Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (127) | 13 марта 2006г.
 

Гражданский долг

Станет достоянием городского бюджета

Егор Кошеров

В условиях трансформации системы оплаты жилищно-коммунальных услуг и квартплаты, то есть после перехода на стопроцентную оплату населением, на монетизацию льгот и роста тарифов, еще сильнее обострилась проблема долга города перед энергетиками и коммунальными службами. На текущий момент он приблизился к 500 млн. р. Однако у МУ «Департамент энергетики, ЖКХ и связи» нет возможности разрешить сложившуюся ситуацию, поскольку текущая задолженность населения находится примерно на этом же уровне. Ситуацию усугубляют еще и разные схемы расчета между населением, МУ «ДЭ, ЖКХ и С» и энергетиками: потребители оплачивают тепло равными долями в течение всего года, а расчет с энергетиками осуществляется по факту потребления. Это создает ситуацию искусственного долга. Процесс смены формы управления жилым фондом постепенно приведет к тому, что данная ситуация станет менее острой, но на сегодняшний день ее способен разрешить только кредитный ресурс.

На конец первого полугодия 2005 г. сумма долга населения по коммунальным платежам составляла 145 млн. р. В то время шла речь об угрозе срыва мероприятий по подготовке сетей к зимнему отопительному сезону и о возможности принудительного отключения отдельных объектов от горячего водоснабжения. В результате на конец первой декады сентября 35 жилых объектов были лишены горячей воды. Без ресурса оказались объекты с наибольшей задолженностью, но тем не менее пострадали и добросовестные плательщики. Однако на тот момент еще была бюджетная составляющая в оплате по коммунальным платежам и квартплате в размере 10%. Она позволяла частично компенсировать дисбаланс между поступившими платежами от населения и счетами от энергетиков.

На начало 2006 г. долг населения по коммунальным платежам и квартплате превысил 400 млн. р. И если традиционно около 95% населения так или иначе осуществляли платежи, то в январе, после введения новых тарифов и перехода на стопроцентную долю оплаты ЖКУ населением, этот показатель снизился до 66%, а в феврале едва дотянул до 88%.

При этом стоит учитывать, что граждане оплачивают теплоснабжение не по факту потребления, а в течение всего года равными долями, когда МУ «ДЭ, ЖКХ и С» необходимо рассчитываться по факту получения теплоэнергии каждые 15 дней. В результате задолженность, образовавшаяся в первом квартале, закрывается только в июле-августе. Расходы по рассрочке данного платежа не входят в тариф, а значит, должны компенсироваться из иного источника. Как свидетельствуют многие эксперты, большая часть городского сообщества еще не готова к переходу на систему расчета по факту потребления. Искусственное форсирование данной ситуации вызовет резкое недовольство населения, что может снизить существующий уровень поступлений платежей.

К чему в итоге могут привести серьезные долговые обязательства перед энергетиками, показал опыт сентября 2005 г. По мнению директора МУ «ДЭ, ЖКХ и С» Виктора Попова (на фото), сегодня формируются предпосылки для перехода на оплату населения по факту, поскольку иначе возникает проблема поиска альтернативного источника финансирования для своевременных расчетов с энергетиками.

И на сегодняшний день, как показывают обстоятельства, таковым может выступать только городской бюджет, поскольку система тарифообразования не предусматривает включения в стоимость ресурса затрат по рассрочке платежа, которая предоставляется населению.

Требования же энергетиков о немедленном расчете по долгам вполне обоснованны. Они на сегодняшний момент составляют: перед МУП ПО КХ — 90 млн. р., перед ОАО «ТЕ-ВИС» — 210 млн. р., а перед ОАО ВО ТГК — 48 млн. р. Это только по тепловой энергии. Суммарный же долг города перед жилищно-коммунальными структурами практически достиг 500 млн. р.

Активизация процесса по взысканию долгов с населения не может решить данную проблему в одночасье, поскольку, как показывает опыт, это достаточно длительная процедура. Стоит учитывать, что около 5% платежей по квартплате и коммунальным услугам не поступают вообще. А за год данные проценты превращаются более чем в 150 млн. р.

