Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (207) | 12 ноября 2007г.
 

Сергей Головинов:

У людей притупилось чувство опасности газа

Павел Соколов

Сегодня Средневолжская газовая компания вступила в период предварительной работы по заключению договоров на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО) в многоквартирных домах на 2008г. Текущий же год стал первым годом, когда после многолетнего перерыва к обслуживанию ВДГО вновь начали относиться со всей серьезностью. Многое пришлось начинать с нуля. В том числе это относится и к воспитанию у людей чувства ответственности перед лицом опасности возникновения аварий в результате небрежного обращения с бытовым газом. Более подробно об этих проблемах в интервью газете «Хронограф» поведал главный инженер филиала «Тольяттигаз» Средневолжской газовой компании Сергей ГОЛОВИНОВ.

- Сергей Владимирович, еще более года назад вопрос необходимости обязательного технического обслуживания ВДГО с подачи Средневолжской газовой компании начал выводиться на широкое обсуждение. Как обстоят дела в данном секторе сегодня?

- Действительно, вопросу перевода жилого фонда на обязательное плановое техническое обслуживание ВДГО Средневолжская газовая компания уделяла много внимания как в этом, так и в предыдущие годы. Если говорить о сегодняшнем дне, то сейчас у нас уже начата предварительная работа по заключению договоров на техническое обслуживание ВДГО с управляющими компаниями города на предстоящий 2008г. Вопрос этот продолжает оставаться сложным. Перед управляющими компаниями сейчас стоит задача рассчитать общий объем платежей по квартплате на будущий год. В данной работе они ограничены предельно допустимым уровнем роста тарифов. Соответственно, им нужно будет уложиться в эти рамки, в том числе и с учетом наших тарифов. Хотя я уверен, что предлагаемые нами тарифы практически никак не скажутся на росте квартплаты. Об этом, например, уже могут судить многие жители Тольятти, чьи дома нам удалось обслужить в текущем году в рамках договорной работы с управляющими компаниями.

- Получается, что в текущем году вам пришлось создавать, по сути, новую службу в структуре компании, формировать новые штатные единицы, обучать персонал, выводить взаимодействие со службами ЖКХ на принципиально новый уровень. Насколько сложным был этот период работы?

- Текущий год стал первым годом, когда мы, являясь специализированной организацией, смогли приступить к работе по техническому обслуживанию ВДГО многоквартирных домов в рамках договорных отношений с управляющими компаниями. Хочу отметить, что нам пришлось столкнуться с массой проблем на стадии организации этой работы. Началось все с того, что не все управляющие компании города своевременно откликнулись на наше предложение заключить с нами договоры. Законодательство определяет, что договор на обслуживание ВДГО должен заключать собственник жилья. В большинстве случаев квартиры приватизированы и принадлежат жильцам. При этом собственником дома, в котором они расположены, является муниципалитет. Таким образом, одна часть ВДГО (стояки и вводы в квартиры) входит в состав имущества дома, другая (газовые трубы и приборы, расположенные после газового крана на стояке) считается собственностью владельца квартиры. Причем внутридомовые стояки проходят через квартиры жильцов. Следовательно, невозможно провести техническое обслуживание ВДГО, не войдя в квартиру. Также нужно понимать, что заключить договор на обслуживание ВДГО с владельцем каждой квартиры практически нереально, т.к. газифицированных квартир в Тольятти насчитывается более 75 тыс. Это свыше 950 домов. Но при этом у каждого владельца квартиры есть договорные отношения со своей управляющей компанией. Поэтому было логично пойти по пути заключения договоров с управляющими компаниями. Хотя первые договоры на техническое обслуживание нам удалось заключить только 1 июня. В этот день были подписаны договоры с УК №3, УК №5 и УК ПЖРТ. В их ведении числится 416, 80 и 8 газифицированных домов соответственно.

Лишь к сентябрю договоры подписали УК №4 (138 домов) и МУП «ПО КХ» (84 дома). И до сих пор не подписан договор с МУП «ДЖКХ» (186 домов). Однозначно могу сказать, что это лишает нас возможности провести плановое техническое обслуживание до конца года по домам тех управляющих компаний, которые затянули заключение договоров. Наличие договора является для нас основанием приступать к работе. Если его нет, то и у нас нет оснований приходить к людям. Хотя мы не можем себе этого позволить. Как быть, если звонят люди с подозрениями на запах газа? Сотрудники нашей аварийной службы в экстренном порядке выезжают на эти вызовы. И хочу отметить, что в ходе таких оперативных выездов нам уже удалось предотвратить несколько возможных аварийных ситуаций, подобных той, что случилась в доме по ул. Ленина.

- Расскажите поподробнее об этом.

- Спустя примерно неделю после этой трагедии к нам поступил сигнал о том, что в одном из домов Центрального р-на (ул. Голосова, 91) зафиксирован устойчивый запах газа. Наши сотрудники срочно выехали на объект. В квартире, в которой располагался источник утечки, никого не оказалось. Вызвали представителей МЧС, милиции, управляющей компании, составили акт, вскрыли дверь. Оказалось, что в этой квартире проживает пенсионерка, которая, забыв выключить плиту, ушла из дому. Хорошо, что на кухне форточка была открытой, поэтому большого скопления газа не произошло. В противном случае мог случиться взрыв.

- Как вы считаете, почему возникают случаи халатного отношения к бытовому газу?

