Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (830) | 21 февраля 2022г.
 

Самара на очереди

В подготовке жалобы на перевозчика Карена Авагумяна

ИА «Центр-Инфо»

В начале февраля жители Московской обл. опубликовали петицию с требованием убрать с маршрутов общественного транспорта перевозчиков ООО «Ранд-Транс» и ООО «Домтрансавто». Оба входят в группу компаний (ГК) «Ранд-Транс» Карена АВАГУМЯНА (на фото). В сентябре 2021 г. ГК «Ранд-Транс» получила контроль над бизнесом ООО «Самара Авто Газ» (САГ) — крупнейшего перевозчика пассажиров в г.о. Самара по муниципальным автобусным маршрутам. Смену собственника САГ жители Самары ощутили по качеству услуги. Шквал негодования в соцсетях показал, что следующую петицию можно ожидать из Самары. Куда более серьезным событием может стать создание в САГ альтернативного профсоюза водителей.

Подмосковное недовольство

В начале февраля на специализированной открытой платформе для размещения публичный обращений Change.org (https://www.change, org) была размещена петиция граждан в адрес министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской обл. с жалобой на перевозчика пассажиров, который в конце 2021 г. вошел на самарский рынок. Авторы обращения — жители Московской обл. — сообщили: «С 1 января 2022 г. перевозки по многим маршрутам общественного транспорта г.о. Ленинский и г.о. Домодедово осуществляют частные транспортные компании «Ранд-транс» и «Домтрансавто», вытеснив муниципального перевозчика «Мострансавто». С момента смены перевозчика качество работы общественного транспорта резко ухудшилось».

Далее они стали детально перечислять суть проблем. «На маршрут выходят автобусы в ужасном техническом состоянии (грязные, ржавые, неотапливаемые, в аварийном состоянии, с отваливающимися сидушками и пр.)», — написано в обращении, люди сообщили о несоблюдении графика движения, серьезных задержках транспорта и длительных периодах ожидания автобусов. Обратили внимание на то, что на маршрутах работают автобусы с регистрационными номерами других регионов (Тверская, Смоленская обл. и т.д.), без документов о страховании пассажиров от несчастных случаев.

Не обошли и такую проблему, как участившиеся нарушения правил дорожного движения и безопасности пассажиров: «В результате действия этих компаний-перевозчиков в Подмосковье случился транспортный коллапс, многометровые очереди на автобусы и маршрутки, многочасовые ожидания транспорта на морозе. Количество жалоб жителей Ленинского и Домодедово в ответственные инстанции исчисляется сотнями в день. Просим о содействии к возврату прежнего перевозчика «Мострансавто» вместо «Домтрансавто». На данный момент под петицией жителей Подмосковья уже подписалось почти 10 тыс. граждан.

Показательно то, что в ноябре 2021 г. подобная петиция была опубликована от жителей г.о. Люберцы Московской обл. Они не стали распаляться и сразу адресовали обращение президенту РФ Владимиру Путину, в Следственный комитет России, генеральную прокуратуру РФ и руководству Московской обл. «Мы, жители г.о. Люберцы, не можем закрывать глаза на отвратительную работу транспортной компании ООО «Ранд-Транс» с ее группой компаний: ООО «Ранд-Транс», ООО «Вест-Лайн», ООО «Балашиха-Экспресс», ООО «Стаффтранс» и ООО «Стаффтранс 1», — сообщили уставшие от возникших проблем пассажиры г.о. Люберцы. Они тоже заострили внимание на проблемах дискриминации пассажиров, кадровой политике компании-перевозчика, а также на техническом состоянии автобусов: «Мы, жители г.о. Люберцы, требуем незамедлительно заменить данного перевозчика» (https://www.change.org).

Жадность понаехавших

С сентября 2021 г. ГК «Ранд-Транс» взяла под свой контроль деятельность САГ (ИНН 6318142216). 24 сентября 100% САГ оказалось в собственности налогового резидента г. Москвы Александра Судакова (ИНН 77214****805), который действует в интересах холдинга. Смена собственника САГ вскоре дала о себе знать. Причем совсем не с позиции каких-либо корпоративных событий. Начиная с октября 2021 г. жители Самары стали отмечать ухудшение качества перевозок по автобусным маршрутам, которые обслуживает САГ. Сегодня соцсети уже переполнены возмущениями самарцев по этому поводу.

Следует отметить, что из тех, кто жалуется на заметно ухудшившееся качество работы автобусов, никто не пытается искать корни проблемы в смене собственника в САГ. Это говорит о том, что гражданам далеко безразлично, кто владеет автопарком. Им важно качество услуг. Этот фактор важен в качестве аргумента на случай, если представители ГК «Ранд-Транс» вдруг начнут пытаться объяснять волну возникшего недовольства самарцев происками местного бизнес-сообщества. Кому как не члену генерального совета общественной организации «Деловая Россия» (ДР) Карену Авагумяну знать о тонкостях и пользе подобного рода оправданий своих управленческих решений. С другой стороны, никто не мешает Карену Авагумяну публично сопоставить аргументы

из красноречивых жалоб самарцев с реальным положением дел в подконтрольном ему САГ.

