Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (249) | 15 сентября 2008г.
 

Сменят позывные

«Атлант-Союз» распорядится активами авиакомпании «Самара»

Денис Федоров

С 30 сентября самолеты АК «Самара» начнут летать под новыми позывными. Госкорпорация «Ростехнологии», возглавляемая Сергеем ЧЕМЕЗОВЫМ (на фото), совместно с правительством Москвы и Красноярского края создадут новую авиакомпанию на базе альянса AirUnion. Однако авиакомпания «Самара» передаст активы в новую структуру через авиакомпанию «Атлант-Союз».

В начале сентября государственная корпорация «Ростехнологии», правительство г. Москвы и администрация Красноярского края объявили о намерении создать новую объединенную авиационную компанию -ведущего оператора на рынке внутренних и международных авиаперевозок. По информации Ростехнологии, основой для ее формирования станут маршрутные сети и воздушный парк авиакомпаний «Атлант-Союз», альянса AiRUnion, ГТК «Россия», Кавминводыавиа, Оренбургских авиалиний, Саратовских авиалиний и Владивостокавиа.

Как сообщил корреспонденту «Хронографа» руководитель аналитической службы агентства «Авиа Порт» Олег Пантелеев, согласно совместному заявлению Ростехнологии, правительств Москвы и Красноярского края речь идет о формировании новой единой авиакомпании на базе активов, которые будут переданы госкорпорации в качестве имущественного взноса РФ. Однако три авиакомпании альянса (Крас-Эйр, Домодедовские авиалинии и авиакомпания «Самара») будут, по сути, закрыты. Их маршрутная сеть и часть флота достанутся авиакомпании «Атлант-Союз», которая и войдет в будущий холдинг. Контрольный пакет акций новой авиакомпании будет закреплен за возглавляемой Сергеем Чемезовым ГК «Ростехнологии», на баланс которой в соответствии с указами президента Российской Федерации передаются государственные пакеты акций ряда авиакомпаний.

Как пояснил начальник отдела имиджа и рекламы ОАО «Авиакомпания «Самара» Александр Ирдуллин, с 1 октября 2008 г. Росавиация приостановит свидетельство эксплуатанта у самарской авиакомпании. До 30 сентября борты «Самары» будут летать под своими позывными, а после 30 сентября — под позывными «Атлант-Союза». Также 100% флота авиакомпании «Самара» перейдет «Атлант-Союзу», отметил Ирдуллин.

Аналитик ИК «Финам» Юрий Зайцев говорит, что приостановление лицензии эксплуатанта осуществляется для определения юридического статуса компании, т. к. альянс AirUnion прекращает свое существование, а в новую структуру, создаваемую государством, авиакомпанию «Самара» не включают. Ранее аналитики полагали, что компанию купит кто-то из других перевозчиков или же региональные власти с целью сохранить репутацию области как авиационной столицы Поволжья выделят средства и санируют авиакомпанию, но с текущими долгами авиакомпания выглядит малопривлекательно. Задолженность авиакомпании «Самара» составляет порядка 1,2 млрд. р., включая наземное обслуживание воздушных судов в аэропорте «Курумоч» (20 млн. р.) и долги по зарплате с июля месяца. Кредиторская задолженность авиакомпании увеличилась с 972,491 млн. р. на 1 января 2008 г. до 1,140 млрд. р. на 1 июля 2008 г.

Как сообщили в пресс-службе авиакомпании «Атлант-Союз», компания частично готова взять на себя долг AiRUnion. Первоочередными задачами, стоящими перед авиакомпанией «Атлант-Союз», являются погашение задолженности по заработной плате сотрудников альянса и поддержание регулярности перевозок. В настоящий момент в ОАО «АК «Атлант-Союз» существует «отработанный механизм решения вопросов оплаты труда сотрудников авиакомпаний «Самара», «Домодедовские авиалинии», «Красноярские авиалинии», входящих в состав альянса AirUnion. Также с 4 по 30 сентября 2008 г. «Атлант-Союз» принимает на себя расходы по операционной деятельности, а именно заправке ГСМ, аэронавигационному обеспечению, обслуживанию в аэропортах, куда прилетают рейсы вышеуказанных авиакомпаний, входящих в состав альянса AirUnion. При этом доходы от проданных авиабилетов получают авиакомпании альянса.

Сейчас рассматривается возможность частичного погашения задолженности перед некоторыми банками и топливозаправочными компаниями. Переговорами с кредиторами, а также сроками погашения задолженности будут заниматься акционеры. Для решения данных задач авиакомпания «Атлант-Союз» планирует привлечь кредитные целевые средства под гарантии Ростехнологии и правительства Москвы, отметили в пресс-службе.

Вопрос о ликвидации юридического лица ОАО «Авиакомпания «Самара» пока не стоит, но он очень вероятен, считает Олег Пантелеев. У авиакомпании будут отозваны документы, и она не сможет самостоятельно летать. Соответственно, вероятно и исчезновение бренда «Авиакомпания «Самара». Аудит деятельности авиакомпаний будут проводить и Ростехнологии, и надзорные органы. Если счетная палата, прокуратура или кто-то еще найдут основания, дело может дойти и до возбуждения уголовных дел. Но пока разбираться в ситуации никто не начал — сейчас решаются более насущные вопросы.

Справка:

Авиакомпания -«Самара» с 2005 г. входила в альянс AiRUnion (Крас-Эйр, Домодедовские авиалинии, «Самара», Сибавиатранс, Омскавиа). По объему перевозок за 2007 г. (3,6 млн. человек) альянс AiRUnuion занимал третье место среди российских авиакомпаний. По итогам I квартала 2008 г. услугами авиакомпаний- — партнеров AiRUnuion воспользовались 591 тыс. пассажиров. А/к «Самара» владеет собственным парком самолетов: Ту-134А, Ту-154Б, Ту-154М, Як-42Д, Як-40 и Ил-76ТД. В 2007 г. выручка компании составила 2,2 млн. р., убыток — 59 млн. р., в I квартале 2008 г. выручка — 436 млн. р., убыток — 47 млн. р.