Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (127) | 13 марта 2006г.
 

Еврофобия

Муниципалы не верят ЕБРР

Татьяна Пишкова

28 февраля в Тольяттинской городской думе на комиссии по городскому хозяйству прозвучала информация о том, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) отказывается предоставлять кредит МУП АТП-3 на покупку автобусов. По информации, которую удалось получить «Хронографу», существует две версии происходящих событий. ЕБРР в своем заявлении сообщил о том, что сделка состоится и все задержки носят исключительно формальный характер. В то время как муниципалитет и ряд СМИ, аффилированных с муниципальными структурами, активно муссируют мнение о том, что вероятность завершения сделки минимальна.

Источник «Хронографа» сообщил, что исполнение контрактного соглашения между ЕБРР и АТП-3 было приостановлено юридическим советником банка международной юридической компанией Clifford Chance. Причиной послужило то, что муниципалитет не прогарантировал все риски. Более подробную информацию от источника получить не удалось. При этом достоверно известно, что на сегодняшний день 30 автобусов уже оплачены АТП-3 и к поставке подготовлено еще порядка 40. Деньги (68 млн. р.), на которые были приобретены первые 30 автобусов, предоставлены муниципалитетом г. Тольятти согласно договору. В соответствии с проверкой контрольно-счетной палаты (КСП) города эти средства были предусмотрены в бюджете 2005 г. в сводном перечне муниципальных закупок, подписанном мэром.

Практически все участники данной сделки от комментариев отказались. Исключение составил только ЕБРР. По словам банкира ЕБРР Екатерины Миропшик, контрактное соглашение было заключено с АТП-3 в декабре 2004 г. В октябре 2005 г. подписано соглашение о гарантиях. Оба они остаются действительными и на сегодняшний день. По этим соглашениям будет осуществляться выборка средств. Пока она не осуществлялась, так как не были представлены некоторые документы, касающиеся ОАО «Внешторгбанк». Там расположен счет АТП-3, через который будут проводиться средства от ЕБРР к производителю автобусов МАЗ. Передачу денег планируется осуществлять против инвайсов (счетов-фактур) на поставку автобусов. Именно те автобусы, покупку которых ЕБРР профинансирует, и станут залоговым имуществом.

28 октября 2005 г. генеральный директор Транс-Контракта Николай Мазурец вручил к
28 октября 2005 г. генеральный директор Транс-Контракта Николай Мазурец вручил к

После того как Clifford Chance ознакомится с предоставленными документами, ЕБРР приступит к выработке средств. Объем кредитного соглашения составил 370 млн. р. Однако в результате проведенного тендера на покупку автобусов он был снижен до 300-340 млн. р. По информации ЕБРР, сэкономленные средства планируется потратить на оборудование для АТП-3. Однако существует и другая версия возможного расходования средств. Она предполагает приобретение автобусов малой вместимости.

В то же время в ряде СМИ, на которые муниципальные структуры могут оказывать влияние, со ссылкой на контрольно-счетную палату (КСП) была представлена информация о проблемах, возникших при исполнении контрактного соглашения между ЕБРР и АТП-3. Комментировать данную ситуацию «Хронографу» КСП отказалась. Но, как сообщают источники «Хронографа», муниципальные структуры считают, что сделка между ЕБРР и АТП-3 вряд ли состоится. Одной из указываемых причин является нарушение требования ЕБРР — безубыточная работа предприятия. Убытки АТП-3 на сегодняшний день составляют примерно 200 млн. р. Более того, предприятие в обязательном порядке должно быть акционировано до 2007 г. Это связано с тем, что ЕБРР работает исключительно с акционерными обществами. В случае проблем по исполнению контрактных обязательств кредитором ОАО легче привлечь к ответственности, чем МУП.

Кроме того, КСП выявила ряд нарушений статей Бюджетного кодекса и действующих постановлений Тольяттинской городской думы. В частности, закупка автобусов должна производиться на конкурсной основе. За бюджетные деньги конкурс проведен не был. Но АТП-3 провело свой конкурс на деньги ЕБРР.

Его выиграла самарская фирма ООО «Транс-Контракт», являющаяся дилером МАЗ. Уставный капитал ее составляет 10 тыс. р. По мнению специалистов КСП, она не сможет покрыть убытки заказчика в случае риска. Вместе с тем нельзя забывать, что на территории Самарской области Транс-Контракт является фактически единственным предприятием, реализующим продукцию МАЗ.

Так или иначе, во всей этой истории прослеживается ряд нестыковок и вызывающих сомнение оценок. К примеру, по мнению представителя муниципалитета, пожелавшего остаться неизвестным, размер предусмотренных бюджетом обязательств (150%) от суммы взятого кредита перед ЕБРР чрезмерно завышен. Такой процент совершенно противоречит дисциплине банка, его кредитной истории. Ведь объем гарантий должен включать в себя только сумму кредита. По заявлению представителя муниципальной структуры, пожелавшего остаться неизвестным, проценты в договоре не прописаны и на данном этапе неизвестно, какими их установит ЕБРР.

В свою очередь в ЕБРР сообщили, что это обычный размер бюджетных обязательств. «Естественно, банк требует гарантии, которые могут покрыть не только сумму кредита, но и дополнительные расходы, которые могут возникнуть в случае дефолта», — отметила Екатерина Мирошник. Более того, она сообщила, что кредитная ставка была определена еще в декабре 2004 г. В среднем она составит менее 10%. Кредитная ставка включает в себя маржу и стоимость рублевых доходов для банка. Поэтому она будет отражать состояние российского рынка. Если он пойдет вниз, то и общая ставка для муниципалитета снизится. Однако, по уверениям Мирошник, повышаться она не может. К этому следует добавить разночтения ЕБРР и КСП относительно того, заключено ли кредитное соглашение вообще. Судя по всему, во всей шумихе вокруг этой истории начинает превалировать политический аспект. Основную же причину его, как обычно, следует искать в перспективе приватизации АТП-3 и в разгоревшихся аппетитах обеих ветвей местной власти в процессе приватизации муниципального имущества.

"Хронограф?" будет следить за развитием событий.