Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (201) | 8 октября 2007г.
 

Федеральный вектор

Владимир Путин отделил власть от денег

Михаил Макаров

На прошлой неделе стали известны имена, вошедшие в список от партии «Единая Россия» (ЕР) на выборы в Государственную думу РФ по региональной группе Самарской обл. Вполне очевидным стал факт востребованности крупнейшей партией главным образом федерально ориентированных кандидатов. Это вполне соответствует общей тенденции укрепления управленческой вертикали в законодательной власти.

Для тех, кто не понял

1 октября в Москве начал свою работу последний из предвыборных партийных съездов — съезд ЕР, который утвердил список кандидатов на выборы в V Государственную думу. Сенсацией стало согласие президента РФ Владимира Путина, присутствующего на съезде, возглавить список. Это свидетельствует о том, что проведенный отсев региональных кандидатур вполне удовлетворил Кремль. Критерием отсева стало активное стремление известных политических фигур попасть в выборные списки. В федеральном руководстве ЕР это было воспринято как очередная попытка региональных ФПГ пролоббировать свои интересы через законодательную власть.

Однако если раньше, на прошлых выборах, региональные ФПГ еще могли представлять некоторый интерес для ЕР, поскольку могли обеспечить нейтралитет, согласившись активно не поддерживать другие партии, то теперь, когда практически все крупнейшие корпорации, начиная с Газпрома, являются ее спонсорами, нужда в регионалах отпала. Это первая причина. Вторая -региональные ФПГ объективно мешают федеральной власти окончательно консолидировать отрасли экономики в единую вертикально интегрированную систему. Это касается энергетики, автостроения и химической промышленности. Региональные ФПГ не поняли, что процесс, начавшийся в 2003 г. с дела ЮКОСа, основным содержанием которого было отделение олигархического ресурса от политики, подходит к своему логическому завершению. Накануне новых выборов они не прекратили заниматься политическими играми.

Победители «победителей»

Свидетельством этого стала череда политических мероприятий последнего времени, таких, например, как шумно разрекламированные местными СМИ «праймериз» «Единой России» (см. «Хронограф» №29 (194) от 27.08.07). Победителями «праймериз» в Самарской обл., задуманных как кадровый резерв на выборы всех уровней, стали вполне узнаваемые фигуры. Их объединяло не только долгое нахождение в политике и бизнесе, но и ориентация на бывшего губернатора Константина Титова. Включив в список своих кандидатов, ФПГ не только обозначили их персонально, но и явно показали свое стремление протащить в Госдуму своих лоббистов. Все это говорило об осуществлении старой схемы «деньги — власть — деньги». Поэтому вполне закономерным результатом стало изменение регионального списка ЕР после назначения губернатором Владимира Артякова. О том, что список изменится, можно было догадаться после прошедшей 15 сентября региональной отчетно-выборной конференции самарского РО ЕР, на которой был сформирован список делегатов на VIII съезд. Победители «праймериз» в основном в него не попали. Алексей Ушамирский, Иван Пятибратов, Александр Живайкин, Александр Милеев, Владимир Мокрый, Александр Дроботов остались за бортом.

Оглашенный в Москве список ЕР по региональной 66-й группе, представляющей Самарскую обл., включает в себя 11 кандидатур. Возглавляет список губернатор Владимир Артяков. За ним на гарантированно проходных местах находятся генеральный директор ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин и ректор Самарского медицинского университета Геннадий Котельников.

Следом идут депутат ТГД Екатерина Кузьмичева, депутаты Госдумы Виктор Казаков и Анатолий Иванов, генеральный директор ООО «Городская управляющая компания «Пирит» Александр Беднов и руководитель областного УФРС Ольга Гальцова. Замыкающими стоят участники «праймериз» — депутат Госдумы Александр Белоусов, руководитель департамента ФК и спорта Самарской обл. Олег Саитов, и. о. министра сельского хозяйства области Александр Румянцев.

Особенность представленных кандидатур — их полная управляемость, лояльность новой губернской власти и отсутствие политической харизмы. Этих качеств оказалось вполне достаточно, чтобы одержать победу над бывшими фаворитами «праймериз». Обращает внимание отсутствие в списке спикера СГД Виктора Сазонова. Этому может быть несколько объяснений. Первое: Сазонов вполне удовлетворяет ЕР на своем месте. Второе: его фигуру держат как резерв для закрытия какой-либо крупной региональной вакансии. Количество таких вакансий определят результаты выборов.

