Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (233) | 12 мая 2008г.
 

«Калина» покорила Казахстан

1300 км. Между Астаной и Алматы журналисты преодолели играючи

Иван Григорьев

В конце апреля — начале мая ОАО «АВТОВАЗ» провело тест-драйв нового универсала LADA Kalina на территории Республики Казахстан. В мероприятии, которое больше походило на ралли-рейд по классическим правилам, приняли участие представители 46 российских и казахских СМИ, среди которых был и корреспондент «Хронографа». Журналисты получили возможность проверить надежность автомобиля с пристрастием и объективно оценить ряд дополнительных опций, устанавливаемых на «Калину» в варианте исполнения «люкс». В результате каждая из 10 серийных машин, участвовавших в пробеге, добралась до финиша без поломок, вызвав больше комплиментов, чем замечаний со стороны искушенных экипажей.

Предпочли путь посложнее

Весной 2008 г. стартовали продажи вазовской новинки — универсала LADA Kalina с объемом багажного отделения 350/650 л (с разложенными/сложенными задними сиденьями). Этот принцип «компактный снаружи, вместительный внутри» и должны были испытать журналисты, всегда очень придирчиво относящиеся к автомобилям на тест-драйвах. Одновременно организаторы тест-драйва задались задачей проверить дополнительные опции, входящие в топ-комплектацию, и обязательно испытать автомобиль на прочность. Ради объективного мнения АВТОВАЗ решил не размениваться на небольшие расстояния и подготовил самый настоящий ралли-рейд по классическим правилам, с маршрутом протяженностью более 1300 км, пролегающим с севера на юг через весь Казахстан и соединившим две столицы — степную Астану и расположенную в предгорьях Тянь-Шаня Алматы.

Раллийно-серийные машины прибыли в Астану на автовозах из Тольятти, где они были взяты напрямую с конвейера и прошли только первичную обкатку 1800 км на заводском треке (минимальный ресурс, по утверждению создателей, не менее 150 тыс. км пробега). Никакой специальной подготовки 10 универсалов не проходили. На старте ралли-рейда к штатным климатической системе, АБС, подушкам безопасности водителя и переднего пассажира и полному электропакету, присущим «люксовому» болиду, добавили только защиту картера и GPS-навигатор. Приятно удивил и внешний вид машины: черные рамки дверей, корпуса зеркал, окрашенные в цвет кузова, молдинги на порогах, противотуманные фары -все это ставилось еще на конвейере. Разделившись на экипажи и вбив контрольные точки маршрута в электронную карту, журналисты отправились в путь.

Как оказалось, маршрут проложили по самым разным типам дорог: грунту, пескам, каменистой почве, разбитому асфальту и скоростным шоссе. Уже на первой дорожной секции экипаж № 1, состоящий из представителей «Хронографа» и «Московского комсомольца», оценил всю важность климат-контроля. На перегоне приходилось останавливаться, но резкий пронизывающий ветер Северного Казахстана загонял пилота и штурмана обратно в машину, поближе к печке, согревавшей, как маленький костер. Здесь проверить подвеску на прочность не удалось по причине идеально ровных асфальтовых дорог, тянущихся от Астаны вплоть до озера Балхаш, а развить максимальную скорость не дали электронные «полицейские», метко отслеживавшие любое ее превышение. Кресла в автомобиле установлены достаточно высоко, что в совокупности с большими задними и боковыми стеклами практически исключает появление «мертвых» зон в процессе движения.

Участок №1

Первый спецучасток ралли-рейда проходил по пересеченной местности вокруг внушительных размеров холма. Экипаж был вынужден ориентироваться по «легенде», чтобы не сбиться с пути, и при этом взбираться на автомобиле на склоны холма, а потом спускаться с них, преодолевая участки с осыпающимся гравием и глубокими колеями. «На периодически возникающие неровности мы намеренно старались не обращать внимания. В итоге здорово помогла приемистость мотора «Калины», позволившая въезжать по мелким камням на более чем 30-градусные уклоны при существовавшем ограничении по скорости.

Несколько раз выручила защита картера, поставленная техниками перед стартом: скрежет при «перепрыжке» препятствий звучал в салоне вместо забытой в Астане музыки», — делится впечатлениями один из участников ралли-рейда.

Участок №2

Второму спецучастку предшествовал скоростной перегон, в ходе которого из универсала удалось выжать 160 км/ч по GPS-навигатору, что соответствовало данным в паспорте автомобиля.

