Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (192) | 16 июля 2007г.
 

Коммунальный невроз

Чем грозит разница тарифов на теплоснабжение

Павел Андреев

Возвращение к традиционной схеме теплоснабжения города спровоцировало отдельных наблюдателей на спекулятивные заявления об угрозе банкротства МУП «ПО КХ г.Тольятти». В основе подобных предположений лежит уход от практики усреднения тарифов по городу в целом. При этом упускается из виду тот факт, что разница себестоимости вырабатываемой тепловой энергии и тарифа, по которому население оплачивает услуги, всегда была источником проблем в расчетах. Однако ситуация никогда не выходила из-под контроля. Есть все основания предполагать, что город и муниципальные предприятия удержат ее и в 2007г.

В первую очередь следует разделить долги перед МУП «ПО КХ г.Тольятти» двух предприятий — МУ «ДЭ, ЖКХ и С» и МП «ДЖКХ». Первое осуществляло, а второе сегодня осуществляет сбор платежей с населения. На сегодня МУ задолжало ПО КХ 132 млн.р. Это долг прошлых периодов, образовавшийся до 1 января 2007г. Примечательно, что ответственность по долгам муниципального учреждения несет бюджет. Таким образом, ПО КХ данная ситуация ничем не грозит. Ответственность за население города вынуждена будет взять на себя мэрия в полном объеме.

В 2007г. начали формироваться долги МП. Основную часть их составляет разница между выставлением счетов по факту потребления и реальной платой, которую население вносит равномерно в течение всего года. Платежи населения составляют 1/12 в месяц общей суммы по году и не зависят от сезонного потребления энергии. Эти долги в соответствии с расчетным графиком по мере поступления платежей должны закрыться до начала следующего отопительного сезона.

Гораздо серьезнее представляется проблема разницы между тарифом энергопоставляющей организации и платежами населения. Дело в том, что рост платежей за коммунальные услуги для населения регламентирован постановлением правительства Самарской обл. №123 от 29.09.06. Предельный рост индекса роста квартплаты в соответствии с этим документом в текущем году не должен превышать 18% от общего объема оплаты жилищно-коммунальных услуг 2006г. Именно исходя из этого мэрия Тольятти рекомендовала установить цену на тепловую энергию для населения в размере 504 р./Гкал. В то же время тарифы энергопоставляющих организаций устанавливаются УГРКЭ.

Для ПО КХ этот тариф составил 717р./Гкал. После утверждения тарифа предприятие уже не может ни повышать, ни понижать цену на тепло. Таким образом, возникает правовая коллизия. Мэрия не может усреднять тариф для всего города в целом. В то же время муниципальные власти не имеют права собирать плату с населения выше, чем это определено областным правительством. Превысить установленные 504р./Гкал департамент ЖКХ теоретически может, но только за счет поставщиков других ресурсов. В результате самое узкое место в коммунальных платежах было отдано двум муниципальным предприятиям.

Сегодня разница между тарифами ничем не погашается. К концу года долг ДЖКХ перед ПО КХ должен составить 140 млн.р. В то же время существует договоренность между предприятиями не предпринимать действий о взыскании долга в судебном порядке до конца 2007г. Вряд ли такая ситуация была бы возможна, если бы на месте ПО КХ было акционерное общество.

Вполне логичным представляется тезис, что разницу в тарифах, которую не может оплатить население, должен оплачивать бюджет. В ситуации, сложившейся в Тольятти, по логике вещей, ответственность должна нести область. Это обусловлено тем, что индексация квартплаты и размеры тарифов энергопоставляющих предприятий определяются областными органами власти. Сегодня МУП «ПО КХ» ведет работу с областным бюджетом по получению субсидий на возмещение расходов по оплате населением жилищно- коммунальных услуг. Если областной бюджет откажет в предоставлении субсидии, то первым под ударом оказывается МП «ДЖКХ». От того, пойдет ли область навстречу Тольятти, зависит, сможет ли город избежать энергетического коллапса.

Не вполне убедительными выглядят доводы отдельных наблюдателей о том, что ПО КХ грозит разорение и продажа с молотка. Основным покупателем называется ОАО «ВоТГК» (ОАО «ТГК-7»). С точки зрения рентабельности производства ТГК должна интересовать только котельная №2, отапливающая центральную часть Комсомольского р-на и ОАО «АвтоВАЗагрегат». Однако в этом случае жители отдельно стоящих микрорайонов (см. «Хронограф» №25 (190) от 2.07.07) и управляющие компании, которые их обслуживают, попали бы в чрезвычайно сложное положение. Цена гигакалории при выводе второй котельной превысила бы 1тыс.р. Это определяет необходимость передачи всего энергетического комплекса. Расходы мелких котельных будут разнесены на всю ТГК.

Ситуация становится парадоксальной. После ухода от усредненного тарифа компенсировать недоплату жителей Комсомольского р-на Тольятти будет вся область.

Логично предположить, что приобретение сетей Комсомольского р-на для ВоТГК является источником дополнительного повышения капитализации (см. «Хронограф» №12 (177) от 12.04.07). Однако основным объектом интереса в такой ситуации, бесспорно, является ОАО «ТЕВИС». В то же время нельзя списывать со счетов и ЗАО «КЭС-Холдинг», стремящееся консолидировать энергосбытовые компании. В любом случае бизнес-структурам придется намеренно идти на повышение себестоимости производимого тепла. Насколько они готовы к такому шагу, сказать сложно. Скорее всего, в ближайшем обозримом будущем ответственность за теплоснабжение Комсомольского р-на будут нести муниципалитет и область. Следовательно, сложившаяся конфигурация на коммунальном рынке Тольятти будет сохраняться.

"Хронограф" будет следить за развитием событий

Обсудить на форуме