Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (249) | 15 сентября 2008г.
 

Московское лекало

Для областного бюджета

Татьяна Никонорова

4 сентября Главное управление организации торгов правительства Самарской обл. провело конкурс на определение подрядчика для написания научно-исследовательской работы по теме «Разработка программы реформирования региональных финансов Самарской обл. на основе анализа финансово-бюджетного состояния Самарской обл.» для Министерства управления финансами Самарской обл. Эксперты «Хронографа» склоняются к версии, что приход иногородних аналитиков, которые бы сверстали новую нормативно-правовую базу региона для бюджетирования, значительно пошатнет позицию министра управления финансами Самарской обл. Павла ИВАНОВА.

С прицелом

В конкурсе участвовали только два претендента на роль подрядчика -АНО «Институт реформирования общественных финансов» и ГОУ ВПО «Высшая школа экономики». Объявленная правительством стоимость контракта была определена -3 млн. р.

Характерная деталь: в конкурсе не принимали участия научные учреждения Самарской обл. Хотя, как можно предположить, в регионе существуют два учреждения, которые имеют достаточно методической базы для того, чтобы провести нужные исследования. Это Самарский государственный университет (СГУ) и Самарский государственный экономический университет (СГЭУ). Директор Центра корпоративного развития СГЭУ Елена Яшина прокомментировала отсутствие их университета в числе участников конкурса следующим образом: «А разве такой конкурс был? Для нас это новая информация». В результате лот ценой 3 млн. был разыгран между двумя московскими участниками — АНО «Институт реформирования общественных финансов» и ГОУ ВПО «Высшая школа экономики». Как следует из протокола вскрытия заявок, московские участники не особенно гнались за деньгами. Так, например, АНО «ИРОФ» снизил ценовую планку до 2 млн. р. Однако лидером «падения цены» остался ГОУ ВПО «ВШЭ». Свои услуги этот государственный вуз, находящийся под эгидой правительства РФ, оценил в 990 тыс. р., т. е. опустил цену более чем втрое. «Как и любая сфера деятельности, все развивается и меняется. Три-четыре года назад таких больших скидок не было. Но в последнее время мы ведем мониторинг закупки научно-исследовательских работ, практика скидок становится все более распространенной. История этого конкурса на распределение субсидий из федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, в рамках которых идут все эти конкурсы, достаточно длительная. Нормативки разработано много, и, видимо, рынок становится более насыщенным. Т. е. сейчас это обычная практика, когда от начальной стоимости контракта, если речь идет об исследованиях подобного рода, подрядчик сбрасывает 20-30%. Если вы смотрели протокол, то знаете, что Высшая школа экономики сбросила еще больше. Это даже для нас стало неожиданностью.

Это серьезный рывок», — прокомментировал корреспонденту «Хронографа» заместитель директора АНО «ИРОФ» Виктор Латынов.

С другой стороны, другие участники рынка считают, что в случае с Высшей школой экономики перед ней не стояло первоочередной задачи заработать на написании научно-исследовательской работы на тему реформирования областного бюджета. Скорее речь шла о получении конкретного подряда конкретным подрядчиком, тем более что в обязанности подрядчика будет входить дальнейшее сопровождение бюджетной реформы в регионе. «Ну вы же понимаете, что скидка почти в 60% — это уже не скидка, а работа себе в убыток. Вряд ли хозяйствующий субъект, целью которого является извлечение прибыли, пойдет на такое», — пояснил ситуацию источник «Хронографа», знакомый с ситуацией.

Сплошная польза

Работу по реформированию своих бюджетов сейчас провели г. Москва, Московская, Ульяновская, Свердловская Сахалинская, Псковская, Вологодская, Пензенская, Нижегородская, Кировская, Калужская, Иркутская, Волгоградская, Брянская, Амурская области, Красноярский край, республики Хакасия, Чувашия, Удмуртия, Татарстан, Мордовия, Бурятия. Во всех этих случаях речь идет о бюджетной реформе, в ходе которой министерства финансов регионов получает комплекс новой нормативно-правовой базы, В последующем программы реформирования региональных финансов выставляются субъектами федерации на конкурс, проводимый Министерством финансов РФ, для дальнейшего получения субсидий из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. В результате министерства финансов, успешно прошедшие конкурсный отбор, получают новую компьютерную технику, программное обеспечение, а также новую нормативно-правовую базу для верстки и дальнейшего сопровождения бюджетного процесса в регионах.

«Происходит такое комплексное обновление нормативно-правовой базы, регулирующее всю систему управления региональными финансами. Это некая система нормативно-правовых актов, которые разрабатываются самостоятельно или с помощью консультантов. Улучшается эффективность использования общественных финансов. Меняются весь комплекс управления финансами, межбюджетные отношения, управление долгом, подход к распределению бюджетных средств, доходные базы бюджета и так далее...» — пояснил задачи реформирования региональных финансов замдиректора АНО «ИРОФ» Виктор Латынов.

Без комментариев

Пока министр управления финансами Самарской обл. Павел Иванов от комментариев относительно такого благого начинания отказывается. Что неудивительно. В должности «главного бухгалтера» области Иванов находится с 2001 г. Соответственно, сейчас структура областного бюджета, порядок субсидирования, обслуживание долга известны ему лучше, чем кому бы то ни было.

Попытки реформировать областной бюджет предпринимались сразу после вступления Владимира Артякова в должность губернатора. Осенью 2007 г. прежний фаворит — ОАО КБ «Солидарность» — права на работу со средствами областного бюджета лишился. Впрочем, большинство самарских банкиров это ожидало: уход с поста губернатора Константина Титова не мог не ослабить позиции банка, который подконтролен его сыну, председателю совета директоров «Солидарности» Алексею Титову. Тем более что в октябре 2007 г. большая часть средств — примерно 6 млрд. р. из 7 млрд. р., размещенных в «Солидарности», — была выведена в ОАО КБ «Газбанк» и ОАО КБ «Первобанк», а в декабре банк Алексея Титова лишили последних остатков бюджетных денег. В декабре 2007 г. ГУОТ провело конкурс на размещение в коммерческих банках средств областного бюджета. Параллельно с этим пошатнулись позиции другого фаворита — Газбанка, который получил лотов значительно меньше, чем новый фаворит — самарский филиал Первобанка. То, что Газбанку удалось сохранить за собой право размещать некоторое количество бюджетных средств, наблюдатели связывают с фигурой министра финансов Павла Иванова, выходца из Волгопромгаза, бенефициары которого, собственно, и являлись основными акционерами ОАО КБ «Газбанк». Сам Иванов также является акционером Газбанка.

С 1 января Министерство управления финансами потеряло функции государственного заказчика при проведении конкурсов на размещение средств областного бюджета. Теперь функции госзаказчика принадлежат исключительно правительству Самарской обл., размещение бюджетных средств на банковских депозитах по-прежнему будет осуществляться Министерством управления финансами и исключительно по итогам конкурса. И это не единственные обязанности, которые остались у Минфина. В частности, Минфин занимается организацией открытого конкурса, определяет его условия, является уполномоченным органом при заключении договоров о размещении, является держателем депозитных сертификатов, а также несет ответственность за размещение средств. Однако само определение, формирование и утверждение порядка теперь полностью находятся в компетенции правительства области. Сам Иванов объяснял уменьшение своих полномочий исключительно бюджетной реформой. В настоящий момент реформа, которой подвергнется основное детище Павла Иванова — областной бюджет, может привести к тому, что сам Иванов потеряет негласный статус незаменимого на посту министра управления финансами Самарской обл.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.