Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (202) | 15 октября 2007г.
 

Александр Дружинин:

Сетевое хозяйство города требует реконструкции

Павел Андреев

11 октября в Автозаводском р-не в результате короткого замыкания на высоковольтном кабеле в коллекторе произошел пожар. В результате без электричества остались 6 кварталов. Проблемы надежности инженерной инфраструктуры города уже давно являются одной из больных тем. При этом все прекрасно понимают, что все упирается в инвестиционные средства. О своем видении проблемы развития и обновления сетевого хозяйства корреспонденту «Хронографа» рассказал генеральный директор МУП «ПО КХ г.Тольятти» Александр ДРУЖИНИН.

- Александр Алексеевич, как вы оцениваете происшедшую аварию? Что, по вашему мнению, стало ее причиной?

- Оценку данной ситуации разумнее давать тем, в чьей собственности находятся сети. Это ОАО «Электросеть». Со своей стороны могу лишь сказать, что службы, занятые ликвидацией аварии, сработали хорошо и электроснабжение было восстановлено в кратчайшие сроки. Для жителей была реальная угроза остаться без света на несколько дней.

- Но можно ли в этом случае говорить о низкой надежности сетевого хозяйства?

- Это уже другая сторона проблемы. Сетевое хозяйство города бесспорно требует реконструкции и развития. Гораздо сложнее определиться, как финансировать это развитие.

- Застройщики-заказчики и без того недовольны размерами выдаваемых техусловий. Вы предлагаете еще увеличить эту составляющую в себестоимости жилья?

- Ни в коем случае нельзя так просто трактовать проблему. Тема многосложная, и ее следует разделить на несколько параграфов.

Первое. Как развивать инженерную инфраструктуру новых территорий, которые сегодня не застроены и не обеспечены соответствующей инфраструктурой.

Второе. Каким образом реконструировать, развивать и повышать надежность сетей, которые находятся в уже существующей застройке.

Третье. Это содержание сетей.

- Но ведь мы снова вернулись к деньгам. Опять получается, что необходимо повышать размеры техусловий?

- Вообще источников для развития новой инфраструктуры может быть три.

Первый — это инвестиционная составляющая в тарифах для потребителей, в том числе населения. Сразу же скажу: сегодня у нас ее нет. Причина одна — индексы роста, которые нам определяет правительство, не позволяют заложить инвестиционную составляющую.

Например, на предстоящий год у нас заложен рост тарифов на водоснабжение — 8,1%. Значительную долю в затратной части в водоснабжении составляет электричество. Так вот, рост тарифов на электричество составит в будущем году примерно 16%. Таким образом, перед нами стоит задача не инвестирования части собираемых средств в развитие, а обеспечение просто функционирования системы.

Вторым способом инвестирования является плата за присоединение к существующим сетям. По сути, механизм, предлагаемый сегодня правительством, не сильно отличается от того, по которому мы работаем. Энергоснабжающее предприятие выдает обоснованные технические условия. Потом застройщик-заказчик либо сам выполняет эти условия, либо заключает с энергоснабжающей организацией договор на технологическое присоединение. Как правило, это несколько проще для застройщика, т.к. наше предприятие, например, решает сразу все проблемы, связанные с согласованиями, проектированием и сдачей в эксплуатацию. Либо застройщик проплачивает энергоснабжающей организации сумму, рассчитанную из стоимости обеспечения одной Гкал тепла или куб.м воды и т.д. Это все родственные механизмы, т.к. затраты по всем трем вариантам примерно одинаковые. Самое главное, что источником средств является все тот же заказчик-застройщик.

Третий способ финансирования развития сетей — это бюджетные ассигнования. Они могут быть любого уровня — федеральные, региональные, муниципальные. Построенные сети, по идее, должны передаваться в муниципалитет. Муниципалитет уже определится с балансодержателем.

Скорее всего, это будет МУП. МУП уже будет решать проблемы с эксплуатацией и содержанием сетей. По сути, в этом случае застройщик будет получать присоединение к ресурсам почти бесплатно. Если все коммуникации будут подведены, останется только сделать врезки. Это будут копейки по сравнению с капитальными затратами. Но за последние 15-20 лет такой практики не было.

- Мы опять возвращаемся к проблеме, которую никто не собирается решать. Сети нужно реконструировать и строить, вменяемой инвестиционной программы в городе нет. Платить может только застройщик-заказчик. Но это же точечные, ситуативные вливания. Почему не предпринимается никаких шагов для изыскания инвестиционных вложений?

- Совсем не так. Определенные шаги предпринимались. Другое дело, они так и не привели к какой-то рабочей схеме. В свое время в мэрии обсуждалась тема создания некоего муниципального фонда. Фонд мог бы, привлекая бюджетные или коммерческие средства, использовать их на строительство сетей, предназначенных для перспективной застройки. При этом застройщик покупал бы не чистую землю, а инженерно обеспеченные участки. Понятно, что стоимость инженерно обеспеченной земли была бы выше. Муниципалитет же, продавая такую землю, может быть, получал бы прибыль.

Я не думаю, что для заказчика-застройщика этот вариант был бы выгоднее. Но с точки зрения перспективного развития города это более правильный путь. В этом случае город может контролировать эффективное развитие и застройки, и самой инфраструктуры.

