Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (191) | 9 июля 2007г.
 

Передел окончен

Виктор Вексельберг забирает у Владимира Аветисяна ТГК-7

Павел Соколов

3 июля ФСФР зарегистрировала отчет об итогах выпуска акций ОАО «Волжская ТГК» (ОАО «ТГК-7»). Это случилось после того, как 22 июня ФСФР приостановила эту эмиссию. А уже 5 июля ЗАО «КЭС-Холдинг» распространило официальный пресс-релиз о том, что оно контролирует 23% акций ТГК-7. Следующим этапом, по словам президента ЗАО «КЭС-Холдинг» Михаила СЛОВО ДИНА, станет участие его компании в размещении утвержденной в объеме 12,8% допэмиссии ТГК-7. КЭС-Холдинг является энергетическим направлением бизнеса Виктора ВЕКСЕЛЬБЕРГА (на фото). Таким образом, председатель совета директоров ТГК-7 Владимир АВЕТИСЯН может лишиться самой влиятельной части своего бизнеса в регионе — энергетической.

Официальное заявление подконтрольной Виктору Вексельбергу компании о своем присутствии в структуре акционеров ТГК-7 еще до вывода ее на фондовый рынок свидетельствует о том, что КЭС-Холдинг настроен на дальнейшее укрепление в ней своих позиций. Если это случится, то Владимиру Аветисяну в конечном итоге может не остаться места в самарской энергетике. В свое время именно вхождение в региональный энергетический бизнес по линии РАО «ЕЭС России» позволило ему стать одной из самых влиятельных фигур не только в бизнесе, но и в политике. Хотя сам он неоднократно говорил об отсутствии у него интереса к политике как таковой. Однако все отчетливо понимали, что в условиях российской действительности энергетика и политика серьезно пересекаются друг с другом.

С позиции сегодняшнего дня очень важно вспомнить один эпизод из жизни Аветисяна. Осенью 2004 г., отработав полгода в должности управляющего директора бизнес-единицы №2 РАО «ЕЭС России», Владимир Аветисян встретился в Самаре с представителями дружественных СМИ. Во время непринужденной беседы с журналистами он проронил фразу: «Я, может быть, вообще с детства мечтал быть генеральным директором ТГК-7» (см. «Хронограф» №27 (146) 04.09.06). Учитывая, что до этого на протяжении нескольких лет Аветисян полностью контролировал деятельность не только ОАО «Самараэнерго», но и ОАО «Саратовэнерго» и ОАО «Ульяновскэнерго» (находились под управлением УК ОАО «СМУ-ЭК». — Прим. авт.), участники рынка начали высказывать предположения о наличии у него желания завести бизнес будущей ТГК-7 под себя. Эту версию усиливал еще и тот факт, что Аветисяну было позволено реформировать входящие в СМУЭК энергокомпании по эксклюзивному варианту. Важной деталью этого варианта было то, что на какой-то момент миноритарные акционеры оказывались оторванными от активов компании, а также лишались возможности распоряжаться своими акциями в полной мере (см. «Хронограф» №35 (154)30.10.06). Это предоставляло отличную возможность лицам, имеющим доступ к руководству СМУ-ЭК, а затем и ТГК-7, для консолидации акций в период преобразований.

Причем издание «Время новостей» в своих оценках более конкретно. Ссылаясь на свои источники, оно сообщило: «Структуры, близкие к г-ну Аветисяну, очень жестко контролировали изменения в структуре капитала всех региональных энергокомпаний. Чужих там не могло быть по определению». Тем не менее Михаил Слободин в своих комментариях отмечал, что к консолидации 23% акций ТГК-7 они шли около полутора лет, скупая акции на внебиржевом рынке. Судя по всему, такое могло произойти лишь с одобрения со стороны Аветисяна.

Виктор Вексельберг известен своими доверительными отношениями с президентом РФ Владимиром Путиным. Другой человек Путина Сергей Чемезов начал вхождение в Самарский регион тоже около полутора лет назад, но по линии АВТОВАЗа. В этой связи вполне вероятно, что зимнее противостояние АВТОВАЗа и ТГК-7 в вопросе передела тольяттинского энергетического рынка было лишь одним из рычагов воздействия на Аветисяна. Подписание в июне соглашения между Аветисяном и президентом ООО «Группа АВТОВАЗ» Владимиром Артяковым можно считать завершением этой работы (см. «Хронограф» №25(190)02.07.07).

Также нужно отметить, что следом за ТГК-7 Вексельберг может взять под контроль и энергосбытовую компанию ОАО «Самараэнерго». Тем более что КЭС-холдинг уже контролирует 100% ОАО «Оренбургэнергосбыт» (генерирующие активы ОАО «Оренбургэнерго» тоже вошли в состав ТГК-7. — Прим. авт.). На саратовском энергосбытовом рынке КЭС-холдинг присутствует через компанию ОАО «Российские коммунальные системы» (КЭС-холдинг контролирует в ней 75% акций), в которой Юрий Брусникин занимает должность заместителя председателя правления (см. «Хронограф» №20 (185) 28.05.07).

Владельцем ОАО «Оренбургэнергосбыт» подконтрольный Вексельбергу КЭС-холдинг стал после участия в майских аукционах, на которых РАО «ЕЭС России» продавало свои региональные энергосбытовые «дочки». Ввиду отсутствия конкуренции КЭС-холдинг купил Оренбургэнергосбыт по стартовой цене. Организацию конкурсов курировал Аветисян в роли главы проектного центра РАО (см. «Хронограф» №21(186) 04.06.07).

Вся эта работа осуществлялась Аветисяном одновременно с продажей в пользу ГК «РЕНОВА» других подконтрольных ему активов. Так, например, в конце прошлого года в собственность компании «РЕНОВА-Оргсинтез» перешло ЗАО «Нефтехимия» (Новокуйбышевск), входящее ранее в состав АДС «Волгопромгаз».

Если рассматривать все это как звенья одной цепи, то уже в скором времени самарская бизнес-элита может перестать относиться к личности Аветисяна с былым трепетом. Также с большой вероятностью можно сказать, что КЭС-холдинг впоследствии может заменить в ТГК-7 и Самараэнерго генеральных директоров Василия Никонова и Максима Сойфера соответственно.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Обсудить на форуме