Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (748) | 6 апреля 2020г.
 

К Скворцовой под крыло

Ратманов переместился в ФМБА

Татьяна Федорова

31 марта Федеральное медико-биологическое агентство России (ФМБА) сообщило о переходе министра здравоохранения Самарской обл. (2018-2020 гг.) Михаила РАТМАНОВА (на фото) в ФМБА. Он займет должность начальника управления организации медицинской помощи и промышленной медицины ФМБА. Ратманов, похоже, вовремя почувствовал, что на федеральном уровне ему будет комфортнее пережидать нашествие коронавирусной инфекции COVID-19 (SARS-CoV-2).

Из министров в кураторы

«Он будет курировать всю медицинскую составляющую, развитие первичного звена здравоохранения и отвечать за внедрение режима повышенной готовности из-за распространения новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 в регионах присутствия ФМБА России», — озвучил перспективы Ратманова официальный источник ФМБА. В Самарской обл. всего одно подведомственное ФМБА учреждение ФГБУЗ «Самарский медицинский клинический центр Федерального медико-биологического агентства». Оно было создано в 2009 г. с подачи лоббистов Госкорпорации «Ростех» на базе медсанчасти ОАО «АВТОВАЗ» (г. Тольятти, Южное шоссе, 125). В том же сообщении ФМБА о Ратманове говорится: «В сложившейся непростой ситуации ФМБА России особенно нуждается в таких ценных сотрудниках, как Михаил Ратманов». «Мы очень ценим проведенную им эффективную работу и вклад в развитие здравоохранения Самарской обл. и Северной Осетии. Мы уверены, что региональный опыт Михаила Ратманова будет полезен агентству», — лично отметила руководитель ФМБА Вероника Скворцова. «Возможность занять пост начальника управления организации медицинской помощи и промышленной медицины — это большая ответственность для меня. На новой должности я продолжу курировать министерство здравоохранения Самарской обл.. а также направлю усилия на улучшение работы первичного звена здравоохранения в рамках предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2», — процитировала Ратманова пресс-служба ФМБА (http:// fmbaros.ru/ press-tsentr/ novosti/ detail/ ?ELEMENT_ID=38101).

Михаил Ратманов был назначен на должность министра здравоохранения Самарской обл. 30 октября 2018 г. Этот пост он получил по протекции министра здравоохранения РФ (2012-2020 гг.) Вероники Скворцовой. С 20 января 2020 г. она в должности директора ФМБА. Переход Скворцовой в ФМБА произошел сразу после того, как 15 января т.г. президент РФ Владимир Путин распустил правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым. При формировании нового кабинета министров предыдущий руководитель ФМБА (2004-2020 гг.) Владимир Уйба занял пост заместителя министра здравоохранения РФ, освободив место для Скворцовой. По мнению аналитиков, Ратманов на посту министра лоббировал интересы Ростеха.

Устроил перенастройку

Назначение Ратманова министром здравоохранения Самарской обл. местные медицинские кланы явно не приветствовали, поскольку он имел возможность решать вопросы на федеральном уровне и без оглядки на местные правила игры диктовать свои условия. Так и получилось. В первую очередь он взялся решать кадровый вопрос в медучреждениях, через которые в рамках объявленных Путиным в мае 2018 г. нацпроектов должны были начать прокачиваться многомиллиардные бюджетные потоки.

Буквально с первых же дней пребывания в Самаре Михаил Ратманов издал приказ, согласно которому контракты с главврачами стали заключаться только на год. В своем интервью сетевому изданию «63. ру» Михаил Ратманов объяснил это так: «В Самарской обл. начал работу медицинский совет при министерстве. На обсуждение мы выносим наиболее сложные, острые вопросы. Например, медицинский совет принял решение о заключении годовых контрактов с главными врачами в качестве стимулирующей меры ответственности за свою работу. Если главный врач справился с целевыми показателями, то с ним продляют контракт на следующий год. Раньше многие главные врачи работали на бессрочных контрактах». Подобный подход позволил Ратманову решать куда более важные проблемы. Например, в кратчайший срок организовать полную перенастройку региональной системы здравоохранения под принятие многомиллиардных федеральных финансовых потоков по линии объявленных национальных проектов.

