Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (491) | 10 февраля 2014г.
 

Долго не протянут

На замену «Транспортной карте» может прийти региональный оператор

Сергей Ромашов

В конце января администрация Самары сообщила о внедрении системы электронного проездного на коммерческом маршруте № 23. Оператор проездных — ООО «Транспортная карта» (ТК) — судя по всему, рассчитывает на их введение во всех маршрутных такси города, пока для этого есть возможности. Финансовые потоки «газелистов», пропускаемые через счета ТК, позволят еще больше увеличить маржу этого типичного посредника, сегодня извлекаемую в основном от распределения платы за проезд в муниципальном транспорте. Однако планам ТК может помешать создание в регионе в преддверии ЧМ-2018 единого центра расчетов за пассажирские перевозки. Недавно схожим образом были централизованы расчеты в жилищно-коммунальной сфере.

Большой куш

Операции с денежными средствами по транспортным картам, которыми пользуется большинство граждан Самары, передвигающихся на муниципальном общественном пассажирском транспорте, ТК начало проводить с 15 августа 2012 г. ТК получило статус оператора транспортной платежной системы «Электронный проездной — Самара», заключив договор на ее информационно-технологическое обслуживание с правообладателем системы — новосибирским ЗАО «Золотая корона» (ЗК). ЗК за вознаграждение стала оказывать оператору процессинговые услуги, а в качестве расчетного центра, за вознаграждение осуществляющего расчеты между участниками системы, было выбрано ООО «Самарский ипотечно-земельный банк» (Ипозембанк).

В задачу ТК вошел прием к исполнению поручений перевозчиков (автотранспортных предприятий) организовать с привлечением агентов (например, владельцев платежных терминалов) прием от пользователей (пассажиров) предоплаты за услуги перевозки, оказываемые перевозчиками пользователям.

Сразу следует обратить внимание на ключевое слово — «предоплата». Т. е. деньги сначала через Ипозембанк поступали на счета ТК, к примеру, в том же Ипозембанке. И в период с момента внесения пассажирами пополнения на свои транспортные карточки и до момента фактического оказания транспортными предприятиями услуг по перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам (до момента проката карты кондуктором через мини-терминал) эти денежные средства фактически содержались на счетах ТК. По экспертным оценкам, объем внесенных самарскими пассажирами на транспортные карты денежных средств в предоплату услуг только трех основных муниципальных перевозчиков — МП г. о. Самара «Пассажиравтотранс», МП г. о. Самара «Самарский метрополитен», МП г. о. Самара «ТТУ» в 2013 г. мог достичь отметки в 700 млн р. Комиссия ТК за процессинговые услуги с суммы поступлений варьировалась в пределах от З до 6%.

Теперь немного о понятии «процессинг». Это деятельность по обработке информации, используемой при совершении платежных операций. Как правило, этим занимаются банки. Однако несколько лет назад начал распространяться небанковский процессинг, обслуживающий такие операции, как прием регулярных платежей (сотовая связь, Интернет), денежные переводы, а также новое направление — небанковские карты (социальная, транспортная, подарочная, бензиновая, карты лояльности и пр.). По сути, оператор, оказывающий процессинговые услуги, должен лишь закупить соответствующее лицензионное программное обеспечение для обработки платежной информации. А дальше, обзаведясь условно компьютером, столом и стулом, заключить договоры на процессинговое обслуживание и, наблюдая за экраном монитора, ждать, пока на его счете аккумулируется некая сумма просто за то, что он есть.

Так выглядит офис компании, которая пытается контролировать финансовые потоки пассажирских перевозок не только в Самаре
Так выглядит офис компании, которая пытается контролировать финансовые потоки пассажирских перевозок не только в Самаре

По многим признакам фирмы, зарабатывающие деньги на процессинге, не более чем финансовые посредники, которые при минимуме затрат имеют возможность извлекать максимум прибыли.

Если подобная примитивная схема по отъеданию маленького «кусочка» от каждого совершенного платежа за проезд сегодня работает и в Самаре, то вопрос, с какой целью вдруг в феврале 2012 г. появилось такое новообразование, как ТК, теряет смысл. Виной всему деньги, и причем, как принято говорить, шальные деньги, для того чтобы ежедневно получать которые, достаточно было лишь иметь хорошие связи там, где определяют направление работы городского транспорта -в профильном департаменте мэрии.

Напомним, что до ТК функции транспортного оператора в Самаре выполняла компания ООО «Самарская карта» (СК), созданная при поддержке выходцев из Группы «СОК». Но время шло и «СОК» терял свои позиции, а вот позиции лиц, причастных к формированию состава учредителей ТК, напротив, укрепились (см. «Хронограф» № 9 (453) от 18.03.13). В результате СК фактически выдавили со сверхвыгодного рынка с применением административного ресурса. Сегодня изгнанник в процедуре банкротства. Кто был заказчиком давления на СК? Может быть, тот, кто пришел ему на смену?

