Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (217) | 21 января 2008г.
 

Александр Дружинин:

Прежде всего мы – производственники

Максим Климов

Прошедший год не стал завершающим годом реформирования городской энергетики, он лишь выявил проблемы, над решением которых еще предстоит работать. В интервью «Хронографу» генеральный директор МУП «ПО КХ» Александр ДРУЖИНИН, коснувшись достигнутого, высказал также опасения о том, что поспешное реформирование отрасли может сказаться нелучшим образом прежде всего на потребителях.

- В начале года принято говорить о планах на будущий год, но, Александр Алексеевич, давайте все-таки вернемся в 2007 г. Что вам удалось сделать в ушедшем году?

- В 2007 г. нами была проведена огромная работа. Поскольку мы работаем в сфере оказания услуг, нашими приоритетными технологическими целями всегда являются надежность и качество. И не важно, мусор ли мы вывозим, воду ли подаем или обеспечиваем электричеством. До недавнего времени одним из наших слабых звеньев была станция второго подъема на водозаборе Соцгорода, а это обеспечение водой всего Центрального р-на. Слабым звеном потому, что фактически все оборудование этой станции было изношено практически на 100%. (Станция первого подъема — вода из земли в резервуар. Станция второго подъема — из резервуаров в распределительную сеть). Этим проектом мы занимались давно, но, учитывая, что сумма на модернизацию превышает 30 млн. р., приходилось отодвигать реконструкцию. В начале 2007 г. приступили к решению этого вопроса и завершили год тем, что в полном объеме реализовали проект реконструкции станции второго подъема. Вместо четырех разнокалиберных (различной мощности и производительности) насосных агрегатов установлены высокопроизводительные и экономичные насосы импортного производства одинаковой мощности, управление которыми осуществляется в автоматическом режиме путем частотного регулирования. Для этого, отметим особо, нами был приобретен и установлен преобразователь частоты электрического тока японского производства. И сегодня насосная станция практически соответствует требованиям, предъявляемым временем. В плане надежности эта система примечательна тем, что исключает гидроудары, которые могут пагубно подействовать на состояние трубопроводов. Персонал станции прошел необходимое обучение и сейчас занимается обкаткой оборудования, моделируя различные ситуации и режимы в соответствии с разработанной программой. Я думаю, что в феврале мы обкатаем все это оборудование и сможем предъявить наши достижения городскому сообществу.

- За прошедший год какие еще значительные работы были выполнены специалистами МУП «ПО КХ»?

- Была осуществлена реконструкция канализационной насосной станции в п. Шлюзовой. Эта станция собирает все стоки поселка и перекачивает их на очистные сооружения ОАО «Тольяттиазот». При выполнении работ по реконструкции нами были использованы оригинальные инженерные и технические решения, которые, можно сказать, вдохнули в КНС новую жизнь. Также нами используются и комплектные насосные станции финского производства. Всего их установлено 3 комплекта. Стоит отметить, что эти технологии можно считать передовыми.

- Тарифообразоваше в Комсомольском р-не всегда было проблемным для города. Причина — запитка района по теплу от малых котельных. Что планируется сделать для оптимизации работы малых котельных?

- Комсомольский р-н развивался точечно. Его развитие не было в полной мере привязано к централизованной системе отопления. В связи с этим город пришел к тому, что часть района, действительно, запитывалась от малых котельных. Что по ряду технологических причин увеличивало стоимость тепла по сравнению с остальными районами. В связи с этим наше основное направление сегодня — закрытие малых котельных. В середине 2006 г. было принято решение о закрытии 11-й и 6-й котельных на территории Комсомольского р-на. На сегодня котельная №6 выведена из производственного цикла, потребители переведены на котельную №8. Для закрытия котельной №11 в I квартале Комсомольского р-на построен ЦТП (Центральный тепловой пункт), который подключен к котельной №2. Так, в начале января планировался перевод отопления жилищного фонда I квартала на построенный ЦТП, но вмешались морозы... Тем не менее запуск нового оборудования не за горами.

- Но, насколько известно, самым большим минусом в работе по водоснабжению и водоотведению является износ трубопроводов. Как вы боретесь с этой проблемой?

- Да, это очень важный вопрос. Протяженность сетей измеряется сотнями километров: 360 — по канализации, 450 — по водоснабжению, и с течением времени трубопроводы не становятся новее. Наша задача -выполнить большее количество ремонтов с наименьшими затратами. Для этого мы используем как новые технологии, так и прогрессивные материалы. С целью сокращения вскрышных и следующих за этим ремонтных и восстановительных работ используется бестраншейная прокладка трубопроводов методом горизонтального бурения. Также мы стараемся уходить от использования стальных и чугунных труб, меняя их на полимерные. При планировании работ используется современное диагностическое оборудование, позволяющее определить наиболее уязвимые места.

- В последнее время стало модно говорить о реформировании ЖКХ и энергетики как с политических трибун, так и с чиновничьих кресел. Насколько опыт МУП "ПО КХ", накопленный за 7 лет работы, можно назвать уникальным, а структуру компании — требующей реформирования?

