Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (252) | 6 октября 2008г.
 

Поголовный отчет

Допобразование в Тольятти подвергли сертификации

Наталья Матвеева

1 октября в Тольятти закончился прием персональных сертификатов, по которым будет оцениваться востребованность муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (МОУ ДОД). Как пояснила корреспонденту «Хронографа» директор департамента образованиям мэрии Ирина КОЧУКИНА, некоторые из учреждений по итогам этого эксперимента могут столкнуться с угрозой закрытия. Сами учреждения, похоже, больше волнует то, что сертификаты уже стали основанием для отказа родителей от внесения благотворительных взносов.

Спасение взносов

20 сентября родители получили на руки персональные сертификаты, дающие ребенку право на получение одной образовательной услуги в течение года в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования. Как следует из приказа департамента образования (№375 от 05.09.08), выдача сертификатов должна была сопровождаться разъяснительной работой среди родителей. Эта задача некоторыми учреждениями была воспринята весьма своеобразно. Так, в школе №63 прошло собрание, организованное представителями Дворца творчества детей и молодежи (ДТДМ), в ходе которого они пытались донести до родителей суть нововведения. Особо уделялось внимание тому, чтобы родители не рассчитывали, что получение сертификата избавляет их от оплаты услуг педагогов.

По словам руководителя департамента образования мэрии Тольятти Ирины Кочукиной, образовательные услуги муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (МОУ ДОД) являются бесплатными. Полномочия по финансированию этих учреждений возложены на муниципальный бюджет. Поэтому каждый родитель вправе в течение года воспользоваться той или иной услугой, отдав в выбранное учреждение персональный сертификат.

Именно это, видимо, и смутило отдельных работников сферы дополнительного образования, связанных с благотворительным фондом поддержки учителей «Дельта». Как только сертификаты оказались в руках у родителей, возник вопрос: почему за бесплатную услугу приходится платить в месяц от 350 до 500 р.? После этого стало понятно, что бесплатная образовательная услуга, которая была представлена как платная, на самом деле является якобы добровольным благотворительным взносом.

Зачистка программ

В Тольятти действует 55 МОУ ДОД. Из них 32 относятся к департаменту образования, 16 — к департаменту культуры и 7 — к управлению по физической культуре и спорту. Назвать сумму, которую город ежегодно тратит на содержание МОУ ДОД, в департаменте образования отказались. Но, как стало известно из официальных открытых документов, это сотни миллионов рублей ежегодно. Например, в бюджете Тольятти 2007 г. на учреждения по внешкольной работе было заложено 337,8 млн.р. Не меньшую сумму из областного бюджета направляют на финансирование образовательного процесса в МОУ Тольятти.

Как пояснила корреспонденту «Хронографа» Ирина Кочукина (на фото), инициаторы эксперимента не исключают того, что по итогам года встанет вопрос о том, что в услугах некоторых из этих учреждений дети не нуждаются. Определять эти учреждения планируется по количеству предъявленных сертификатов.

Таким образом, возможно, впервые за несколько лет под эгидой заместителя мэра Тольятти по социальным вопросам Сергея Ботова возникло намерение избавить бюджет от финансирования учреждений, востребованность которых вызывает сомнения. Сколько из существующих учреждений могут оказаться в числе аутсайдеров, специалисты назвать также не смогли.

В МОУ ДОД Тольятти действует 10 программ. В том числе военно-патриотическая, естественно-научная, эколого-биологическая и т.д. По оценкам независимых источников, именно учреждения подобного неопределенного профиля могут набрать наименьшее количество сертификатов.

Как заметила заместитель директора ДТДМ (бывший Дворец пионеров Центрального р-на) Ольга Мячина, в том случае, если бюджетное финансирование сократится, увеличится стоимость услуги. Это будет необходимо, чтобы сохранить педагогический состав. Но при этом вопрос о существовании дворца, по ее словам, не стоит в принципе. Спортивные, художественные и прочие секции могут рассчитывать на финансовую поддержку родителей, в то время как другие, лишившись поддержки департамента, просто перестанут существовать. В то же время для учреждений, в которых работают действительно востребованные программы, нововведение обернулось резким сокращением доходов.

Благотворительная дельта

Благотворительный фонд поддержки учителей «Дельта» существует с 1995 г. В 2003 г. в фонде состояло около 30 образовательных учреждений. В 2004 г. деятельностью «Дельты» заинтересовалась Тольяттинская городская дума. Связан этот интерес был с тем, что под эгидой поддержки учителей из фонда уходили миллионы родительских денег (см. «Хронограф» № 14 (40) от 19.04.04). Однако, несмотря на многочисленные проверки, фонд действует до сих пор. Схемы привлечения и расходования средств за эти годы также не изменились.

Главным фактором, который помогает развивать благотворительность в образовательной среде, является привязка к педагогу. Педалируя на неоправданно низкие зарплаты учителей дополнительного образования, родителям предлагается оплатить в форме благотворительного взноса услугу педагога. Через педагога собранные средства попадают в фонд, а далее делятся между учреждениями по правилам, прописанным в уставе фонда (см. комментарии). При этом некоторые из педагогов не скрывают, что взамен получают от фонда весьма символические суммы. И работают на эту систему только из-за того, что в противном случае не смогут получить от директоров школ разрешения на использование школьных площадей. В свою очередь директора, ссылаясь на дороговизну образовательной услуги, не желают вводить практику платных образовательных услуг.

Так, по оценке Ольги Мячиной, платная услуга, оформленная надлежащим образом, у педагога ее учреждения составит не меньше 2,5 тыс.р. в месяц. Пояснить, каким образом формируется такая цена услуги, она не смогла. Как, впрочем, и то, каким образом, воспользовавшись услугами фонда, цену удается снизить почти в 6 раз.

Первые итоги эксперимента по введению персональных сертификатов будут подведены в середине октября. Как отмечают наблюдатели, результаты эксперимента вряд ли способны существенно повлиять на систему дополнительного образования, построенную на «принудительной» благотворительности. Максимум, к чему может привести введение сертификатов, — сокращение бюджетных расходов на сферу дополнительного образования в бюджетах 2009-2010 гг. в виде исключения из списка финансирования МО У ДОД, занимающихся приписками учащихся. Причем такие случаи в Тольятти известны (см. «Хронограф» №33 (248) от 08.09.08).

Возможно, эта проблема известна и директору ДТДМ Любови Скрипинской. В январе 2007 г. председатель Тольяттинской городской думы Александр Дроботов уведомил директора МОУ ДОД «ПОИСК» Владимира Лебедева, что в связи с реорганизацией «ПОИСКА» путем присоединения его к ДТДМ в бюджете города на 2007 г.

были предусмотрены средства на смету расходов Дворца в размере 19,6 млн. р. Причем до этой реорганизации ДТДМ довольствовался примерно двенадцатью миллионами в год. Впоследствии помещения «ПОИСКА» от ДТДМ были переданы спортивным школам Тольятти. Однако «ПОИСК» это не только помещения, но и учащиеся, численность которых составляла около 700 человек. Причем именно на обучение детей в «ПОИСКЕ» и закладывались дополнительные деньги для ДТДМ. У Лебедева есть основания полагать, что все ученики «ПОИСКА» обучаются в ДТДМ, хотя деньги за переведенных детей в ДТДМ продолжают начисляться. Всего же в ДТДМ числится около 5 тыс. учащихся.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.