Для аргументации кадровых решений в апреле 2019 г. Михаил Ратманов издал очередной приказ, согласно которому до августа 2019 г. 30 поликлиник Самарской обл. должны были успеть перестроить свою работу в соответствии с положением регионального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи». Согласно документу, до 1 июля 2019 г. поликлиники должны были «разработать дизайн-проект по рациональному зонированию помещений регистратуры и холлов ожидания с целью создания максимально комфортных условий для пациентов». Многие отмечали, что были поставлены невыполнимые задачи. Представители местных медицинских кланов видели в этой инициативе министра Ратманова попытку выбить из-под них медучреждения.

Одной из первых, где произошли кадровые изменения, стала крупнейшая больница региона  — ГБУЗ Самарской обл. «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина» (СОКБ). 9 апреля 2019 г. и.о. главного врача СОКБ был назначен Армен Бенян. Бывшему главному врачу СОКБ (2010-2019 гг.) Дмитрию Купцову была вручена благодарность (см. «Хронограф» №13 (706) от 15.04.19). 4 июня 2019 г. Министр здравоохранения Самарской обл. лично представил коллективу ГБУЗ Самарской обл. «Приволжская центральная районная больница» нового главного врача.

Им стала Мария Дмитриева. В августе 2019 г. новым главным врачом ГБУЗ Самарской обл. «Октябрьская центральная городская больница» стал Сергей Романов. 1 октября 2019 г. в ходе визита Ратманова в ГБУЗ Самарской обл. «Тольяттинская городская клиническая больница №1» свой пост покинул главврач Евгений Сакеев (в этой больнице он проработал более 40 лет). Его место занял Максим Замулин, прибывший из Подмосковья. В тот же день Ратманов посетил ГБУЗ Самарской обл. «Тольяттинская городская клиническая больница №4», после чего бессменного главврача Владимира Болтенкова заменил Сергей Тетюшкин. 5 февраля т.г. был расторгнут контракт с главным врачом ГБУЗ Самарской обл. «Самарская городская клиническая поликлиника №15» Ириной Назаркиной, которая является представительницей известной в Самаре медицинской династии. Этим приемом Михаил Ратманов демонстрировал, что готов принимать кадровые решения без оглядки на мнения авторитетных медицинских кланов губернии.

Параллельно Михаил Ратманов активно занимался реорганизацией медучреждений путем слияния. Были объединены ГБУЗ Самарской обл. «Самарская городская больница №4» и ГБУЗ Самарской обл. «Самарская городская поликлиника №9 Октябрьского р-на». По сути, поликлинику слили со стационаром. Что само по себе было нонсенсом. Возник серьезный социальный конфликт после решения Ратманова о ликвидации ГБУЗ Самарской обл. «Противотуберкулезный санаторий «Рачейка» в Сызранском р-не и перемещении на его базу ГБУЗ Самарской обл. «Сызранский противотуберкулезный диспансер». Жители с. Старая Рачейка даже написали коллективное обращение на имя президента РФ Владимира Путина (см. «Хронограф» №30 (723) от 23.09.19). Сегодня продолжается процесс объединения двух известных в Самаре медучреждений: к ГБУЗ «Самарская городская клиническая больница №1 им. Н.И. Пирогова» присоединяют ГБУЗ «Самарская городская клиническая больница №8». Мощнейший резонанс вызвал процесс слияния медучреждений, работающих в Самаре в сфере психиатрии.

