Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (192) | 16 июля 2007г.
 

Общественный спорт

Владимир Яркин потерял интерес к спортивному самопиару

Андрей Ельченко

В настоящее время сразу несколько тольяттинских радиовещателей проявили интерес к региональному партнерству с ОРР-Спорт. С начала июля на радиочастоте 107,4 МГц начали ретранслироваться программы московского «Радио спорт». Тольяттинский субвещатель должен быть определен до конца лета.

Спорт плюс ОРР

Обладатель права на эфирное радиовещание на радиочастоте 107,4 МГц был определен на конкурсе, проведенном в июле 2001 г. Министерством по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций. Им стало столичное ОАО «Концерн «Радио-Центр», совладельцами которого на тот момент являлись концерн «Система Масс-медиа» и правительство Москвы. Вещание «Общественного российского радио» (ОРР) в Тольятти было начато в 2002г., программы ОРР составлялись почти на 100% из программ «Радио «Говорит Москва», вещающего в Москве на 3-й программе радиотрансляционной сети. Первым тольяттинским региональным партнером, занимающимся производством местных программ и реализацией рекламных возможностей в 2002-2004 гг., было ЗАО «Инком-Центр», бенефициаром которого является Александр Носорев. Весной 2005г. эстафету у Инком-Центра подхватила группа компаний «РВ» Вячеслава Рыжакова, удерживавшая у себя права на региональное партнерство с ОРР до весны 2007 г. В обоих случаях характерными чертами тольяттинских проектов были их непрофильность по отношению к основному бизнесу Носорева и Рыжакова, отрицательная рентабельность и участие в качестве топ-менеджера Владимира Козлова, известного также по «Радио 101-Тольятти» и «Радио Ностальжи-Тольятти».

В ноябре 2005г. контрольный пакет акций ОАО «Концерн «Радио-Центр» был продан концерном «Система Масс-медиа» в пользу ООО «Бонавентура», контролируемого экс-заместителем полпреда президента РФ по ЦФО Василием Кичеджи. Новый собственник почти полностью отказался от использования программ «Радио «Говорит Москва», имеющих социальную тематику столичного мегаполиса, и перешел к самопрограммированию. Формат вещания был резко изменен, целевой аудиторией стали тинэйджеры и молодежь. Однако собственный продукт ОРР FM не выдержал конкуренции с обилием молодежного радиоконтента. Одновременно с этим в феврале 2006г. еще одна подконтрольная Кичеджи компания ООО «Медиа спорт» выиграла конкурс направо вещать в московском эфире на радиочастоте 93,2 МГц с программой «Радио спорт». В июне 2006г. эта радиостанция вышла в столичный эфир. После этого вопрос появления программ «Радио спорт» в региональной сети ОРР стал лишь вопросом времени. Спустя год вещания «Радио спорт» в Москве чиновники Росохранкультуры дали негласное разрешение на пробное использование программ «Радио спорт» более чем в двадцати крупных российских городах, составляющих радиосеть ОРР. В Тольятти программы «Радио спорт» вещаются на волне 107,4 МГц с начала июля в объеме 11 часов в сутки в рабочие дни и 17 часов в сутки в выходные,

