Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (454) | 25 марта 2013г.
 

Зеленый свет коррупции

Бизнес Афанасьева вскоре может ощутить результаты работы зависимых от Милеева депутатов ДГОС

Сергей Ромашов

14 марта комитет Думы г. о. Самара (ДГОС) по местному самоуправлению поддержал поправки в положение «О публичных слушаниях в г. о. Самара». Этот комитет полностью контролируется группой депутатов, которым приписывают лояльность бывшему главе ОАО «Комбинат «Родник» и основателю ГК «Мико» Александру МИЛЕЕВУ. Обновления позволят ДГОС блокировать заявки на публичные слушания при наличии малейших нарушений правил их подачи. Это облегчит работу тем, кто не заинтересован в проведении слушаний. Наблюдатели отмечают, что в нынешних условиях подобные поправки могут быть более всего удобны лицам, работающим с оглядкой на холдинг «Волгопромгаз» (ВПГ) и контролирующего его оперативную деятельность Анатолия АФАНАСЬЕВА (на фото). Если это окажется действительно так, то на первый взгляд безобидный документ может открыть немало возможностей для знатоков коррупционных схем.

14 марта в ДГОС состоялось заседание комитета по местному самоуправлению, на котором в числе прочих был рассмотрен вопрос о внесении изменений в положение «О публичных слушаниях в г. о. Самара». Изначально это положение было утверждено постановлением №176 думы Самары 27 октября 2005 г. Рекомендованные 14 марта профильным комитетом к утверждению поправки коснулись пп. 2.2.6 п. 2.2 ст. 2 положения. В действующей редакции данный подпункт гласит: «По результатам рассмотрения обращения дума может отказать в проведении публичных слушаний в случаях, если: вопрос, выносимый на публичные слушания, направлен на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства личности по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе; не представлены документы, указанные в п. 2.2.4 настоящего положения, — подписные листы с подписями граждан, пояснительная записка в произвольной форме по существу вопроса и т. д.; собрано недостаточное количество подписей, предусмотренных для инициирования публичных слушаний». 14 марта участники комитета ДГОС по местному самоуправлению предложили заменить слова «может отказать» на «отказать» якобы для исключения коррупционных факторов.

Поправки были единогласно одобрены присутствующими на заседании депутатами без особых прений. Т. е. после окончательного утверждения этих поправок на пленарном заседании ДГОС любая даже формальная недоработка в документах,

которые будут поступать для получения разрешения на проведение публичных слушаний, будет служить поводом для запрета слушаний. Этим вполне могут воспользоваться те, кто не очень хотел бы проводить слушания по своим проектам, но был вынужден это делать. Им не составит труда получить желанный отказ ДГОС, достаточно лишь допустить недочет в подаваемых документах.

Основную часть членов комитета ДГОС по местному самоуправлению составляют депутаты, хорошо знакомые депутату СГД Александру Милееву по прежним местам работы. Так, в составе комитета присутствуют депутат по Промышленному избирательному округу №18 Александр Гусев (на момент выборов 2010 г. являлся руководителем общественной приемной созданной перед выборами в ДГОС общественной организации «Движение «За Самару!»), депутат по Промышленному избирательному округу №16 Анатолий Кумановский (заместитель председателя правления Самарского облпотребсоюза по правовым вопросам, соучредитель общественной организации «Движение «За Самару!»), депутат по Советскому избирательному округу №14 Вячеслав Дормидонтов (в 2009 г. исполнительный директор ООО «Самарский комбинат «Родник», с 2009 г. руководил общественной приемной в Советском р-не Самары общественной организации «Движение «За Самару!»), депутат по Советскому избирательному округу №12 Наталья Михайлова (заместитель генерального директора по социальным вопросам ООО «Самарский комбинат «Родник», в 2009-2010 гг. заместитель председателя правления «Движение «За Самару!». Также Михайлова является председателем данного комитета ДГОС. Это четыре четко организованных человека, способных принимать выверенные решения. Учитывая, что в комитете всего семь человек, от мнения этой группы зависит в этом органе практически все.

На заседании 14 марта все они были в сборе. Наблюдатели отмечают, что принятое членами комитета решение, которое, по сути, создает предпосылки для ухода от публичных слушаний, может быть выгодно лицам, предпочитающим работать сегодня с оглядкой на ВПГ.

Для примера можно вспомнить публичные слушания, которые состоялись 10 декабря 2012 г. На слушаниях рассматривалась заявка ООО «УКХ «Волгопромгаз» на строительство спортивного комплекса на ул. Левый берег р. Самара. Вопрос получил одобрение жителей на публичных слушаниях. Правда, проголосовать за инициативу ВПГ пришли всего пять человек. Низкая явка на мероприятие, скорее всего, была связана с тем, что данная территория потеряла былую инвестиционную привлекательность в связи с переносом места строительства стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 г. в Красноглинский р-н. Таким образом, само проведение данного мероприятия было ВПГ не столь интересно, однако слушания получили одобрение в ДГОС. Более того, эта информация в итоге получила публичную огласку в СМИ. Вряд ли управляющий директор ООО УКХ «Волгопромгаз» Анатолий Афанасьев хотел получить в результате слушаний внимание СМИ к планам своей компании.

Однако в тот же день на публичных слушаниях рассматривалась заявка ООО «Дом-75» бизнесмена Александра Катина на строительство гостиницы в Самаре на участках 1-3 линии Студеного оврага общей площадью примерно 20 тыс. кв. м. Заявка прошла публичные слушания, однако в последующем комиссия по застройке и землепользованию (КЗЗ) отказала ООО «Дом-75» в выдаче разрешения на строительство. Подобное решение КЗЗ может объясняться тем, что большую часть членов комиссии составляют лица, близкие ВПГ. К таковым, к примеру, можно отнести членов КЗЗ депутатов ДГОС Сергея Алехина и Михаила Куцева. Однако несмотря на позицию КЗЗ, информация о положительном решении граждан на слушаниях по проекту компании Катина тоже получила широкую огласку в СМИ. Вполне логично, что ВПГ имеет собственные интересы на столь привлекательный участок (см «Хронограф» №4 (448) от 11.02.13). С новыми поправками лоббисты ВПГ вполне смогут найти способ, как не допустить проведение вышеуказанных слушаний.

На фоне этого решение членов комитета по местному самоуправлению кто-то может расценить как некий заказ, который мог быть выгоден определенным лицам, привыкшим решать свои коммерческие вопросы без публичной огласки. Стоит напомнить, что в т. ч. и возможные организаторы коррупционных схем не любят внимания публики к своим делам.