Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (433) | 8 октября 2012г.
 

Галайда займется хоккеем

Пока Ростехнологии строят новую систему контроля над ОАО «АВТОВАЗ»

Сейдамет Абреков

3 октября губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН заявил о том, что в строительстве скоростной железной дороги между Самарой и Тольятти примет участие компания, курирующая логистику на ОАО «АВТОВАЗ». Этой компанией является дочернее предприятие ГК «Ростехнологии» — ОАО «PT-Логистика». В работах также может принять участие ОАО «АвтоВАЗтранс» (АВТ). Недавно Ростехнологии приобрели у АВТОВАЗа 100% акций АВТ. С поста генерального директора АВТ был уволен Андрей ГАЛАЙДА (на фото), считающийся, как и президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь КОМАРОВ, креатурой предпринимателя Михаила ПРОХОРОВА. Увольнение Галайды позволяет предположить, что Ростехнологии, готовясь отдать контрольный пакет общества альянсу RENAULT-NISSAN, усиливают свой контроль над товарно-денежными потоками, логистикой и, возможно, безопасностью автогиганта.

Заявление губернатора сложно рассматривать в отрыве от событий, происходящих на ОАО «АВТОВАЗ» и его дочерних предприятиях. В середине сентября с поста генерального директора ОАО «АВТ», которое на 100% принадлежало АВТОВАЗу, был уволен Андрей Галайда. «У меня 14 сентября закончился контракт, его не продлили. АВТ продали Ростехнологиям, а я не хотел работать с новым собственником», — заявил по этому поводу Андрей Галайда в телефонной беседе с корреспондентом «Хронографа» . Но Галайда остается руководителем трех других дочерних организаций АВТОВАЗа — НП «Хоккейный клуб «Лада», ООО «Соцкультбыт-АВТОВАЗ» и ОАО «Завод автомобильных компонентов» (ЗАК). Причем есть предпосылки, что со временем он может быть выведен и из ЗАК.

Согласно официальному сайту АВТ, компания занимается автомобильными и железнодорожными (ж/д) перевозками. Генеральным перевозчиком АВТОВАЗа в области доставки товарных автомобилей на внутренний рынок и экспорт с использованием автомобильного, морского и речного транспорта является ОАО «РТ-Логистика», которое создавали ГК «Ростехнологии» (51%) и ООО «ТрансХолдинг Логистика» (49%) (см. «Хронограф» №26 (425) от 16.07.12). В совет директоров «РТ-Логистика» входил Максим Ликсутов. Кроме того, 26 января 2009 г. было подписано трехстороннее соглашение о намерениях развивать перевозки легковых автомобилей производства АВТОВАЗа железнодорожным транспортом. Соглашение в присутствии генерального директора ГК «Ростехнологии», председателя совета директоров АВТОВАЗа Сергея Чемезова подписали президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин и заместитель председателя совета директоров ОАО «РейлТрансАвто» Максим Ликсутов (см. «Хронограф» №3 (267) от 02.02.09). 17 апреля 2009 г., как сообщал портал ГК «Ростехнологии», Максим Ликсутов возглавил координационный центр по логистике АВТОВАЗа.

Очевидно, что вся логистика АВТОВАЗа, за исключением, пожалуй, ОАО «АВТ», находилась в ведении Максима Ликсутова.

Примечательно, что в ответ на вопрос о том, как АВТ выстраивал отношения с Ликсутовым, бывший генеральный директор ОАО «АВТ» Андрей Галайда предпочел заявить: «Первый раз слышу эту фамилию и имя. Мы заочно даже не знакомы». Из этого можно сделать вывод, что Ликсутова и Галайду можно отнести к разным группам влияния на АВТОВАЗе, которые конкурируют друг с другом за возможность влиять на околовазовские потоки.

14 сентября, после увольнения Андрея Галайды в связи с продажей ОАО «АВТ», у ГК «Ростехнологии» появилась возможность восполнить пробел и полностью взять под контроль вазовские перевозки. Кроме того, если судить по заявлению Николая Меркушкина, теперь «РТ-Логистика», совместно с ОАО «РЖД», займется еще и строительством скоростной железной дороги между Самарой и Тольятти. Но, судя по всему, выстраиванием логистических схем на АВТОВАЗе и в Самарской обл. Максиму Ликсутову придется заниматься факультативно.

