполне может сложиться ситуация, что после выборов губернатора об инвестпроекте в Октябрьске вновь забудут всерьез и надолго.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.