Все это явно будоражило медицинскую общественность. Особенно много нареканий возникло после того, как Ратманов решил реформировать систему государственной скорой помощи в пользу дочерней компании Ростеха. 27-29 января в Самаре прошли акции, направленные против привлечения частников к услугам по перевозке медицинских бригад самарской скорой помощи. Несмотря на протесты, контракт стоимостью 938 млн р. 17 марта был заключен с ООО «РТ — Скорая помощь» — совместное предприятие ГК «Ростех» и АНО «Агентство инвестиций в социальную сферу» (см. «Хронограф» №10 (746) от 23.03.20).

В ходе своих реформ Ратманов, выполняя задачи Ростеха, нажил себе массу врагов. Хотя все они оказались разобщенной пассивной массой, не способной агрессивно и в рамках правового поля отстаивать свои экономические интересы. Предпочитали смотреть на соседей по несчастью молча, ожидая, что их столь печальная участь обойдет. Некоторых действительно обошла. Самарским медикам, сидящим на финансовых потоках, распространение COVID-19 могло сыграть на руку.

Представители местных медицинских кланов, занимающие влиятельные должности в системе областного здравоохранения, всегда любили отдохнуть за границей. Доходы позволяли. Февраль-март 2020 г. не стал исключением. Т.н. узкий круг этого сообщества всегда был в курсе, кто, куда и когда поехал. Следовательно, им не составило труда начать вброс провокационных сообщений, в т.ч. и фейковых, о том, что по возвращении из-за границы высокопоставленные медики якобы нарушают режим самоизоляции. Подобный прием мог быть задействован не столько против любителей загранпоездок, сколько против лично министра Ратманова: кадровую революцию организовать сумел, а предупредить выезд медиков в разгар пандемии — нет.

Оставил с носом

Самарские медицинские кланы перетерпели Ратманова на посту министра так же, как в свое время перетерпели пятилетку губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая Меркушкина. Они, похоже, уверены, что любимый ими принцип «он уедет, а мы останемся» опять сработал. В данном случае это крайне наивное заблуждение. Самарские медицинские кланы оттерпелись, но не выиграли. С одной стороны, коронавирус помог им срезать «ненавистного министра». С другой -теперь они сами должны думать, как побороть инфекцию. Точнее — как не понести за это ответственность.

Среди самарских медицинских кланов немало профессионалов высокого уровня. Они прекрасно осознают масштаб проблем, с которыми столкнулась российская система здравоохранения. 17 марта 2020 г. на ученом совете ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) профессор ДВФУ, заведующий лабораторией вирусологии ФНЦ биоразнообразия дальневосточного отделения РАН Михаил Щелканов выступил с докладом «Новый коронавирус SARS-CoV-2: факты и фейки». Щелканов подчеркнул, что симптомы новой коронавируснои инфекции появляются у человека в первые две недели после инфицирования. По известным сегодня данным, каждый активный носитель коронавируса в среднем заражает трех-четырех человек. «Иммунитет к коронавирусам нестойкий, и второй и третий раз заболеть можно (раз в 2-3 года, так же, как и гриппом). Вакцина в развитых странах может появиться уже к лету, включая РФ. Когда ВОЗ говорит про 1,5 года, он имеет в виду в масштабе планеты.

COVID-19 достаточно устойчивый, хорошо сохраняется в слюне, соплях, фекалиях», — указал в своем докладе профессор (https:// www. dvfu. ru/ scliools/ scliool_of_ education/ news /zasedanie-us- dvfu-covid- 19- 20200317). Кроме того, Щелканов отметил, что информация о повторно перенесших коронавирус пациентах может говорить лишь о плохой диагностике. «Инфекция не контролируется вакциной пока еще. В силу того, что быстро осложняется инфекция, большая нагрузка будет на палаты интенсивной терапии», — добавил Щелканов. Фактически профессор спрогнозировал, что медучреждения будут испытывать трудности с размещением всех заразившихся.