- Да, сейчас, действительно, не только много говорится о реформировании отрасли, но и делается. Но если вернуться в 2000 г., то создание МУП «ПО КХ» было как раз реформаторским шагом. Именно в формировании структуры нашей компании отражен новаторский подход. Прежде всего начать стоит с того, что МУП «ПО КХ» — многоцелевое предприятие, которое совмещает несколько видов деятельности и работает при этом не менее, а, может, даже более эффективно, чем некоторые крупные компании, узко специализированные на отдельных видах деятельности. МУП «ПО КХ» осуществляет комплексный подход к оказанию всего спектра коммунальных услуг.

- В чем преимущество структуры МУП «ПО КХ»?

- Если вернуться к истории создания МУП «ПО КХ», то оно ведь было создано как раз из ранее обанкротившихся отдельных предприятий. Эти предприятия занимались отдельно теплоснабжением, отдельно водоснабжением и отдельно электроснабжением. Откинув историю банкротных-предбанкротных состояний, можно сказать, что МУП «ПО КХ», объединив в пределах МУП три вида деятельности — тепло-, водо- и электроснабжение, получило существенную экономию, в том числе на так называемых внутрисистемных, внутрихозяйственных расчетах. Таким образом, мы воду продаем тепловым сетям и электросетям по фактической себестоимости, то же самое касается тепла. В этом случае мы имеем как минимум экономию на НДС. А это ни много ни мало 18%. Потому что внутри предприятия внутрисистемные расчеты не облагаются НДС. Надо сказать, что консолидация в одном месте финансовых ресурсов позволяет более оперативно и своевременно решать проблемы в момент их возникновения. Иногда они возникают в электрике, тогда мы сразу направляем ресурсы на то, чтобы эта проблема не повлекла какой-то системный кризис в производстве в виде отключений или ограничений. Иногда проблемы возникают в водоснабжении, и тогда вот эта возможность перекрестного финансирования, перераспределения финансов позволяет обеспечить надежную и эффективную систему оказания полного комплекса коммунальных услуг. А это, значит, единый центр ответственности, как непосредственно за снабжение ресурсами, так и центр финансовой ответственности. Когда это все имеет единоначалие, тогда и проблемы решаются комплексно. Поэтому опыт 7-летней работы МУП «ПО КХ» показывает высокую эффективность консолидации на одной базе всех этих видов услуг. Именно поэтому, для того чтобы конструировать что-то новое, нужно брать за основу опыт уже существующих действенных решений.

- По вашим словам, МУП «ПО КХ» работает достаточно эффективно. А как вашу компанию оценивает профессиональное сообщество?

- Мы неоднократно занимали призовые места по итогам конкурсов на лучшую организацию ЖКХ, а в 2005-м вообще получили гран-при, это высшая награда Госстроя России за эффективное и надежное снабжение потребителей ресурсами. Этого было не просто достичь. Наша эффективность доказана делом. Что и говорить: по Комсомольскому р-ну, например, за последние 7 лет вообще не было серьезных претензий по теплоснабжению. Для нас главной задачей является постоянное совершенствование методов и технологий. Наша цель — работать стабильно. Наша особая гордость в том, что люди пользуются продуктами нашего труда, не обращая своего внимания на нашу работу, воспринимая как должное.

- Коммунальная энергетика — отрасль максимально социально ориентированная. В то же время все вопросы, касающиеся социальной отрасли, в современной России очень политизированы. Примечательно, что два представителя руководства МУП «П0 КХ» — депутаты. Как долго политика и ЖКХ будут зависеть друг от друга ?

- Прежде всего мы производственники. На сегодняшний день достаточное количество ничего не понимающих в энергетике людей и политиков пытаются делать выводы о работе той или иной компании. Причем выводы не самые достоверные. Именно поэтому приходится разрываться между производством и думой, чтобы по максимуму исключить кривотолки и оказать помощь городскому сообществу, не допустив принятия заведомо неверных решений. Это необходимо для того, чтобы популистам не удалось разрушить то немногое позитивное, что еще удалось сохранить от прежней городской власти. При смене любого правительства, власти меняются и приоритеты. Любая власть опирается на какие-то бизнес-структуры, для того чтобы управлять реальной экономикой в регионе. Если предприятие приносит в казну доход и обеспечивает нормальный уровень заработной платы, то соответственно и власть будет относиться нормально к подобного рода предприятиям.

- Это относится к Тольятти?

- Что касается городской власти в г. Тольятти, город продолжительное время переживает переходный период. В то же время последние периоды показали, что мы достаточно эффективно и плодотворно работали все это время, не допуская никаких сбоев, что МУП «ПО КХ» — самодостаточное предприятие и менеджмент предприятия способен решать самостоятельно весь спектр задач.

- Как вы оцениваете идущий процесс реформирования отрасли ЖКХ?

- На этот вопрос невозможно ответить однозначно. Сегодня мы видим изменения в структуре энергокомпаний. Так, например, ОАО «АВТОВАЗ» готово продать свои непрофильные энергоактивы. В ВоТГК происходят непрерывные преобразования. А есть еще муниципальная энергетика. Важно, чтобы не получилось, что в этих процессах был бы уничтожен положительный опыт, наработанный годами. Этот вопрос вдвойне актуален в канун предстоящих выборов мэра города. А выборы — это всегда период популистских рассуждений и обещаний. Но муниципальная энергетика — это не просто слова, это социально ответственный бизнес. Это сотни тысяч людей, которые являются потребителями воды, тепла и света. Сохранить все — это задача не только наша, но и властей.