Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (204) | 29 октября 2007г.
 

Напитки к вашему столу

Секреты успеха ОАО «Комбинат праздничных вин»

Константин Грайко

В последние годы пищевая промышленность наравне с металлургическим производством и топливной промышленностью вошла в число лидеров по выпуску продукции. При этом ее доля в структуре промышленного производства России занимает 15,4%, что характеризует ее как одну из ведущих отраслей в реальном секторе отечественной экономики. Она стала инвестиционно привлекательной, а объем капиталовложений в отрасль за последние 5 лет вырос более чем в два раза, достигнув в 2006г. 84 млрд. р.

Традиционно в России существенную нишу продовольственного сектора экономики занимают предприятия по производству алкогольных напитков. По данным Самарастата, лидирующие позиции в Самарском регионе по этому направлению на протяжении последних нескольких лет занимает ОАО «Комбинат праздничных вин» (КПВ) г.Тольятти. Достаточно отметить, что объемы выручки за 2006 г. по сравнению с 2005-м увеличились более чем в два раза (см. таб. 3), а популярность продукции КПВ, которая давно известна далеко за пределами региона, постоянно растет.

Данные последних исследований компании ACNielsen, проводящихся в крупнейших странах мира, интересны и актуальны для России, т. к. российский продовольственный рынок является сегодня одним из ведущих рынков мира. Его устойчивые темпы роста, которые наблюдаются в течение нескольких последних лет, составляют 11% в год, тогда как глобальный рынок показывает прирост только 4%. А общей тенденцией рынка продуктов питания является то, что сегодня потребители обращают все больше внимания на качество продукции, при этом низкая цена не является определяющим фактором при выборе.

Понимая это, специалисты КПВ уделяют большое внимание постоянному развитию системы контроля качества. Контроль начинается уже на стадии подбора сырья и продолжается на протяжении всей технологической цепочки. Как пример можно вспомнить историю двухлетней давности, когда был введен запрет на ввоз некачественных продуктов виноделия (в т. ч. и сырья) из Грузии и Молдовы. В тот момент многие винодельческие предприятия России оказались на грани банкротства, но на бизнесе КПВ с точки зрения поставок сырья это никак не сказалось, потому что к этому моменту комбинат уже практически отказался от таких поставщиков.

На сегодняшний день КПВ использует в основном краснодарское и французское сырье, но суть не в этом. Не совсем корректно говорить о месте происхождения сырья, скорее надо говорить о стабильности его вкуса. Как объяснил «Хронографу» заместитель генерального директора КПВ по маркетингу Дмитрий Савосин, брать французские компоненты только потому, что они французские, не совсем правильно. Не секрет, что французы закупают коньячные спирты и в других странах, в том числе в Армении, Грузии или России. Прекрасное сырье можно купить в Краснодаре, а чисто французские спирты могут оказаться невысокого качества. Встает вопрос цены, но в данном случае он непринципиален. Комбинат старается выпускать продукцию не только качественную (что само собой разумеется), но стабильную по органолептике, т.е. всегда одинаковую на вкус при любых условиях.

Поскольку вкусовые качества винограда всегда разные и зависят от урожая, места и метода сбора, от климатических факторов, то одной из серьезнейших задач технолога является методом купажирования подобрать совокупность сырья таким образом, чтобы получить сегодня тот вкус, который был вчера. И если вчера, например, за основу можно было взять краснодарское сырье, то завтра нужно будет добавить немного французского или испанского. Зачастую покупатель изменение вкуса (даже в лучшую сторону) воспринимает как ухудшение потребительских качеств. Он хочет воспринимать продукт именно с таким вкусом, к которому привык. На КПВ приняли установку, что вкус должен быть стабилен и узнаваем. Конечно, выпускать просто коньяк или просто шампанское намного проще, чем выполнять ту задачу, которую поставил перед собой комбинат. На рынке есть много предложений по коньячным спиртам. Случается, что при одинаково хорошем качестве, но разной цене более дешевое сырье не подходит только потому, что при его применении получается совершенно другой вкус конечного продукта.

