Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (513) | 1 сентября 2014г.
 

Жертвы санкций

«Трансойл» Тимченко атакует новокуйбышевское «РН-Транс»

Юлия Абрамова

18 сентября в Арбитражном суде Самарской обл. продолжатся предварительные заседания по заявлению ООО «Трансойл» (г. Санкт-Петербург) к ЗАО «РН-Транс». Питерский оператор перевозок нефтехимических грузов, подконтрольный Геннадию ТИМЧЕНКО (на фото), требует с РН-Транс, принадлежащего ОАО «НК «Роснефть» Игоря СЕЧИНА, неустойку в размере свыше 41 млн р. Это не первое разбирательство компаний, занятых по сути в одной и той же сфере, в самарском арбитраже.

РН-Транс — это крупнейший в стране перевозчик нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом, работает во всех регионах присутствия предприятий Роснефти, где имеются железнодорожные пути. Однако зарегистрировано РН-Транс в Новокуйбышевске, следовательно, многие судебные споры, возникающие по инициативе его контрагентов, рассматриваются в Арбитражном суде Самарской обл.

Претензии к РН-Транс Трансойл активно начало предъявлять в течение 2013 г. Было подано свыше двух десятков исковых заявлений с требованием об уплате неустоек, начисленных на основании нарушений ответчиком условий договоров транспортной экспедиции. По ним экспедитор (Трансойл) оказывает клиенту (РН-Транс) транспортно-экспедиционные услуги по предоставлению принадлежащего Трансойлу на праве собственности, аренды или лизинга железнодорожного подвижного состава в пользование РН-Транс для транспортировки последним грузов (нефти или нефтепродуктов) при внутрироссийских перевозках. Большинство исков Трансойла было удовлетворено. Общая сумма взысканных в течение 2013 г. с РН-Транс неустоек приблизилась к 70 млн р. Еще ряд исков касался взыскания неосновательного обогащения за пользование РН-Транс услугами ОАО «РЖД» за счет денежных средств Трансойла.

В мае 2014 г. Трансойл вывалил очередную порцию исков к РН-Транс на общую сумму почти 60 млн р. Из судебного решения от 11 июля, вынесенного в пользу экспедитора, следует, что в сентябре — декабре 2013 г. Трансойл оказал РН-Транс транспортно-экспедиционные услуги для осуществления перевозки груза со ст. Новокуйбышевская, ст. Кряж и ст. Кашпир надлежащим образом,

что подтверждается подписанными сторонами актами об оказании услуг. При этом клиент обязался обеспечить своевременную выгрузку груза из вагонов в пункте выгрузки на станции назначения в установленные сроки. Вагоны Трансойла должны были находиться под выгрузкой не более 2 календарных дней. Однако в нарушение требований вышеуказанных договорных норм клиент после выгрузки своевременно не обеспечил отправку 1431 порожнего вагона, принадлежащего экспедитору. Набежала неустойка. В итоге суд взыскал с РН-Транс в пользу Трансойла 1,85 млн р. вместо первоначально заявленных 3,74 млн р., сочтя это требование несоразмерным последствиям допущенного ответчиком нарушения. В данном случае интересным представляется, удастся ли РН-Транс сбить размер неустойки (41 млн р.) по делу, слушание которого продолжится 18 сентября. Видимо, такой размер обусловлен несвоевременным возвратом в разы большего числа вагонов.

Еще по двум майским заявлениям Трансойла на суммы 14,2 млн р. и 624 тыс. р. дела переданы на рассмотрение других арбитражных судов по месту нахождения допустивших нарушения филиалов РН-Транс.

Исходя из заявляемых размеров неустоек чувствуется, что у Трансойла проснулся аппетит к применению санкций в отношении такого клиента, как РН-Транс. Ранее такой «кровожадности» за опоздание с возвратом вагонов со стороны Трансойла не наблюдалось. Объяснить это можно попробовать следующим. Трансойл и РН-Транс, по сути, зарабатывают в одной и той же сфере — на железнодорожных перевозках нефти и нефтепродуктов. Но если РН-Транс, подконтрольное ОАО «НК «Роснефть», президентом которого является Игорь Сечин, по всей видимости, не особо пытается развивать свой бизнес, то Трансойл, основным владельцем которого через кипрский офшор VIEWCALL HOLDINGS LIMITED выступает контролирующий международного нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко (80% долей),

делает все с точностью до наоборот. В последнее время Трансойл сделал несколько очень важных приобретений, что позволяет в недалеком будущем увидеть в нем самого крупного в России участника рынка по оказанию транспортно-экспедиционных услуг. Так, 28 июля 2014 г. была закрыта сделка по приобретению Трансойлом 25% акций маневрового оператора ОАО «Порт Усть-Луга Транс». Т.е. Трансойл получил возможность обслуживать подвижной состав при погрузочно-разгрузочных работах в порту на Балтийском море. Соответственно, никаких задержек вагонов и неустоек от нерадивых клиентов Трансойл терпеть не намерен.

Схожая стратегия может быть применена Трансойлом и в Самаре. Тем более что предприятий, куда требуется подвозить нефтепродукты на разгрузку, в зоне ответственности РН-Транс в регионе более чем достаточно. В Новокуйбышевске уже действует подразделение Трансойла под названием обособленное рабочее место «Самара». Поэтому претензии к РН-Транс могут являться стимулом на пути к переговорам о продаже Роснефтью этого оператора в пользу компании Тимченко.

Активность подконтрольной Тимченко компании в отношениях с перевозчиком Роснефти можно объяснить еще одним фактором, но уже политического характера. Геннадий Тимченко считается одним из давних друзей нынешнего президента РФ Владимира Путина. Весной 2014 г. со стороны США, Канады и стран ЕС в отношении Тимченко и его зарубежного бизнеса были введены экономические санкции. На этом фоне вполне логично, что он решил активнее участвовать в развитии своего бизнеса внутри России. Однако для этого кое-кому теперь предстоит подвинуться.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.