Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (201) | 8 октября 2007г.
 

Успеть к выборам

В Тольятти внедряется технология автоматизированного управления паспортными столами

Максим Климов

В Тольятти готовится к эксплуатации единая автоматизированная система паспортных столов. Полное введение этой системы позволит исключить возможность манипуляции голосами избирателей на выборах. Существующая в Самаре частично автоматизированная система не обладает такой возможностью, а введение единой информационной базы встречает противодействие со стороны прокуратуры.

МУ «Городской информационный центр» г. о. Тольятти разработало и планирует ввести в промышленную эксплуатацию единую автоматизированную систему паспортных столов. Фундаментом для данной системы станет введенная годом ранее в 2006 г. база данных «Народонаселение», которая является муниципальной информационной базой о жителях г. Тольятти. Это позволит систематизировать деятельность паспортных столов и расширить функциональность их работы. Кроме того, это дает также возможность сконцентрировать обобщенные данные в информационной базе «Народонаселение», которая уже активно используется различными федеральными и муниципальными структурами г. Тольятти.

Данная система предполагает установку программного обеспечения «Паспортный стол» во всех паспортных столах г. Тольятти. Например, база данных «Народонаселение» используется для формирования избирательных списков для системы ГАС «Выборы». Из-за того что из федеральной миграционной службы, которая по закону является источником для ГАС «Выборы», данные поступают с погрешностями, перед выборами их приходится выверять с привлечением тех же паспортистов. С учетом такой системы эти данные уже автоматически верны.

По сути дела, человеческий фактор в этой системе сведен к минимуму, что также позволяет устранить участие некоторых чиновников, которым, можно предположить, чрезвычайно выгодно наличие очередей и чьи доходы формируются благодаря коррупционной деятельности. Также можно использовать эти данные в городском центре геоинформационных систем, которые разрабатывают электронные спутниковые карты, привязанные к местности. «Появляется возможность наносить на эти карты любую информацию о населении, т. к. мы обладаем социальным регистром населения, являемся ресурсодержателем и имеем практически всю информация о доходах, о социальных категориях граждан. Становится возможным наносить на эти карты очаги социально-неблагополучных районов города или плотность населения», -сказал директор МУ «Городской информационный центр» г. о. Тольятти Дмитрий Никулин (на фото).

Надо отметить, что, в отличие от Тольятти, в Самаре вырисовывается абсолютно противоположная ситуация. Как и в Тольятти, с момента вступления нового Жилищного кодекса, который демонополизирует рынок ЖКХ, многие управляющие компании и ТСЖ стали создавать собственные паспортные столы, забирать из департамента ЖКХ картотеки, при этом происходила частичная автоматизация. Ситуация, которая происходит сейчас в Самаре, ненамного отдалилась от частичной автоматизации.

По словам экспертов, создание единой автоматизированной системы паспортных столов становится делом чрезвычайно затратным и невыгодным без привязки данной системы к общегородской базе данных. Но в Самаре любые попытки чиновников создать нечто подобное заканчиваются ничем. В отсутствие подобной базы появляется возможность оперировать результатами выборов, скажем, используя так называемые «мертвые души». По данным «Хронографа», в настоящий момент областным избирательным комитетом еще не утверждена смета расходов на выборы, спор вызвали две статьи, одна из которых — количество избирательных бюллетеней.

В такой ситуации несовершенство самарской системы является еще одним фактом, вызывающим сомнение в легитимности и прозрачности предстоящего процесса выборов в Государственную думу. Подобного рода информационный хаос также может быть использован управляющими компаниями для создания различных неудобств своим клиентам и получения за счет этого дополнительной выгоды. Также наличие очередей и ценность различного рода справок приводят к неформальным договоренностям, а следовательно, к коррупции.