Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (207) | 12 ноября 2007г.
 

Елена Ванеева:

Граждане должны доверять налоговой инспекции

Павел Андреев

С уходом крупнейших предприятий как налогоплательщиков с территории г.о. Тольятти основой поступлений стали налоговые платежи, взимаемые с предприятий среднего и малого бизнеса. Налоговые органы оказались в более жестких, нежели раньше, условиях, чтобы обеспечить выполнение своей задачи. О том, какие мероприятия сегодня проводятся для роста налоговых поступлений, как выстраивается взаимодействие с другими административными структурами, какие задачи необходимо решить для повышения эффективности работы налоговой инспекции и каких результатов уже удалось добиться за 9 месяцев 2007г., корреспонденту «Хронографа» рассказала руководитель Межрайонной инспекции ФНС РФ №2 по Самарской обл. Елена ВАНЕЕВА.

- Елена Сардионовна, о каких предварительных итогах работы за 9 месяцев 2007г. сегодня уже можно говорить?

- Исполняя основную задачу, поставленную перед налоговыми органами РФ — обеспечить наполняемость бюджетов всех уровней, инспекцией за 9 месяцев текущего года обеспечено поступление в бюджеты всех уровней 14,299 млрд.р. налогов и других обязательных платежей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 22%. Рост поступлений в федеральный бюджет составил 12,9%, в территориальный — 25,9%.

Следует подчеркнуть, что за два года работы налоговая инспекция претерпела много изменений. В 2005г. АВТОВАЗ как плательщик налогов был переведен в другой регион. Химические предприятия перешли в межрайонную инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам. Таким образом, 12 крупнейших субъектов перешли на администрирование в инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам. Это, естественно, осложнило нашу работу. Названные предприятия перевыполняли план, и налоговым органам работать с ними было проще. Со средним и малым бизнесом работать гораздо сложнее. Однако, несмотря на это, инспекцией выполняются плановые показатели поступлений во все уровни бюджетов: федеральный бюджет — 110,1%, внебюджетные фонды -103,3%, городской бюджет — 99,3%. По критериям оценки ФНС, наша инспекция занимает одно из ведущих мест по Самарской обл.

- Понятно, что переключение акцентов с крупного бизнеса на средние и мелкие предприятия как минимум увеличило объем работ. В значительной степени это связано с проблемой вывода из тени заработной платы. Насколько эффективна эта работа?

- Наша работа очень кропотливая. Прежде всего необходимо проводить анализ деятельности каждого предприятия. По нашим данным, в городе зарплату ниже среднего уровня своим работникам выплачивали почти 4 тыс. юридических и физических лиц. Для изменения ситуации была создана межведомственная комиссия по вопросам легализации недекларируемой части заработной платы. В результате почти 3 тыс. работодателей повысили зарплату. Естественно, это отразилось и на налоговых поступлениях.

Мы можем гордиться своей работой по сбору единого социального налога. Сегодня на его приоритетности акцентирует внимание президент и правительство РФ. Сбор ЕСН в 2007г. в Тольятти вырос на 25%. Отчисления по страховым взносам на ОПС за 9 месяцев выросли на 16 млн.р. Рост поступлений от НДФЛ в городской бюджет составил 323,6 млн.р., или 42,9%. На втором этапе мы работаем с руководителями предприятий по приведению заработной платы к уровню средней по отрасли.

- Раз уж мы коснулись проблем поступления в местный бюджет, как складывается ситуация в этом направлении?

- Бесспорно, проблемой для налоговых служб являются местные налоги. Для примера можно взять региональный транспортный налог. План устанавливается субъектом РФ. Здесь мы имеем самую крупную недоимку по области. Объясняется это тем, что количество поставленных на учет автомашин в Тольятти не совпадает с их фактическим количеством. Владельцы транспортных средств продают их по генеральным доверенностям за пределы региона. В результате мы не можем найти новых хозяев машин.

Надо учесть, что налог новый, введен только в 2003г. До 2005г. инспекция недостаточно активно работала с этим налогом. Кроме того, сами налогоплательщики не всегда полностью выполняют свои обязанности. Осложняет работу и то, что налогоплательщики меняют свое место жительства и далеко не всегда адрес прописки жителя Тольятти совпадает с местом его фактического проживания. В результате 30-40% наших уведомлений возвращаются нам почтой как не нашедшие своих адресатов. Это говорит о неактуальности нашей базы.

В этом году налоговой инспекцией проведена колоссальная работа. Подготовлено порядка 50 тыс. заявлений о выдаче судебных приказов, по которым в принудительном порядке будет взыскиваться транспортный налог. Ожидается, что количество этих заявлений дойдет до 90 тыс. Прирост недоимки, который на начало года составлял 150 млн.р., мы в этом году уже отработали. Проблему составляет старая недоимка, которая существует еще с 2003г. Отсутствие сведений с регистрирующих органов о снятии транспортных средств с учета, а также позднее поступление сведений о смене местожительства гражданина приводит к созданию неактуальной базы налогоплательщиков в инспекции по объектам налогообложения. В связи со сложившейся ситуацией инспекция приносит извинения за рассылку налоговых уведомлений и требований об уплате налога, содержащих неверное начисление сумм транспортного налога по объектам, отсутствующим у налогоплательщика или подлежащим льготированию. Просьба к налогоплательщикам, получившим требования об уплате по отсутствующему у него имуществу, повторно обратиться в налоговый орган с заявлениями, подтверждающими льготу, продажу объекта, снятие с учета и т.п.