Подтверждением высокого качества является то, что в последнее время продукция КПВ очень высоко оценивается на различных выставках, не оставляя тольяттинских виноделов без медалей. Кстати, постоянное участие КПВ в продовольственных форумах разных уровней также способствует усилению позиций предприятия на потребительском рынке. Ведь выставка — это не только показ товара, но и установление контактов, возможность в одном месте переговорить с ритейлерами из всех регионов. Современный рынок диктует необходимость не только повышать качество производимой продукции и создавать ее новые виды, но и развивать дистрибьюторские сети и искать новые рынки сбыта. К этому побуждает не только повышение запросов потребителей, но и обострившаяся конкурентная борьба между игроками продовольственного рынка. В этих условиях современные маркетинговые технологии играют первостепенную роль при продвижении конечного продукта. За последние несколько лет продукция КПВ перешла в более высокую ценовую категорию, но при этом сумела увеличить свою сбытовую привлекательность. Это можно объяснить комплексом грамотно проведенных маркетинговых мероприятий. Полтора года назад на комбинате был проведен обширный ребрендеринг ассортимента. Более активным стало поведение на рекламном рынке. Примером может служить то, что впервые в Поволжском регионе КПВ применил технологию продвижения Product Placement в рекламной кампании под названием «Невинные истории» серии вин «Лидия», «Земфира» и «Изабелла». Надо полагать, что находка оказалась удачной, поскольку опыт был повторен в рекламной кампании коньяка «Черчилль».

Кроме того, заметно возросло качество оформления продукции, а также была проведена большая работа по логистике. Итоговые результаты этой деятельности говорят о том, что маркетинговая стратегия комбината была выбрана правильно.

Еще одним фактором успешной работы любого производителя в современных условиях является динамичное развитие и постоянное обновление как материально-технической базы, так и ассортимента выпускаемой продукции. В этой связи ОАО «Комбинат праздничных вин» активно работает по этим направлениям. В сентябре этого года была пущена новая линия по производству шампанского, увеличившая мощности комбината на 20%. А в декабре планируется начать выпуск шампанского элитного уровня. Как пояснил Дмитрий Савосин, для его производства будет использовано более сбалансированное сырье и несколько другие дрожжи. Дальше — технологическая тайна. Результатом окажется другой вкус и более высокие потребительские свойства. Планируется сделать серьезный ребрендинг коньяка КВВК, чтобы увести его в сторону от линейки «Тайный Советник». Планируется выпуск коньяка 6-летней и 10-летней выдержки. В планах предприятия выпуск нового вермута с повышенными потребительскими качествами. «Степной аромат», выпускаемый сегодня и относящийся к нижнему ценовому сегменту, уже не совсем удовлетворяет спросу современного потребителя. И КПВ ставит перед собой задачу составить конкуренцию такому бренду, как «Мартини», создавая вермут аналогичного качества, но гораздо ниже по цене. «В принципе, технологи уже создали то, что будет внутри, — говорит Дмитрий Савосин. — Сейчас мы работаем над бутылкой и оформлением. Было проведено 4 дегустации с привлечением независимых экспертов, в которых приняли участие такие бренды, как «Мартини», «Чинзано» и «Деласи» (новый ставропольский вермут). По общему мнению, наш продукт оказался лучшим». Кроме того, в следующем году КПВ планирует начать розлив продукции в собственную патентованную бутылку.

В феврале 2008 г. в Москве пройдет очередная выставка «Прод-экспо-2008», которая, по мнению экспертов, является не только крупнейшим форумом предприятий пищевой промышленности, но и индикатором состояния этой отрасли в России. Среди прочего там будет представлено и новое шампанское производства КПВ, а также планируется предложить дилерам новую программу продвижения коньяка «Черчилль». Эта выставка во многом подведет итоги работы КПВ в 2007 г. В целом же алкогольный рынок России в 2007 г. развивается достаточно динамично и предпосылок для снижения темпов роста в ближайшей перспективе пока нет. По данным Росстата, за полгода производство ликероводочных изделий увеличилось на 55,1% — до 10,2 млн. декалитров, виноградного вина — на 25,2% до 5,1 млн. дал, шампанского — в 2,1 раза — до 1,9 млн. дал. По мнению аналитиков потребительского сектора компании «Ренессанс Капитал», алкогольные компании вполне привлекательны с инвестиционной точки зрения. По их оценке, в ближайшие пять лет рынок алкоголя в России вырастет на 8,2%, а основным катализатором рынка на фоне увеличения доходов населения станет переход к премиальным сортам напитков.