Ситуацию в РФ описал в своем интервью «Радио Свобода» (по данным Минюста РФ, данное СМИ внесено в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента) другой представитель новосибирской школы вирусологии — заведующий лабораторией вирусологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» академик Сергей Нетесов: «Первое — это надо очень быстро выявлять зараженных. Для быстрого выявления надо, чтобы у нас как можно больше было число пунктов взятия проб. И надо, чтобы результаты выдавались максимум в течение суток. А еще бы лучше иметь какой-то экспресс-тест, который можно было бы делать в аэропорту за 30-40 минут — и человеку сразу бы сказали, можно ему ехать домой или надо в карантин, в изоляцию. И второй момент, который касается карантина. Вот у нас ввели карантин. Я вчера пошел по улице в магазин, а народа-то ходит довольно много... Если оставить все как есть, отменив все карантины, то такая ситуация сейчас для всего мира просчитана теми, кто занимается математическим моделированием. Число умерших, а это в подавляющем большинстве будут люди пожилого возраста, достигнет в мире многих миллионов людей. В России такие расчеты, насколько я знаю, не сделаны...».

Следует понимать, что новосибирцы делают подобные заявления в расчете на госзаказ. Тем более что Новосибирск является ведущим центром вирусологии. Однако в отличие от официальной телепропаганды (пытающейся доказать, что у других хуже, чем у нас) и от фейкеров-паникеров (которым чуть ли не трупы на улицах мерещатся) новосибирские вирусологи пытаются вбросить мысль о том, что для успеха в нынешней ситуации нужна системная работа профессиональных специалистов, а не номенклатурных универсалов (см. комментарий).

В Самарской обл. с подобными проблемами придется справляться местным кланам. В случае промахов последуют наказания. На фоне предстоящих перспектив местным кланам было бы выгоднее, чтобы Ратманов, наоборот, продолжал оставаться министром и нести личную ответственность. Можно сказать, что Михаил Ратманов вовремя ушел на повышение в Москву к своему куратору Веронике Скворцовой. Неизвестно, как будет оцениваться работа региональной медицины в условиях распространения коронавируса. Во время пандемии занимать пост регионального министра здравоохранения вещь достаточно рискованная.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей НЕТЕСОВ, заведующий лабораторией вирусологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет», академик:

- Есть такой британский эпидемиолог-теоретик Нил Фергюсон. Вот он посчитал разные кривые распространения вирусов в зависимости от тех мер, которые принимаются в разных странах. И выяснилось, что карантин сам по себе не очень эффективная мера. Потому что в дополнение к нему должна быть еще очень хорошая процедура и методология выявления больных и заразных людей, в т.ч. бессимптомных, которые как раз и могут бесконтрольно распространять инфекцию. Потому что, пока мы их не научимся выявлять и именно их отправлять как раз на очень жесткий карантин, весь остальной карантин будет иметь небольшое значение для борьбы с инфекцией.

На 30 марта США провели более 500 000 тестирований — больше всех в мире. У меня есть информация о том, что как минимум 6 ведущих промышленных компаний США начали производство тестов. Более того, расширен круг организаций, которые имеют право проводить тесты. И сейчас тестирование доступно в т.ч. на дому. Вы платите деньги, к вам приезжает санитарка, она берет у вас пробы и увозит их в лабораторию.

Сейчас две вакцины проходят испытания первой фазы на добровольцах. Одна вакцина производства американской фирмы Moderna. Они быстро это сделали по нескольким причинам, одной из которых является то, что они уже работали над вакциной от коронавирусной инфекции для животных. Поэтому у них была методологическая база для этого дела. Так вот, они добились от государственной сертификационной системы США (это управление по контролю над лекарствами и пищей (FDA)) того, что им разрешили провести первую стадию испытаний на добровольцах без проведения испытаний на животной модели. Вторые испытания начаты в Китае, и тоже на добровольцах. Оба испытания начаты не позднее 18 марта.

В Корее пункты забора проб выставили на дороге, и любому водителю, который хотел это сделать, достаточно было просто открыть окно и рот, и сообщить свои персональные и контактные данные (https://www.sibreal. org/a/30517536.html).