- Можно ли сказать, что речь идет о несогласованности действий различных структур и ИНС?

- Есть регионы, где налоговые структуры очень эффективно взаимодействуют с регистрирующими органами. Естественно, указанным органам без санкции вышестоящих служб сложно принять требуемое решение. А требуется сегодня следующее. Мы неоднократно выходили с предложением, чтобы представители налогового органа вместе с базой данных о налогоплательщиках располагались в пунктах, где снимают с учета и ставят на учет транспортные средства. Если человек готов выполнить свой гражданский долг, так давайте создадим ему для этого условия. Так называемое единое окно. Соответственно, и доходы в бюджет значительно увеличатся.

- В других регионах есть такая практика?

- В Москве, С.-Петербурге, в Республике Татарстан четко организована работа по взаимодействию соответствующих структур, связанному с уплатой транспортного налога. У нас же отсутствует актуальная база данных, что ведет к проблемам по поступлениям и взысканию данного налога.

- Еще одним источником пополнения местного бюджета является налог на имущество...

- Сегодня в городе имеется много не сданных в эксплуатацию объектов. Фактически эти дома уже заселены. И, естественно, эти объекты выходят из-под налогообложения. На сегодняшний день разосланы письма в СМИ о том, что мы будем эти объекты проверять, а результаты проверок передавать в правоохранительные органы.

- В данном случае речь идет исключительно о жилье? Редакция «Хронографа» неоднократно готовила материалы о несданной в эксплуатацию коммерческой недвижимости. Например, о торговых центрах...

- Само собой, речь и о торговых центрах. Представьте себе, по нашим данным, молл «Парк-Хаус» введен в эксплуатацию только в этом году. Целый ряд объектов сегодня работает без ввода в эксплуатацию. С позиции своей профессиональной деятельности, мы выражаем серьезное беспокойство от того, что бюджет недополучит значительные суммы из-за этих нарушений. Более того, владельцы сдают площади в аренду и получают от этого прибыль. Это тоже увод средств от налогообложения.

Такая практика теневой аренды широко распространена при сдаче жилых площадей. На физлицо покупается несколько квартир, эти квартиры сдаются в аренду, лицо получает прибыль и не платит никаких налогов. У нас есть очень широкий фронт работы. Мы рассылаем уведомления, работаем с ТОСами. Но для максимально эффективной деятельности налоговым органам должны помогать регистрирующие и правоохранительные органы.

Следом за налогом на имущество идет земельный налог. Сегодня у нас в городе нередко на землях, имеющих сельхозназначение, возводятся бизнес-центры. Арендодатели платят налоги в несколько раз меньшие, чем они обязаны платить в соответствии с реальной эксплуатацией земли.

Здесь также мы сталкиваемся с проблемами наших баз данных. Сведения формируются Роснедвижимостью, Управлением земельных ресурсов, ФГУ «Земельная кадастровая палата», и данные по оценке земельных участков в указанных службах различны. Это мешает осуществлению надлежащего исполнения функций налогового контроля за полнотой начисления и уплаты данного налога.

Очень серьезная проблема существует в информационном обмене с Регпалатой. И опять же проблема техническая. У нас не сходятся форматы баз. Мы вынуждены вручную вводить полученные из Регпалаты данные. Пока мы не услышим друг друга, пока все структуры не начнут слаженно взаимодействовать, мы не сможем собрать налог в должном объеме. Это задача государственная. Я думаю, в этом заинтересованы представители всех административных структур.

- Хорошо, проблемы межведомственного взаимодействия существуют не только в налоговых органах. Но ведь сама налоговая инспекция тоже должна прилагать усилия для повышения собственной эффективности.

- Само собой, мы не сидим сложа руки. В целях выполнения задачи по обеспечению полноты поступления региональных и местных налогов задействованы все сотрудники инспекции. Кроме того, мы постоянно ведем планомерную работу по повышению эффективности работы инспекции.

В частности, для оптимизации нашей деятельности, чтобы налогоплательщику было легче общаться с налоговыми органами, на ул. Ленина, 66 построен и открыт центр работы с налогоплательщиками. Это один из лучших центров в Поволжье. Там и громкоговорящая связь, и пункт приема платежей, три операционных зала. Работает бесплатный консультант, который может распечатать необходимый плательщику законодательный акт. Сегодня ведется ремонт отдела работы с налогоплательщиками на ул. Матросова. Здесь будут также созданы нормальные условия для налогоплательщиков. Наши граждане должны доверять налоговой инспекции. Налогоплательщик должен быть уверен в том, что его услышат, помогут решить возникшие проблемы. Все сотрудники инспекции сориентированы на работу с населением.

Кроме того, до недавнего времени в инспекции существовала проблема со зданием архива. На сегодняшний день наш архив соответствует всем требованиям.

В настоящее время инспекция ведет большую работу по обеспечению соблюдения налогового законодательства как гражданами, так и юридическими лицами. И, конечно же, мы надеемся на понимание и обратную связь со стороны налогоплательщиков для улучшения уровня жизни граждан как нашего города, так и всей России.