Ожидая результат

Не секрет, что одной из причин освобождения от должности Константина Титова было то, что он не сумел добиться в регионе уверенной победы ЕР. Также очевидно, что решение этой задачи по наследству перешло к новому губернатору. Причем в ряду первоочередных, поскольку до выборов остается всего несколько месяцев. Результат выполнения этой задачи позволит определить, насколько уверенно будет себя чувствовать Артяков в губернаторском кресле. Если ему удастся добиться на выборах контрольных цифр голосования за ЕР, а теперь, учитывая нахождение Владимира Путина во главе списка, это не менее 60 — 65%, то это будет означать для федеральной власти, что регион не является слабым звеном в системе «вертикали».

В противном случае позиции нового губернатора могут ослабнуть. Для региональной элиты, костяк которой образуют местные ФПГ, это станет благоприятным моментом для выполнения своей основной программы. Программа-минимум -это гарантия отсутствия резких шагов со стороны нового губернатора в переходный период, приблизительно до марта — мая 2008 г. Это даст возможность завершить процессы регионального передела.

Программа-максимум — «перезагрузиться» при новой конфигурации власти, которая окончательно сложится в течение будущего года. Выполнить намеченное ФПГ возможно только в одном случае, когда они смогут реально предъявить новой власти либо свою силу, либо свою капитуляцию. В первом варианте, сорвав выполнение задачи, поставленной перед Артяковым в преддверии выборов, можно вступить с ним в торг. Например, пообещав не бросать финансовые ресурсы на «Справедливую Россию» (СР). Рычаги для проведения этого варианта у ФПГ имеются. Это прежде всего кадровое наследство Титова. Титов был коммутатором, через который проводилась увязка порой противоположных интересов ФПГ. Артяков таким коммутатором служить не может. Даже если он и будет выполнять подобные функции, то только в отношении межрегиональных экономических структур уровня Газпрома и Роснефти. Впрочем, последние события на съезде ЕР изрядно снизили шансы СР и команды Виктора Тархова.

Во втором варианте нужно активно помогать новому губернатору. Третий вариант — это дождаться результатов выборов и действовать в зависимости от них. Этот вариант маловероятен в силу того, что ФПГ уже вложились в выборы. Разумеется, все это вполне очевидно и для федералов. Для них наиболее вероятным ответом является наиболее простое и эффективное решение: подтянуть из Москвы кадры и попросту осуществить зачистку региона, начиная с федеральных структур и заканчивая муниципальными. Кроме того, на этом фоне можно обкатать технологии антикризисного управления муниципалитетами. Если такая зачистка начнется, то Константину Титову станет очень неуютно даже в кресле члена Совета Федерации.

Кроме того, поскольку региональные ФПГ обязаны своим процветанием Константину Титову и его окружению, в целях политической нейтрализации будет абсолютно логичным задержать утверждение кандидатуры экс-губернатора в Совете Федерации по крайней мере до декабря. Тогда Титов будет вынужден обеспечивать стабильность региона в период выборов.

Слова Путина об отделении денег от власти хотя и были адресованы съезду ЕР, на самом деле были обращены ко всем партиям. Можно не сомневаться, что заданный Путиным новый федеральный вектор политического развития будет принят исполнительной властью как руководство к действию. И первыми, на кого такие действия будут направлены, станут представители старого политического класса, сделавшие свою карьеру на посредничестве между властью и бизнесом. В 1934 г. в Москве уже проходило мероприятие, известное как «съезд победителей». Оно послужило прологом к грандиозной кадровой чистке, последовавшей за ним в 1937 — 1938 гг. Кроме субъективных причин, у чистки была и вполне объективная причина: необходимость смены тогдашних элит, паразитировавших на своем революционном прошлом. Объективные причины смены элит существуют и сейчас. Основная из них — это тотальная коррупция и разложение, которая делает практически невозможным развитие страны.

Цитата:

«Я уже говорил, что власть и деньги должны существовать отдельно. Это касается и партийных списков. То есть тех людей, которые под знаменами партии могут избраться депутатами Государственной думы. Представители крупного бизнеса — это, безусловно, уважаемые люди... Смогут ли они, развивая собственный бизнес, который требует сил и времени, оставаться при этом объективными, принимая решения, затрагивающие интересы всей экономики?» (В. Путин из выступления на VIII съезде партии «Единая Россия»)

Справка:

«Съезд победителей» — историческое название XVIII съезда ВКП(б), проходившего в Москве с 26 января по 10 февраля 1934 г. Съезд подвел итоги первой пятилетки, определил направления реализации второго пятилетнего плана, который предусматривал превращение СССР в «технико-экономически независимую страну и в самое передовое в техническом отношении государство в Европе». Он также избрал новый состав ЦК ВКП(б). На этом съезде коммунистическая партия впервые констатировала «монолитность» своих рядов и победу над внутренними партийными врагами. Генсек партии Иосиф Сталин по этому поводу сказал: «Вот и бить некого». Спустя два года подавляющее большинство из 1966 делегатов съезда было репрессировано в ходе чистки партийного и государственного аппарата.