«Какой-то ад творится с общественным транспортом в Самаре... Где большие, вместительные автобусы? Где адекватные человеческие интервалы движения?» — кипят эмоции пользователей социальной сети Twitter. Например, житель Самары Константин Телемин на странице «Общественный транспорт Самара» пишет: «Были времена, когда на 61-м маршруте ходили нормальные вместительные автобусы. Частникам не выгодно содержать, а уж тем более закупать большие вместительные автобусы, так как это не выгодно». «Создали ужасные правила входа в переднюю дверь. Столпотворение! — выражает возмущение другой пользователь соцсети. -Люди ждут на улице. Другие ждут у средней двери в автобусе, чтобы выйти. Так как ее не открывают, пока не зашли пассажиры в первую дверь». Руководство САГ в СМИ пыталось невнятно и неубедительно объяснить свое нововведение «нехваткой персонала», необходимостью контроля соблюдения масочного режима и «повышением финансовой дисциплины при оплате проезда». Однако такое новшество, особенно в час пик, привело к тому, что пассажиры скапливаются в очереди, при этом ни о какой социальной дистанции, на которой настаивает Роспотребнадзор, речи не идет. «И сколько стоять автобусу на каждой остановке, пока этот беспредел происходит?!» — адресуют свой вопрос в бездну соцсетей наивные жители Самары (стиль и орфография авторов комментариев сохранены).

Действительно, после смены собственника в САГ стала все чаще применяться практика посадки пассажиров в автобус исключительно через переднюю дверь. Казалось бы, чему тут возмущаться — ведь во всех развитых странах уже давно именно так осуществляется посадка пассажиров в автобусы? Правда, здесь есть некоторые отличия. В цивилизованных странах билеты продаются автоматически, а учет оплаты проезда производится посредством валидаторов (т.е. тоже автоматически). Транспорт ходит строго по расписанию, заполнение автобусов, по российским меркам, крайне низкое. В т.ч. из-за использования машин большой вместимости. Вся эта райская жизнь, правда, имеет один недостаток: цена проезда для России непомерно высока.

Впрочем, низкий уровень доходов, судя по всему, бьет не только по малообеспеченным самарцам, но и по Карену Авагумяну. Отсюда и оптимизация расходов. Ну а бегство кондукторов — вполне логичная реакция на подобные управленческие решения.

На этом фоне важно напомнить, что до прихода в САГ управленцев из подмосковной ГК «Ранд-Транс» Карена Авагумяна крупнейший самарский перевозчик пассажиров автобусами получил по итогам работы в 2020 г. чистую прибыль (!) в 104 млн р. (прибыль от продаж -154,5 млн р.) при выручке в 2 млрд р. И это притом, что почти весь 2020 г. протекал в куда более жестких анти-коронавирусных карантинных мерах, чем 2021 г. В 2019 г. САГ показал выручку 2,5 млрд р. и чистую прибыль 48,2 млн р. (прибыль от продаж — 91,4 млн р.). Не бизнес, а подарок испытывающему материальный дискомфорт члену генерального совета ДР.

Тем не менее жадность способна на многое. Дооптимизировались до того, что теперь САГ регулярно вынужден размещать объявления о наборе на работу водителей и кондукторов: «Нам требуются водители автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов». Например, на автобусном маршруте №47 обилечиванием занимается водитель. Хотя маршрут №47 «Юнгородок -Хлебная плошадь» считается в Самаре одним из самых протяженных (40 остановок) и наиболее востребованных. В часы пик автобусы этого маршрута подвергаются настоящему штурму со стороны пассажиров. В результате водитель постоянно пребывает в стрессовом состоянии, что влияет на безопасность перевозки пассажиров. На других маршрутах ситуация аналогичная. Так что текучесть кадров удивление вызывать не должна.

Судя по информации, размещенной в социальных сетях 21 декабря 2021 г., на водителей САГ ставленники Карена Авагумяна накладывают дополнительные обязанности: «По телевидению показывают одно, на самом деле бардак. Автобусы сами водитель и кондуктор моют. Это во сколько надо придти на работу, если выезд в 4 утра, встают на работу в два ночи. Почему работники автобуса должны мыть сами салон автобуса, при этом надо купить все моющие средства самим?». «Никакой обработки в салонах автобуса нет. Вранье одно по телевизору», — сообщает пользователь соцсети. При этом Петр Шишканов сообщил: «Самая гнилая контора этот Самараавтогаз — знакомая 3 дня смогла там кондуктором проработать, хватило этого времени чтоб понять — зарплату обещанную можно получить только работая 30 дней по 24 часа» (https://vk.com/ transport63) (стиль и орфография авторов комментариев сохранены). Вполне логично, что петиция недовольных жителей Самары может стать лишь началом куда более серьезного для Авагумяна процесса.