- До недавнего времени вообще наблюдалась очень тревожная тенденция: у людей серьезно притупилось чувство перед опасностью газа. Я считаю, что это результат многолетнего отсутствия контакта между сотрудниками горгаза и населением. Если вспомнить советские времена, когда профилактические визиты газовиков были регулярными, люди более четко соблюдали нормы элементарной газовой безопасности. Каждый знал: покидаешь квартиру на длительный период — отключи газовый кран на стояке. Многие это делали даже уходя на работу. И это, безусловно, правильно. Сегодня же нам очень часто приходится наблюдать картину, когда этот кран покрыт многолетним слоем краски. Или был случай, когда этот кран оказался замурованным в кафельную плитку. А некоторые вообще в ходе благоустройства своей квартиры полностью закрывают как стояк газовой трубы, так и сам кран. О каком экстренном перекрытии газа можно вести речь в этих случаях? Люди должны понимать, что таким образом они наказывают в первую очередь самих себя. Случись непредвиденное с газовой плитой или колонкой — как хозяин квартиры будет перекрывать у себя газ? К сожалению, сегодня многие об этом не задумываются. А ведь газ — это не вода.

- Случившаяся авария в доме по ул. Ленина в какой-то степени напомнила многим, какую опасность в себе таит небрежное обращение с бытовым газом. Кстати, почему в Тольяттигазе до сих пор не дали публичную оценку произошедшему?

- Дело в том, что по результатам этой аварии было возбуждено уголовное дело. Обычно следственные органы не заинтересованы в разглашении информации, пока расследование не завершено. Поэтому и представители нашей компании не давали развернутых комментариев. Наверное, было бы действительно правильным дождаться результатов этого расследования. Предварительно могу отметить здесь два аспекта. Первое. В правилах подключения газовых приборов сказано, что они должны подсоединяться к газоподводящим устройствам путем резьбового соединения.

В квартире, где произошел взрыв, газовая плита была подключена самовольно, без использования резьбового соединения. В противном случае на плите после взрыва осталась бы гайка или следы от ее присутствия. Второе, на что хочу обратить внимание: данный дом стоял у нас в графике на проведение в нем планового технического обслуживания ВДГО в сентябре. Но вышло так, что авария случилась раньше. Еще раз напомню: если бы процесс заключения договоров на техническое обслуживание ВДГО не затянулся и все договоры были бы заключены, как мы и предлагали, с начала 2007г., то, уверяю вас, мы бы успели провести техническое обслуживание намного раньше сентября. Не только в этом, но и во многих других домах, которые до сих пор стоят необслуженными. Т. е. в этом случае аварии могло и не случиться. В ходе плановых работ в других домах нам приходится выявлять аналогичные способы самодельного подключения газовых плит при помощи резиновых шлангов без резьбового крепления. Пресекаем подобные вещи, ведем разъяснительную работу. Хотя случается и такое, что хозяева квартир откровенно не пускают наших специалистов.

-А вы не думаете, что многие сегодня слишком хорошо понимают, чем может обернуться желание открыть дверь незнакомым людям? Может быть, причина в излишней осторожности граждан?

- Для того, чтобы удостовериться, что к ним пришел действительно сотрудник обслуживающей газовой компании, достаточно попросить его предъявить наряд-заявку, на основании которой он проводит работы в этом доме. Также он должен предложить хозяину квартиры расписаться в журнале выполненных работ. Сейчас мы работаем над тем, чтобы все сотрудники выходили на обход домов обязательно в спецодежде с эмблемой компании СВГК. Помимо этого, у каждого нашего сотрудника имеется документ, удостоверяющий его личность. В крайнем случае можно позвонить в диспетчерскую службу Тольяттигаза и убедиться, действительно ли в вашем доме проводятся плановые работы. Соблюдая эти условия, отличить наших людей от проходимцев не составит труда. Причины, по которым наших сотрудников не пускают в квартиру, кроются в другом. Это то, о чем я уже говорил. Кто-то сделал перепланировку, кто-то самовольно переложил трубы и теперь просто не желает иметь с нами дел. Но тут они должны понимать, что вопрос безопасности эксплуатации ВДГО — это не их частное дело. И что газовики посещают их не из праздного любопытства. Более того, при формировании графика обходов мы пошли навстречу жильцам. Принято решение о переводе части специалистов на работу по сдвинутому графику. Т.е. рабочий день у них заканчивается в 22 часа. Такой режим максимально удобен для жильцов, поэтому мы вынуждены на это идти.

- Многим тольяттинцам памятен случай массового появления резкого запаха газа в квартирах. С чем это было связано и как вам удалось локализовать ситуацию?

- Всплеск заявок действительно был. Пиковым моментом стало принятие 1400 заявок за неделю. Хотя в обычном режиме мы принимали около 70 заявок в неделю. Чем обусловлен такой скачок? Никакой нештатной ситуации не произошло. Просто в Тольятти была начата поставка газа с другого месторождения. До этого в качестве бытового газа с месторождений Западной Сибири шел метан, который сам по себе запаха не имеет, поэтому в него добавлялся одорант. Сейчас газ поставляется в сети города с оренбургских месторождений. И он содержит в своем составе природный одорант меркаптан серы, который обладает специфическим запахом. Но в этом нашлись и свои плюсы. Если раньше мелкие утечки редко кто мог определить по запаху, то теперь более отчетливый запах не позволит остаться незамеченной даже малейшей утечке. С одной стороны, переход на более пахнущий газ позволил нам благодаря звонкам горожан выявить огромное количество мелких и ранее не замечаемых утечек и ликвидировать их практически одномоментно. С другой — оказало мобилизующее воздействие на граждан, которые все же начинают более серьезнее осознавать опасность бытового газа.