Работа с должниками ведется постоянно, как заверяет руководитель информационного центра по квартплате и коммунальным платежам МУ «ДЭ, ЖКХ и С» Светлана Фильянова. В январе состоялось массовое оповещение и предупреждение должников о возможности искового заявления. Сегодня идет активная подготовка по возобновлению процесса отключения электроэнергии злостным неплательщикам. Для тех, кто действительно оказался в сложной ситуации, в постоянном режиме работает конфликтная комиссия, где в индивидуальном порядке рассматривается каждый случай. Данная комиссия правомочна предоставить рассрочку в погашении образовавшейся задолженности на полгода с правом пролонгации либо снизить начисленные пени, чтобы житель мог погасить долг и оформить получение субсидии. И даже если человек не подходит под субсидианта, то высока вероятность предоставления рассрочки по погашению сформировавшегося долга, что, безусловно, способствует сокращению задолженности населения в целом.

В целом деятельность конфликтной комиссии осуществляет адресную помощь нуждающимся и при этом предупреждает бюджетные затраты на платежеспособных квартиросъемщиков. Это возможно за счет того, что специалисты, входящие в состав комиссии, вправе с помощью официальных источников и эмпирических методов перепроверять предоставляемую информацию.

Однако механизм конфликтной комиссии не может заставить платить тех, кто не хочет этого делать. Здесь прибегают к помощи судебной системы.

В ближайшее время уже реализуется решение суда о выселении семьи, не оплачивающей коммунальные услуги. В данный момент завершаются последние процедуры по оформлению необходимой документации. После этого в Тольятти появится прецедент жесткой борьбы с неплательщиками. Однако данная мера не способствует ликвидации самого долга перед ДЭ, ЖКХ и С, поскольку нет механизма, позволяющего реализовывать имущество для погашения долгов.

Начало дачного сезона может еще более расшатать служившуюся ситуацию. В связи с тем что нет массового обеспечения жилого фонда системами учета, невозможно выставить счет тому, кто якобы был на даче. В прошлом году были выявлены 4 дачных кооператива, не внесенных в государственный реестр, однако массово выдававших справки, что человек с апреля по ноябрь проживал на даче. Естественно, что в данном случае невозможно выставить счет даже за потребленный ресурс. Энергетикам необходимо осуществлять оплату за поставленные объемы. До принятия правительством РФ порядка перерасчета оплаты коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан расчетный центр правомочно руководствуется локальным актом департамента, который должен обеспечивать интересы всех жителей, чтобы задолженность по оплате перед энергетиками не росла. Поэтому требование при выезде всех членов семьи на дачу по опломбировке вентилей остается в силе, так как это прежде всего позволяет реально исключить расход воды и избежать ситуаций по возможному затоплению других квартир в случаях длительного отсутствия жильцов.

Как поясняет Светлана Фильянова, у специалистов ЖКХ, конечно, нет возможности проверять каждого жителя, но выборочная проверка осуществляется, последствиями ее может стать и начисление стоимости услуг, которые были оказаны, и исковое заявление в суд.

Существует вероятность, что при постепенной смене формы управления жилым фондом и повсеместном внедрении домовых и внутриквартирных приборов учета повысится уровень гражданской сознательности населения. Поскольку от каждого жителя объекта будет напрямую зависеть его благополучие, ведь кроме как за счет средств собственников жилья у управляющей структуры не будет источника для расчета за получаемые блага — тепло, воду и свет.

А сегодня, чтобы защитить те 95% населения, которые платят, от ситуации, когда их дом будет отключен только потому, что там проживают и неплательщики, необходимо идти, по мнению Виктора Попова, либо на кредитование, либо на индивидуальное отключение квартир. Последняя процедура крайне затратная, поскольку жилой фонд, возводившийся в социалистический период, технически не приспособлен к ее реализации. Получается, что в сложившейся ситуации невозможно обойтись без привлечения дополнительных средств для расчета с энергетиками. В данном случае речь может идти о кредите в 300 млн. р. Постепенное поступление средств от граждан будет способствовать его погашению. Однако поскольку в тарифы невозможно заложить затраты по кредиту, то их, скорее всего, необходимо компенсировать за счет бюджета. В дальнейшем, чтобы больше не создавать такой нагрузки на городской бюджет, необходимо будет решить проблему о переходе на систему оплаты по факту потребления.