Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (919) | 15 апреля 2024г.
 

Фишман не вынес

Предпринимательские риски в истории с «Эл-Грандом» и дольщиками не оправдались

Георгий Кизельгур

9 апреля представителям Льва ФИШМАНА было отказано в иске к ООО «Юниверс-Строй» (Ю-С). Сначала примкнувший к группе бывшего банкира Анатолия ПОПОВА ученый муж пытался получить с добросовестного застройщика ЖК «Журавли» (на фото) «облачный офис». Затем — также не существующую квартиру. В итоге не сумел добыть даже денежную компенсацию. Корни проблемы уходят на 20 лет назад, когда Фишман решил связаться с основателем ЗАО ПФСК «Эл-Гранд» Владимиром МАТВЕЕВЫМ, в дальнейшем осужденным за мошенничество с деньгами дольщиков. Про выбивание долгов с Матвеева странным образом забыли, а вот порядочные граждане чуть не остались без жилья. Благо Фишман оказался так себе предпринимателем.

20 лет спускали

В ноябре 2003 г. завкафедрой одного из самарских вузов Лев Фишман заключил с ПФСК «Эл-Гранд» договор долевого участия (ДДУ) в строительстве жилого дома №57 по ул. Чкалова в г. Самаре. По условиям ДДУ застройщик обязался передать Фишману право на 101,5 кв. м, что соответствовало трехкомнатной квартире на 8-м этаже. Срок окончания строительства дома и, соответственно, исполнения обязательств перед Фишманом был обозначен как II кв. 2005 г.

Срок миновал, а квартиры у Фишмана не появилось. В тот момент преподавателю следовало бы в первый раз насторожиться и потребовать у бенефициара «Эл-Гранда» Владимира Матвеева вернуть деньги, пока застройщик еще находился на плаву. Но Фишман спустил с рук Матвееву неувязку со сроками и подписал дополнительное соглашение от 15 февраля 2007 г. Согласно документу, застройщик обязался передать Фишману квартиру в другом доме (возрастом не более 5 лет) общей площадью 120 кв. м либо выплатить сумму на приобретение квартиры с указанными характеристиками по рыночной стоимости.

Прошло еще полтора года, в течение которых Фишман, похоже, в упор не видел, что его обманывают. В середине 2008 г. ученый с помощью своего сына и представителя Александра Фишмана вынужден был обратиться в Ленинский райсуд г. Самары с требованием к «Эл-Гранду» выполнить обязательства по первоначальному договору в редакции допсоглашения. Осенью 2008 г. «Эл-Гранд» предложил истцу мировое соглашение. Фишманы вновь спустили с рук застройщику его недобросовестное поведение и, по всей видимости, окончательно запутались в сетях, расставленных для них семейством Матвеева.

Мировое соглашение было утверждено судом 11 декабря 2008 г. В этот же день Фишман-старший и родственница Матвеева Светлана Матвеева заключили договор уступки в пользу первого прав требования по ДДУ от 14 мая 2008 г. Предметом данного ДДУ стало обязательство «Эл-Гранда» передать в собственность Матвеевой нежилое помещение площадью 80 кв. м на 15-м этаже в запланированном к строительству на ул. Советской Армии, 127 многоэтажном жилом доме после его ввода в эксплуатацию. За уступку права требования к «Эл-Гранду» Фишман заплатил Матвеевой всего 5 тыс. р. (!). Кроме того, по условиям мирового соглашения первоначальный договор Фишмана с «Эл-Грандом» от ноября

2003 г. в редакции дополнительного соглашения от февраля 2007 г. подлежал расторжению с выплатой дольщику 3 млн р. до конца 2008 г. Но 1,44 млн р. из этой суммы «Эл-Гранд» предложил не возвращать, а зачесть Фишману в счет оплаты цены ДДУ от 14 мая 2008 г., права требования по которому перешли к педагогу от Матвеевой. При этом еще за месяц до очередного обольщения Фишманов Матвеевыми — в ноябре 2008 г. — строительные работы на «небоскребе» остановились, объект фактически был заморожен на стадии выполненного едва ли наполовину каркаса.

