Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (453) | 18 марта 2013г.
 

Оптимизм Адамова

Работа над сменой уставов способна продлить срок полномочий главы Волжского района почти на год

Егор Кошеров

На прошлой неделе можно было наблюдать действия органов муниципальной власти Волжского р-на, которые по ряду признаков напоминают начало отвлекающих маневров. 12 марта был подготовлен к утверждению проект нового устава района, предусматривающий переход к новой процедуре выборов главы района — из состава депутатов собрания представителей. За этим, безусловно, громким процессом может остаться незаметным другой куда более важный вопрос. Если до мая не успеть принять региональный закон о сокращении срока полномочий действующего главы Волжского р-на Александра АДАМОВА (на фото) примерно на два месяца, то власть в районе может остаться под его контролем еще на год. Однако многое в этом деле будет зависеть от подготовки и проведения 26 марта пленарного заседания СГД.

Показательная спешка

Парад добровольных отказов глав муниципальных образований от собственных суверенитетов начался с событий в Жигулевске. 6 марта Дума г. о. Жигулевск неожиданно для многих рассмотрела проект изменений в устав Жигулевска, ключевым из которых станет переход к выборам главы из состава депутатов. Следующим стал Красноярский р-н. 13 марта на пленарном заседании собрания представителей Красноярского р-на были рассмотрены уже не изменения, а проект полностью нового устава района. Он также предусматривает переход к избранию главы из состава депутатов собрания представителей. 19 марта то же самое предстоит сделать собранию представителей Волжского р-на. Руководство этих муниципальных образований объединяет не только неожиданно возникшее желание сменить систему избрания глав. Для этих трех муниципалитетов нет никакого поддающегося здравой логике смысла делать это с такой откровенно показной спешкой. Выборы в собрание представителей (для Жигулевска в думу) на этих территориях прошли 10 ноября 2010 г. Следовательно, их полномочия истекут нескоро после единого дня голосования, который пройдет в сентябре 2013 г. Это очень важная деталь, если брать во внимание положения федерального законодательства. Ст. 44 (устав муниципального образования) ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гласит: «Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений». Из этого следует, что возможность избрания главы из числа депутатов в перечисленных муниципальных образованиях после обновления уставов будет возможна в сентябре 2013 г. только в случае досрочного сложения полномочий их представительных органов. Такую перспективу сложно даже представить.

Абсолютное большинство в этих органах составляют представители партии «Единая Россия» (ЕР). Вряд ли в ЕР одобрят теперь уже парад самороспусков. Это чревато серьезным политическим скандалом навею страну.

Следовательно, должен быть какой-то еще мотив для столь неоднозначных действий властей Жигулевска, Красноярского и Волжского р-нов. Чтобы понять нетипичность всего происходящего, обратим внимание на детали, наглядно описывающие условия работы над обновлением уставов.

В Жигулевске, например, от представителей местных элит, оказавшихся под впечатлением от озвученной инициативы, уже можно было услышать предложение организовать досрочный роспуск думы сразу после вступления устава в силу. Причем там уже начались мероприятия публичного обсуждения предложенных изменений в устав. В Красноярском и Волжском р-нах шумиха пока еще не началась. Однако первые странности уже произошли.

В воскресенье, 10 марта, аппаратом собрания представителей Красноярского р-на был подготовлен документ (проект решений) №4-СП «О предварительном одобрении проекта устава м. р. Красноярский Самарской обл. и вынесении проекта на публичные слушания».

В качестве приложений к нему были оформлены документы с такими говорящими названиями, как «Решение о принятии устава м. р. Красноярский» и «Устав м. р. Красноярский Самарской обл.». Надо пояснить, что устав новый. 13 марта ради утверждения единственного вопроса было созвано внеочередное заседание собрания представителей Красноярского р-на. Весьма сомнительно, что все депутаты успели к 13 марта детально ознакомиться с проектом нового устава. Это более ста страниц текста особой юридической стилистики, причем текст действующего устава на четверть короче. Велика вероятность, что голосование за утверждение проекта нового устава прошло без его детального изучения всеми участниками процесса. Сомнительно, что детальное ознакомление произойдет в ходе публичных слушаний, которые были назначены с 22 марта по 20 апреля.

«Рекордсмены» из Волжского

В Волжском р-не готовы поступить куда более радикально по отношению к процедуре публичных слушаний. 19 марта на пленарном заседании собрания представителей Волжского р-на планируется с первого раза утвердить проект устава и отправить его на публичные слушания, которые должны начаться 22 марта, а завершиться 4 апреля. Действующее в Волжском р-не положение о порядке проведения публичных слушаний подразумевает, что сами слушания по вопросам изменений устава могут начаться не ранее чем через день после официального опубликования решения об этом в муниципальной газете «Волжская новь». Из характера действий инициаторов принятия нового устава видно, что они сделали в Волжском р-не ставку на предельно короткие сроки. И это притом, что в положении о публичных слушаниях Волжского р-на говорится: «При организации и проведении публичных слушаний субъекты публичных слушаний руководствуются следующими принципами проведения публичных слушаний: принцип заблаговременного оповещения жителей района о времени и месте проведения публичных слушаний; принцип заблаговременного ознакомления с проектом муниципального правового акта жителей района и иных заинтересованных лиц». Как можно соблюсти эти принципы при тех сроках, которые указаны в проекте решения собрания представителей Волжского р-на, не совсем понятно. Официальное печатное издание Волжского р-на «Волжская новь» выходит по средам и субботам, по логике, одобренный проект должен быть опубликован 20 марта. С учетом этих обстоятельств у инициаторов утверждения нового устава, видимо, есть основания полагать, что содержание документа не вызовет вопросов у депутатов собрания представителей и будет безоговорочно одобрено 19 марта.