Заинтересовались спортом

По версии социоисследователя Comcon «Радио спорт», в мае 2007г.вышло в Москве на 22-е место по объему суточного радиослушания с показателем 4,0% (380 000 чел.) при более чем сорока вещающих в столице FM-радиостанций. Доминирующую аудиторию радиостанции составляют активные мужчины, формат вещания — информационно- музыкальный. Концепцию вещания составляют новостные и дискуссионные программы о спорте, а также информационно- музыкальная авторская спортивная публицистика. В конце августа сего года Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию должна рассмотреть вопрос о замене лицензий в городах вещания «Общественного российского радио» на ретрансляцию «Радио спорт» с тем, чтобы узаконить распространение программ «Радио спорт» на регионы. «Потенциальная востребованность спортивных программ в городах РФ выше, чем в Москве, ввиду неизбалованности российской провинции образцами высокой культуры. Спорт же, напротив, занимает большое место в мироощущении жителей российских регионов по сравнению с москвичами, поэтому можно смело прогнозировать вхождение «Радио спорт» в гольяттинскую десятку лидеров по доле в общем радиослушании», — сообщил «Хронографу» представитель ИК Arbalet в Самарской обл. Андрей Балин. При этом он добавил: «Многое будет зависеть от качества производства тольяттинских программ, прежде всего прямых трансляций со спортивных мероприятий», По имеющимся у «Хронографа» данным, в настоящее время интерес к заключению договора на региональное партнерство проявляют два тольяттинских вещателя: ЗАО «К-Холдинг», ретранслирующее в Тольятти «Русское радио» (подконтрольно депутату ТГД Михаилу Носореву) и ООО «Медиалэнд», ретранслирующее «Радио 7» (подконтрольно одному из крупнейших российских медиамагнатов Николаю Грахову). Оба радиобизнесмена склонны к расширению своего присутствия на гольяттинском радио рекламном рынке, однако на прошедшей неделе они были недоступны для комментариев. По имеющимся у «Хронографа» данным, они оба уже включились в переговорный процесс за получение права вещать «Радио спорт» в Тольятти. Хотя генеральный директор «Авторадио Тольятти» Владимир Анисимкин более пессимистично оценивает перспективы «Радио спорт» в Тольятти. «Спорт — это шоу, его нужно смотреть, а не слушать», — сообщил Анисимкин корреспонденту «Хронографа».

Неспортивный Яркин

Несмотря на различные мнения специалистов, обладатель прав на производство тольяттинских программ «Радио спорт», похоже, сможет извлечь дивиденды из этой радиостанции уже в ближайшие полгода в связи с грядущими выборами мэра Тольятти, которые будут совмещены либо с выборами в Государственную думу, либо с выборами президента РФ. В обоих случаях явка избирателей на выборы ожидается более половины от их общего числа, что означает, что к урнам придут не только пожилые люди. В этих условиях позитивный пиар кандидатов в спортивном контексте, особенно учитывая получение Российской Федерацией права на проведение XXII зимних Олимпийских игр, может приобрести особую цену. Тем удивительнее, что президент холдинга «Автотрейд» Владимир Яркин (на фото), рассматриваемый многими наблюдателями и социологами как один из возможных кандидатов на кресло мэра Тольятти, не проявил амбиций к взятию под контроль спортивного радиоканала. Яркин известен своим стремлением обзавестись собственными медиа-активами. Среди печатных СМИ под его контролем функционирует «Тольятгинское обозрение». Тема радийного бизнеса для него тоже важна. По информации «Хронографа», его специалисты изучали возможности выхода на радиорынок.

Помимо этого, Яркин стал известен широкой публике как меценат любительского хоккея Самарской обл., недавно возглавивший городское отделение областной федерации хоккея. Имидж человека, поддерживающего спорт, безусловно,помог ему сделать политическую карьеру, сначала избравшись депутатом ТГД, а затем и СГД. Однако в тот самый момент, когда судьба по сути дала ему шанс объединить два своих устремления в одно русло и начать движение к новым политическим вершинам, используя потенциал пиара на спорте, он вдруг проявил полную апатию к вхождению «Радио спорт» в Тольятти.

Такие перемены во взглядах Яркина наблюдатели объясняют тем, что на сегодняшний момент он полностью потерял самостоятельность в решении вопросов своего политического пиара. С недавнего времени бразды правления его публичной активностью перешли в руки PR-структур, связанных с Группой «СОК». Создание мифа о его безпятиминутсенаторстве есть результат их работы (см. «Хронограф» №25 (190) от 02.07.07).

Если эта тенденция усилится, то молодой тольяттинский депутат СГД рискует стать заложником ситуации, когда центр принятия решений по стратегии и тактике его предвыборной кампании в мэры Тольятти будет перенесен в Самару, что, несомненно, понизит его шансы получить заветную должность. Не исключено, что «безпятиминутсенатор» со временем превратится в «несостоявшегося мэра». Хотя все может оказаться иначе, если Яркин все же снизойдет до уровня медиамагната Грахова и так же, как и он, сумеет рассмотреть высокий потенциал входящего в Тольятти «Радио спорт».

"Хронограф" будет следить за развитием событий

Обсудить на форуме