Как показали дальнейшие события, Фишманам категорически не стоило идти на поводу у хитрых Матвеевых. В марте 2009 г. стартовала процедура банкротства «Эл-Гранда», что для большинства дольщиков означало бы окончательный «стоп» в доверии застройщику с направлением заявления в Арбитражный суд Самарской обл. о включении в реестр кредиторов, но не для Фишманов.

Кто — отец или сын — решил поиграть в предпринимателей, застолбив за собой право собственности на отсутствующий «облачный офис» на 15-м этаже гипотетической высотки «Эл-Гранда», доподлинно неизвестно. Видимо, кто-то очень умный счел, что судебный акт Советского райсуда г. Самары от 16 апреля 2010 г. о признании Фишмана собственником несуществующего в натуре нежилого помещения, снимает все риски и позволяет в любом случае получить некую компенсацию вероятных убытков.

Закон суров

В августе 2012 г. «Эл-Гранд» был признан несостоятельным, в отношении компании открылось конкурсное производство. Фишманы, уповая на вожделенное свидетельство о праве собственности на «воздушный замок», внесенное в ЕГРН, затаились, не сделав попытки войти в реестр кредиторов банкрота. В декабре 2013 г. Владимир Матвеев был признан виновным по ч. 4 ст. 159 УК РФ за мошенничество в особо крупном размере со средствами обманутых им дольщиков, в т. ч. Льва Фишмана, чей ущерб в приговоре Матвееву был оценен в те самые 3 млн р. Но Фишманы опять промолчали, хотя имели право подать к осужденному Матвееву гражданский иск о возмещении причиненного имущественного вреда.

Молчание длилось еще около 7 лет (!). За это время министерство строительства Самарской обл. вместе с конкурсным управляющим «Эл-Гранда» выбрали компанию Ю-С, которая достроила несуразную «коробку» им. В. Матвеева на ул. Советской Армии, 127, превратив ее в ЖК «Журавли». Возведение «Журавлей» шло по принципиально новому проекту, выполненному согласно современным строительным нормам и правилам и в строгом соответствии с выданным государственным органом власти и конкурсным управляющим заданием на удовлетворение требований обманутых Матвеевым владельцев жилых помещений (см. «Хронограф» №20 (885) от 19.06.23). Получил свою двухкомнатную квартиру и новосел Фишман (помимо права на нежилое помещение 80 кв. м, «купленного» у Светланы Матвеевой в декабре 2008 г., в июне того же года он заключил с «Эл-Грандом» ДДУ на жилую площадь 53 кв. м. – Прим. ред.). Заведующему кафедрой, а скорее его ретивому сыну, похоже, попавшему под влияние кошмарящих дольщиков «Журавлей» ушлых «коммерсантов» из команды экс-банкира Анатолия Попова и сына Матвеева Данила Матвеева (см. «Хронограф» №29 (894) от 18.09.23), этого показалось мало. В мае 2021 г. Фишман обратился в Ю-С с требованием передать ему якобы принадлежащий на праве собственности «воздух» площадью 80 кв. м в «Журавлях». После того как Ю-С указал на невозможность передачи несуществующего коммерческого пространства, кверулянты подали десерт.

Вместо того чтобы еще раз навестить давно гуляющего на свободе Владимира Матвеева и вытряхнуть из него долг, Фишман в начале 2022 г. предпочел истребовать «облачный офис» в целях извлечения дохода от его использования из «чужого незаконного владения» Ю-С. В иске в Советский райсуд г. Самары Фишман попросил также неустойку в размере 10 тыс. р. в день до момента фактического исполнения его требования. Это уже отдаленно напоминало рэкет добросовестного застройщика. Позднее Фишман уточнил иск, попросив передать ему не «офис», а трехкомнатную квартиру аналогичной площади на 15-м этаже «Журавлей».