Скрытые возможности

Получив право оперировать весьма внушительными суммами, ТК запомнилось тем, что попыталось взыскать с Ипозембанка (т.е. со своего расчетного центра) 1,87 млн р. Деньги были приняты банком в августе 2012 г. в счет пополнения балансов электронных проездных, но не перечислены ТК. Но что такое 1,87 млн р. за август 2012 г. по сравнению с теми платежами, которые свалились на счета ТК во все последующие месяцы? Капля в море. И, тем не менее, ТК начало судебное преследование банка, выжав из него затребованную сумму.

Как показывает практика процессинговой деятельности, помимо комиссии оператор электронных платежей имеет возможность получать и другие доходы. Так, если представить, что деньги, зачисленные на счет ТК в качестве предоплаты за услуги перевозки, отправлялись исполнителям не сразу, а с некоторой задержкой (вызванной, например, отсутствием факта оказания пассажирам услуг перевозчиком), то оператор, являясь распорядителем этих средств, мог не устоять перед соблазном их быстрого и выгодного вложения. В этом плане деятельность частного транспортного оператора может напоминать принцип функционирования МП г. о. Самара «Единый информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ). ЕИРЦ имел возможность допускать задержку около 10% от поступивших на его счета средств с выплатой их только по итогам следующего за расчетным месяца. Таким образом, в распоряжение ЕИРЦ с учетом набегающих агентских каждые 30 дней поступало примерно 100 млн р. Эти средства могли быть очень удачно инвестированы. По сути, ЕИРЦ многие характеризовали как муниципальный банк. А если учесть, что за появлением ЕИРЦ и ТК угадывались инициативы одних и тех же структур, то опыт ЕИРЦ вполне мог быть растиражирован.

Успеть «на флажке»

После назначения губернатором Николая Меркушкина на деятельность ЕИРЦ было, наконец, обращено самое пристальное внимание.

В правительстве Самарской обл. начали откровенно недоумевать, как это некая муниципальная структура зарабатывает на финансовом посредничестве от проведения платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) до их конечных получателей, да еще и делая это абсолютно непрозрачно. В результате решительных мер в конце 2013 г. на базе самарского ЕИРЦ был создан региональный ЕИРЦ (ГУП ЕИРРЦ), которому открыли один расчетный счет в одном из госбанков и поставили под строгий контроль движение средств по этому счету. К тому же, если ГУП ЕИРРЦ получает бюджетное финансирование, то отпадает необходимость удерживать вознаграждение по агентским договорам с субъектами рынка предоставления ЖКУ.

В начале января появились сведения, что в правительстве обсуждается возможность создания схожей с ГУП ЕИРРЦ системы с рабочим названием «Единый центр расчетов за пассажирские перевозки» (ЕЦРПП). Потребность в ЕЦРПП представляется очень высокой. Во-первых, транспортная отрасль (в части пассажироперевозок автобусами, троллейбусами, трамваями) убыточна, а потому постоянно пользуется субсидиями из бюджетов всех уровней. Значит, расчеты между участниками рынка пассажироперевозок нужно ставить под контроль, в особенности если учитывать, что на фоне бедности муниципальных игроков некоторые частные операторы, в принципе не оказывая никаких реальных услуг, еще и выгодно зарабатывают на финансовом посредничестве. Во-вторых, накануне ЧМ-2018 количество единиц пассажирского автомобильного транспорта в регионе существенно возрастет, а следовательно, возрастут и денежные потоки. Чтобы исключить задержки и некорректное перечисление средств при расчетах за перевозки, региональный транспортный оператор, подконтрольный государству, а не частникам, просто необходим. В-третьих, требуется унификация расчетов за пассажироперевозки, единые тарифы и единые стандарты.

Таким образом, ТК очень скоро может отправиться вслед за СК. Не исключено, что именно из-за существования подобных опасений этот оператор сегодня стремится внедрить свой электронный проездной на как можно большее количество коммерческих маршрутов. Другое дело, нужны ли транспортные карты «газелистам», привыкшим работать с наличкой? Ведь электронные платежи имеют свойство задерживаться при «передаче за проезд».

Примечательно, что директор ООО «Транспортная карта» Михаил Садов вместо ответов на поставленные перед ним редакцией вопросы по поводу вышеизложенного предпочел заявить, что «в случае публикации сведений, не соответствующих действительности в отношении ООО «Транспортная карта», мы вынуждены будем обратиться в соответствующие органы с заявлением». Похоже, что Садову по каким-то причинам неудобно комментировать то, что сегодня интересует общественность (см. справку).

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Перечень вопросов, на которые директор ООО «Транспортная карта» Михаил Садов предпочел не отвечать:

1. Как Вы оцениваете шансы ТК выдержать конкуренцию с единым региональным транспортным оператором, который должен появиться в Самарской обл. до конца 2014 г.?

2. Как ТК использует задерживающиеся на его счетах денежные средства, зачисляемые на счет оператора в качестве предоплаты за услуги перевозки? Какой средний период задержки?

3. Каковы финансовые показатели ТК по итогам работы за 2012 г. и 2013 г.? Как ТК распорядилось полученной в 2012-2013 гг. прибылью?