Сегодня что происходит? Первый застройщик вкладывает средства в инфраструктуру, рассчитанную на обеспечение только его строящихся объектов. Пришедший через какое-то время следующий застройщик будет оплачивать уже перекладку сетей раньше истечения их срока амортизации. Либо будет параллельно тянуть новые коммуникации. Получаются ничем не обоснованные двойные и тройные затраты. В такой ситуации энергоснабжающей организации сложно планировать развитие своих магистральных сетей и головных сооружений.

- Это касается освоения новых территорий. Но что делать с уже существующими сетями?

- Здесь безусловно требуются серьезные капитальные вложения по нескольким причинам. Первое. Хотим этого или нет, но инженерные сети стареют. У нас наиболее самортизированные сети в Водоканале, где износ достигает 70-80%. В некоторых случаях мы пользуемся коммуникациями, самортизированными полностью.

Кроме того, у нас существует практика точечной застройки. Мы увеличиваем нагрузку на сети, которые далеко не всегда могут обеспечить надежную работу с уже существующей нагрузкой. Сегодня мы обходимся только за счет заказчика-застройщика, когда он выполняет выданные нами технические условия. В общем, мы вернулись все к тем же трем источникам финансирования: инвестиционная составляющая в тарифах, деньги застройщика, бюджетные средства.

В отношении бюджетных средств у нас есть в настоящее время только один пример — строительство второй нитки водовода от водозабора Прибрежного до Комсомольского р-на. Проект реализуется уже несколько лет. Но здесь решается проблема увеличения надежности. В случае если старая труба, которой уже 30 лет, прогниет окончательно, весь Комсомольск останется без воды.

- Вы говорите о проблемах привлечения средств на реконструкцию и развитие сетей. Можно ли хотя бы примерно назвать цену вопроса?

- Я знаю только одно серьезное исследование, которое могло хотя бы частично дать ответ на этот вопрос. Речь идет о работе Городского стратегического совета, в составе которого была группа инженерной инфраструктуры, которую я возглавлял. Так вот, по заданию ГСС разрабатывалась концепция повышения надежности электроснабжения г.Тольятти. В разработке концепции участвовали все электроснабжающие предприятия города, а также профильные департаменты мэрии. Результаты были утверждены всеми участниками разработки.

Концепция предусматривала все мероприятия, которые смогли бы гарантировать Тольятти от таких масштабных аварий, как в Москве в 2005г. В частности, в концепции оценивались угрозы роста нагрузок, способные привести к перегреву токоведущих частей. Мероприятия были разработаны на всех уровнях электроснабжения: генерации, передаче, распределении, потреблении. Там же была произведена предварительная оценка этих мероприятий.

Работа была проведена силами городских предприятий без привлечения дополнительных средств. Фактически бесплатно. К сожалению, этот труд так и остался невостребованным.

- Так сколько же необходимо городу на реконструкцию всей электрики?

- По оценкам данного исследования, общая стоимость реализации программ могла составить 805-885 млн.р. Срок реализации оценивался в 5-15 лет. Главное в том, что если сегодня вдруг появится источник финансирования, например бюджетный, то в Тольятти есть что предъявить для начала целенаправленной работы. Базовые исследования уже проведены.

Эта концепция могла бы стать основанием для расчета инвестиционной составляющей в тарифы или при определении техусловий. Причем концепция позволяет создать абсолютно прозрачную систему, когда правила игры определяются на старте. Застройщик может вообще сначала ознакомиться с концепцией, а уже потом прикидывать свои возможности для освоения территории.

- Но почему вы не рассматриваете варианты поступления средств на территорию в рамках программы «Жилище»?

- Я уже говорил, до настоящего момента источником инвестиций было лишь выполнение техусловий застройщиком-заказчиком.

Хотя, бесспорно, продекламированный президентом нацпроект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и программа «Жилище» являются серьезным шагом вперед для жизнеобеспечения городов.

Насколько мне известно, по документам Госстроя, на модернизацию инженерной инфраструктуры по РФ в период 2002-2010гг. должно быть выделено 510 млрд.р. Механизм, предлагаемый правительством, сводится к созданию в регионах программ с финансированием 50x50. Иначе говоря, половину средств должен изыскать регион.

Чем это грозит? Естественно, следом за федеральными деньгами на места придут федеральные ревизоры. Поэтому схема освоения средств должна быть полностью прозрачной. Кроме того, построенные таким образом сети не подлежат приватизации. Я уже отмечал, что МУП при такой схеме имеет целый ряд преимуществ перед коммерческими структурами. Наша бухгалтерия полностью прозрачна. К тому же мы эксплуатируем муниципальное имущество, переданное нам в хозведение. Увеличение основных производственных фондов -это развитие, к которому должен стремиться как руководитель предприятия, так и весь коллектив.

Сегодня в Самарской обл. усиливается федеральный вектор. Это дает надежду на то, что наш регион активнее будет включаться в реализацию президентских установок. Если так, то в Тольятти найдется достаточно людей, готовых подержать эти инициативы. Тем более у нас уже есть готовые разработки. Это может стать серьезным импульсом для развития городского хозяйства, для развития строительной отрасли и для всей городской индустрии в целом.