В Волжском р-не при работе над уставом такая оперативность была замечена впервые. Так, например, все предыдущие случаи внесения изменений или поправок в устав предусматривали назначение публичных слушаний почти через месяц со дня опубликования решения об этом в газете. Этому феномену можно найти объяснение. Поднятый информационный шум от работы над уставом может отвлечь внимание от других более важных процессов.

По аналогии с Родионовым

30 октября 2013 г. истекает срок полномочий всенародно избранного главы Волжского р-на Александра Адамова. В момент единого дня голосования в сентябре 2013 г. он еще будет полноценным главой района. Однако после этого следующие выборы главы в районе будут возможны только в сентябре 2014 г. В данной ситуации существует два варианта развития событий. По первому — выборы главы Волжского р-на могут быть проведены 8 сентября т. г. Но для этого Самарская губернская дума (СГД) должна будет успеть подготовить и принять законопроект о сокращении срока полномочий Адамова более чем на месяц. Причем успеть сделать это до июня.

По второму сценарию выборы главы Волжского р-на состоятся 14 сентября 2014 г. — практически через 11 месяцев после того, как закончится срок полномочий Адамова. Вероятно, в этот период его место с приставкой и.о. займет первый заместитель главы Волжского р-на Иван Будак. Таким образом, ФПГ «Волгопромгаз», с которой Адамова плотно ассоциируют, сможет практически на год сохранить влияние над одним из ключевых муниципальных районов Самарской обл. Скорее всего, этот сценарий будет реализовываться по той причине, что депутаты собрания представителей Волжского р-на в определенных интересах «забудут» принять решение о назначении выборов главы Волжского р-на в соответствии с действующим законодательством. Так, согласно ст. 7 Закона Самарской обл. «О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления» от 10.12.2003 №112-ГД решение представительного органа муниципального образования о назначении выборов главы муниципального образования должно быть принято не ранее, чем за 90 дней, и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования. В данном случае в июне т. г. Именно до этого срока депутаты СГД должны успеть принять закон об изменении срока полномочий глав Волжского р-на. Но они тоже могут забыть это сделать.

В Самарском регионе подобный сценарий продления полномочий известен в г. о. Октябрьск, где главой является Сергей Родионов. Пятилетний срок его полномочий истек в ноябре 2012 г., однако Родионов на основании соответствующего решения суда продолжает исполнять обязанности главы Октябрьска до сентября 2013 г. Не стоит забывать, что Волжский р-н имеет наиболее важное стратегическое значение для руководства области, тем более в свете предстоящих работ по подготовке к принятию чемпионата мира по футболу в 2018 г.

Что касается Красноярского р-на, то там выборы главы пройдут в сентябре 2013 г. в плановом режиме. Красноярский р-н имеет не только территориальную близость к Волжскому р-ну, но еще и схожую степень зависимости от титульных групп влияния Самары. В Жигулевске и вовсе все просто. После памятного визита губернатора мэр Жигулевска Александр Курылин мог попытаться вернуть себе остатки утраченной лояльности Белого дома.

По большому счету, начинания этих муниципалитетов были не нужны для поддержки отрадненской инициативы. 7 марта глава г. о. Отрадный Нина Вишнякова выступила с предложением внести изменения в Закон Самарской обл. от 30 июня 2005 г. №132-ГД «Об установлении наименований органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской обл.». Формальные на первый взгляд изменения дадут старт работе по тотальному приведению уставов всех органов муниципальных образований Самарской обл. к единому знаменателю — переходу на схему, которая используется в Республике Мордовии. Примечательно, что куратором Отрадного является сенатор Константин Титов. Для вывода этой инициативы на рассмотрение в СГД формально были необходимы процедуры ее одобрения в нескольких муниципалитетах области. Эту роль успешно выполнили муниципалитеты Правобережья. В рамках обозначенного процесса на Правобережье, за исключением Жигулевска, поддержали инициативу, а не занялись сочинением новых уставов. 26 марта на пленарном заседании СГД может быть утвержден проект регионального закона, о котором шла речь в отрадненской инициативе. Дума г. о. Тольятти, Дума г. о. Новокуйбышевск, а также ряд других представительных органов муниципальных образований региона сообщили «Хронографу» о том, что в их адрес инициатива Нины Вишняковой не поступала.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.