Спецучасток №2 включал в себя все трудности первого с добавлением скорости и рваного ритма движения. Экипажу приходилось совершать маневры, объезжая огромные, возникающие из ниоткуда ямы, переползать неприятные кочки, нырять в мелкие канавы. Здесь наконец проявила себя подвеска «Калины»: при достаточной жесткости она, тем не менее, аккуратно съедала все неровности. И еще: в одном из мест универсал пустили по двум колеям, как по рельсам, и он, находясь «по пояс» в высокой траве, с честью выехал из этой ситуации, не делая попыток сесть на «брюхо».

«Между спецучастками мы загнали универсал в солончаки. Немного побуксовав, «Калина» выбралась из сверхмягкого грунта без помощи боевой «технички» — легендарного дакаровского «КамАЗа», сопровождавшего участников на протяжении всего ралли-рейда», — продолжил свой рассказ собеседник «Хронографа».

Необходимо отметить, что во время гонки вазовские автомобили не оставались в одиночестве ни на секунду. Новинка с яркой раскраской на бортах привлекала внимание встречных и попутных машин: одни приветственно сигналили, другие пытались сопровождать караван по «мере лошадиных сил». На стоянках и спецучастках казахские зрители знакомились с интерьером автомобиля и уточняли набор опций. К цене $10-12 тыс. относились спокойно, т. к. имели возможность увидеть универсал в действии. Посмотреть было на что. Например, в озеро Балхаш «Калина» заехала почти по пороги, при этом не потеряла сцепления с грунтом и лихо выписала разворот на гравийной косе.

Участок №3

Кстати, на третьем спецучастке проверялась как раз устойчивость и управляемость универсала на грунте. По высохшему дну солончака требовалось проехать с максимальной скоростью, допустив минимальное количество ошибок. Трасса, размеченная конусами, состояла из «змеек», неровностей, крутых виражей и слаломных отрезков. Запомнилась послушность машины и сравнительная легкость маневрирования на отнюдь не идеальной поверхности, подкрепленная электроусилителем руля. Дорогу «Калина» держала уверенно, в одном месте удался поворот даже на 360 градусов без потери сцепления всеми четырьмя колесами. АБС тоже зарекомендовал себя хорошо. Каждый пилот, вылезая из болида на финише, был, что называется, на взводе. Всем хотелось пройти участок еще и еще раз, благо чувство уверенности и комфорта машина внушала с запасом.

Участок №4

Четвертый спецучасток стал серьезным испытанием нервов водителей и штурманов. Согласно «легенде», требовалось ехать практически по бездорожью, обильно пересыпанному холмами, порогами, ямами и песчаными ловушками, при этом вбивая в условленных местах контрольные точки в GPS-навигатор. Попали в маршрут с первой попытки далеко не все, а спешка создавала дополнительные нагрузки прежде всего на подвеску универсала. Плюс ко всему от дороги отвлекали живописные берега Балхаша. Несмотря на все трудности, «Калина» взяла и этот рубеж, заработав пару глубоких царапин на донной защите. Способность машины буквально перешагивать через камни отметили все участники и наблюдатели «допа».

Участок №5

Пятый, заключительный, этап стал кульминацией всего ралли. На нем развернулась нешуточная борьба за победу в общем зачете. «Калины» гнали по пустыне навстречу Алматы, не забывая следовать «легенде». Машину приходилось удерживать от заносов в плотных песках и от вылетов в крутых поворотах. Пару раз экстренное торможение срабатывало перед глубокими канавами и вырастающими из-под земли камнями. Пилотам и штурманам пришлось пережить несколько неприятных моментов, однако машина каждый раз уверенно уходила от аварий. На финише всех желающих ждал неожиданный «сюрприз» — рывок по пересеченной местности на раллийном «КамАЗе» со скоростью 130 км/ч. Неудивительно, что после плавного покачивания в «Калине», ехавшей по тем же кочкам, экипаж грузовика трясло куда более ощутимо.

На финишной черте

Финишировало ралли в вечерней Алматы. После степного и пустынного бездорожья раллийный караван универсалов LADA Kalina вновь въехал в город, на ровные и заполненные автомобилями проспекты.

Как показала гонка, свою экономичность, хорошую динамику и надежную подвеску «Калина» способна демонстрировать на всех типах покрытий, при этом оставаясь максимально комфортной для водителя и пассажиров. Одновременно семейство отличается от всех отечественных машин устойчивостью кузова к коррозии и гармоничным сочетанием активной и пассивной систем безопасности. Все 10 болидов, представленные для теста журналистам, выдержали испытание Казахстаном без единой неисправности. Как заявил на итоговой пресс-конференции ведущий испытатель проекта Сергей Мединец, уже сейчас «Калина» является автомобилем европейского уровня. «А все пожелания, высказанные представителями СМИ, будут учтены и лягут в основу доработок», — добавил главный конструктор «Калины» Василий Батищев.