Гаранты безнаказанности

Перегибая палку с водителями автобусов крупного предприятия, легко создать базовые предпосылки к возникновению ячейки альтернативного профсоюза. Опыт такой работы в Самарской обл. имеется большой. Хотя Карен Авагумян может об этом ничего не знать. К примеру, в разгар зимы 2001 г. водители автобусов крупнейшего в г.о. Тольятти МП «АТП №1» устроили забастовку. Причиной послужили практически те же проблемы. В итоге пришлось приостанавливать главный конвейер ОАО «АВТОВАЗ», т.к. трудящиеся в первую смену не успели вовремя прибыть на рабочие места. В результате водители своего добились.

Спустя 10 лет нечто похожее стало назревать на МП «АТП №3», другом крупном тольяттинском пассажирском автопредприятии. В период 2012-2013 гг. зачинателем протестных инициатив там выступил вице-председатель Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) Петр Золотарев (см. «Хронограф» №9 (453) от 18.03.13), до этого — лидер альтернативного профсоюза «Единство» в ОАО «АВТОВАЗ». Актив возникшего в АТП №3 альтернативного профсоюза мгновенно приступил к решительным действиям, направленным против администрации предприятия. На этой волне авторитет профсоюза в глазах водителей резко вырос. Ситуация обещала, как и в случае с АТП №1, принять необратимый характер. Лишь путем тонких дипломатических приемов со стороны руководства АТП №3 в совокупности с мерами жесткого реагирования со стороны спецслужб ситуацию удалось выправить. Тем не менее требования водителей пришлось удовлетворять.

У экспертов Областного аналитического еженедельника «Хронограф» есть основания полагать, что Карен Авагумян не придает значения потенциальной угрозе возникновения у него в САГ альтернативного профсоюза. Уверенность в безнаказанности Карену Авагумяну могли бы обеспечивать связи его отца-миллиардера Камо Авагумяна — председателя совета директоров ГК «Авилон». С 2008 г. Камо Авагумян является официальным представителем Генпрокуратуры Армении в России. Госполномочий этот статус не подразумевает, зато открывает возможность личного общения и решения вопросов с представителями прокуратур обеих стран.

20 февраля 2019 г. информационный холдинг «РБК» отмечал: «Совладелец «Авилона» Камо Авагумян, отец Карена, вместе с Артемом Чайкой, сыном генпрокурора Юрия Чайки, и Ольгой Лопатиной, бывшей женой заместителя генпрокурора Геннадия Лопатина, владеет гостиницей Pomegranate Wellness Spa Hotel в Греции, утверждал журналист OCCR Дмитрий Великовский, чье расследование опубликовала «Медуза». Авагумян-старший подтверждал, что инвестировал в гостиничный проект, но это решение не было связано с тем, что отелем владеют родственники генпрокурора. «С Артемом Чайкой я личных дел никогда не имел, я с ним не созваниваюсь, не дружу, — заявлял Камо Авагумян. — Но его я хотя бы один раз видел. А Ольгу Лопатину даже и не видел никогда» (https://www. rbc. ru/ technology_ and_media/ 20/ 02/ 2019/ 5c6bce0a9a 79475ef 38b5d6b).

До 17 августа 2016 г. учредитель ООО «Ранд-Транс» Михаил Наугольных был собственником ООО «Альфа Грант», после чего контроль над компанией отошел к Марку Рахманину. Общество занимается пассажирскими перевозками. До 2016 г. Марк Рахманин был директором ООО «Бургер Стрит М». Среди учредителей с мая 2016 г. по июль 2016 г. был записан Александр Владимирович Колокольцев, сын министра МВД Владимира Колокольцева (см. «Хронограф» №2 (826) от 24.01.22).

Комментарии

Александр СУДАКОВ, директор ООО «Самара Авто Газ»

- С 8 ноября 2021 г. на предприятии была введена новая схема посадки пассажиров: вход пассажиров осуществляется через переднюю дверь, выход — во все остальные. Принятая схема позволяла дисциплинировать пассажиров надевать защитные средства в общественном транспорте. В настоящее время действует прежняя схема: посадка и высадка через все двери автобуса, исключением является экипаж без кондуктора. Смена собственника перевозчика ООО «Самара Авто Газ» никаким образом не отразилась на операционной деятельности компании. Продолжаем работать по тем же контрактам, обслуживаем муниципальные маршруты.

В настоящее время на транспортном предприятии имеется дефицит водительского состава, многие сотрудники выходят на заслуженную пенсию, а молодые кадры освободившиеся места занять не стремятся. Учиться в автошколе на категорию D нужно от 1,5 до 2,5 мес. Получить права можно только с 21 года. При этом во время двухмесячной стажировки зарплата стажера будет намного ниже, чем у более опытных коллег. Многие просто не готовы к тяжелому графику работы — по 12 часов за смену с учетом перерывов. В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в круглосуточном режиме проводится мойка, влажная уборка и дезинфекция всего подвижного состава... работают мобильные бригады, сформированные из сотрудников мойки и ремзоны.