26 сентября 2012 г. он приступил к исполнению обязанностей заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Параллельно он продолжил занимать должность руководителя департамента транспорта мэрии Москвы. Еще в 2011 г. Максим Ликсутов пришел в московскую мэрию советником мэра Сергея Собянина на общественных началах. Видимо, именно поэтому 29 июня 2011 г. Ликсутов вышел из состава аффилированных лиц ОАО «РТ-Логистика». Кроме того, по данным российского издания Forbes со ссылкой на информационное агентство (ИА) «Интерфакс», он продал свою долю в ЗАО «Трансмашхолдинг» партнерам – Искандеру Махмудову, Андрею Бокареву и еще нескольким менеджерам. 6 декабря 2011 г. ИА «РИА Новости» распространило информацию о том, что «с приходом на службу в правительство Москвы Ликсутов отказался от эстонского гражданства».

Увольнение Андрея Галайды из АВТ на фоне того, что он остался руководителем трех других подконтрольных АВТОВАЗу компаний, наталкивает на ряд выводов. Помогает сделать эти выводы то обстоятельство, что Галайду, также как и президента ОАО «АВТОВАЗ» Игоря Комарова (на фото), называют креатурами предпринимателя Михаила Прохорова. Получается, что Ростехнологии, получив под контроль АВТ, продемонстрировали, что «человек Прохорова» в такой бюджетоемкой теме, как перевозки и дорожное строительство, им оказался не нужен.

Не следует забывать и того, что на посту президента общества Игоря Комарова в значительной степени поддерживает именно французская сторона, которой уготовлена роль получить статус крупнейшего акционера ОАО «АВТОВАЗ». В этом отношении действия Ростехнологии напоминают не до конца реализованный сценарий Группы «СОК» Юрия Качмазова. В свое время СОК, не являясь акционером автогиганта, планомерно устанавливал контроль над сбытовой сетью АВТОВАЗа и его поставщиками. Это делалось не только посредством внедрения своих людей в топ-менеджмент предприятия, но и за счет банального поглощения предприятий-поставщиков. Таким образом, можно было предположить, что СОК стремился взять под контроль товарно-денежные потоки завода. В начале т. г. в ОАО «Объединенные автомобильные компоненты», которое также находится в орбите интересов Ростехнологии, был передан ряд предприятий — производителей комплектующих на автомобили АВТОВАЗа (в т. ч. и заводы, ранее принадлежавшие Группе «СОК»).

Мотивы для описанных действий у СОКа и Ростехнлогий, скорее всего, идентичны. Вторым направлением СОКа было установление контроля над транспортными потоками. В рамках этой работы с их стороны в 2004 г. был установлен контроль над ОАО «АвтоВАЗтранс». Т. е. уже после того, как был выстроен контроль над всем тем, что нужно было привозить и вывозить с АВТОВАЗа. Покупка Ростехнологиями этого предприятия в 2012 г. дает основания предполагать, что обе ФПГ мыслят конгениально. Следует отдать должное Ростехнологии, группа Сергея Чемезова не упустила из виду коммунальные активы АВТОВАЗа. И хотя сегодня Ростехнологии не проявляет в этом направлении активных действий, однако в любой момент можно ожидать смены руководства в этом секторе. Примерно так же, как прошло увольнение Галайды из АВТ.Если «загибать пальцы» дальше, то в перспективе в ведение Ростехнологии должна отойти и такая сфера, как безопасность АВТОВАЗа, а также его дочерних и зависимых предприятий. По крайней мере, сегодня выглядит не совсем логичной ситуация, когда поставки, сбыт и перевозки для АВТОВАЗа будут контролировать структуры Ростехнологии, а охрану будут осуществлять третьи лица. Тем более что в Самарской обл. уже зарегистрирован филиал специализированного дочернего предприятия Ростехнологии — ЗАО «РТ-Охрана». Если учесть, что рекламный бюджет АВТОВАЗа из года в год растет и, скорее всего, превысил 1 млрд р. в год, то для представителя Ростехнологии было вполне логичным задуматься и над этой сферой деятельности. Пока же рекламный бюджет находится в зоне ответственности директора по внешним связям АВТОВАЗа Игоря Буренкова, который также считается человеком из команды Комарова. Если данная версия верна, то в ближайшее время Ростехнологии получат условно полный контроль над АВТОВАЗом, сохранив лишь блокирующий пакет акций. В этом случае номинальный состав акционеров будет иметь далеко не первостепенно значение.