Точку в фишмановских метаниях 2 октября 2023 г. поставил Шестой кассационный суд общей юрисдикции (6КС). 6КС сослался на специальные положения Федерального закона №127 от 26 октября 2002 г. «О банкротстве». Согласно им, требования Фишмана-старшего не являются текущими, а носят реестровый характер, поскольку заключение ДДУ и оплата за «воздух» в адрес «Эл-Гранда» случились до возбуждения дела о банкротстве данного застройщика.

«В ситуации, когда требование о признании права собственности на нежилое помещение носит реестровый характер, оно подлежит трансформации в денежное и удовлетворению в составе четвертой очереди кредиторов исключительно в рамках дела о несостоятельности застройщика», — указал 6КС на прокол «предпринимателя» Фишмана в эпопее со спусканием всего с рук «Эл-Гранду» и намерением нажиться на Ю-С. В требовании о виндикации жилого помещения вместо нежилого Фишману также было отказано с отсылкой на строгий закон.

Театр двух актеров

Фишманы не успокоились и в декабре 2023 г. направили иск к Ю-С уже в Ленинский райсуд г. Самары. Кратко их требования можно выразить так: «Отказали в виндикации — верните деньги». Причем вместо 3 млн р. ущерба от неуловимого мошенника Матвеева Фишманы захотели вытащить из непричастного Ю-С почти 8 млн р. Похоже, представителям интеллигенции хорошо знакомо выражение «поставить на счетчик».

Финал трагикомедии состоялся 9 апреля т. г. В решающее заседание явился Александр Фишман, в качестве усиления прихватив с собой коллегу по юридическому агентству ООО «С.Д.А. Групп» Дмитрия Ярового. В Самаре Ярового знают как бывшего партнера Людмилы Тарховой (позднее осуждена за вымогательство) по работе в ООО «Авизо» с ИНН 6317093125. Отсюда усиление не выглядело убедительным.

Солировал, конечно же, Фишман. Молодой человек, как и в заседании апелляционной коллегии Самарского облсуда по коллективному иску дольщиков «Журавлей» к ушлым «коммерсантам» (см. «Хронограф» №23 (888) от 10.07.23), демонстрировал эпатаж. У присутствовавших слушателей порой возникало впечатление, что Фишман-младший судится не для поиска справедливости, а ради искусства слова и личного пиара. Говорил он складно и красиво, чем, разумеется, заслужил попадания на передовицу в газете. Хотя главные доводы по существу спора Фишман смазал: почему он не предъявляет счет Матвееву и почему его требований нет в деле о банкротстве «Эл-Гранда», как то предусматривает закон в подобных случаях, так и осталось до конца непонятным.

Позиция Дмитрия Ярового в основном сводилась к цитированию статей из Гражданского кодекса РФ с экрана стоявшего перед ним ноутбука. Также он обрушился с критикой на региональное министерство строительства, якобы ущемившее «коммерсантов» тем, что приказало Ю-С удовлетворить права только обманутых Матвеевым дольщиков жилых помещений (между тем отсутствие обязательств Ю-С в отношении коммерческой недвижимости, так и не построенной «Эл-Грандом», закреплено вступившими в законную силу судебными актами. – Прим. ред.). По данному поводу Яровой пытался внушить суду, что в России не прецедентное право и даже не действует принцип преюдиции. Выглядело это немного смешно.

Наконец, в отдельных моментах Яровой давил на оппонентов, довольно резко пеняя им на незнание норм ФЗ «О банкротстве». В частности, Яровой хотел доказать, что Фишман, как собственник «облака», не обязан был вступать в дело о банкротстве «Эл-Гранда» без инициативы конкурсного управляющего о признании недействительной сделки Фишмана с Матвеевыми. Тут возникли сомнения, внимательно ли нахрапистый юрист читал определение 6КС от 2 октября 2023 г. Представитель Ю-С, впрочем, не поддался на провокацию, спокойно намекнув, что Фишман попросту не справился с предпринимательскими рисками, созданными «Эл-Грандом».

Выслушав стороны, судья Владимир Сурков полностью отказал Фишману в иске.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.