Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (249) | 15 сентября 2008г.
 

Осенний шопинг

АВТОВАЗ расширит мощности до 2 млн. автомобилей в год

Денис Федоров

В конце августа президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис АЛЕШИН во время Московского автосалона сообщил о принятом решении приобрести два автомобильных завода — «ИжАвто» и «Азия-Авто». Эксперты полагают, что эти сделки приведут к росту продаж АВТОВАЗа. Хотя не исключено, что АВТОВАЗ может начать после этого испытывать нехватку мощностей для выпуска силовых агрегатов, чтобы обеспечить программу выпуска автомобилей, которая может увеличиться до 2 млн. в год.

27 августа руководство ОАО «АВТОВАЗ» утвердило решение о приобретении 100% акций завода ОАО «ИжАвто», подконтрольного Группе «СОК». Как сообщили «Хронографу» в пресс-службе СОКа, сделка близка к завершению. О том же официально заявлял в своих интервью во время проведения Московского автосалона и президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин.

По мнению экспертов, приобретение завода «ИжАвто» позволит увеличить производственные мощности тольяттинского автогиганта. Не исключено и то, что Группа «СОК» продает автомобильный завод по выгодной для ВАЗа цене, т.к. АВТОВАЗ до сих пор является одним из крупнейших поставщиков автокомплектов на ИжАвто. Т. е. АВТОВАЗ имеет возможность оказывать влияние на формирование программы выпуска ИжАвто. Как следует из официальной отчетности ОАО «ИжАвто», общий объем производства завода за первое полугодие 2008 г. снизился почти на 27%.

Аналитики считают, что приобретение такого актива позволит АВТОВАЗу расширить производственные мощности, которые могут понадобиться в том числе и для организации производства моделей на платформах Renault. Хотя, как отмечают на АВТОВАЗе, в настоящее время имеется место для сборки автомобилей Renault на конвейере АВТОВАЗа.

Между тем увеличение мощностей путем приобретения ИжАвто является наиболее оптимальным способом расширения производства, поскольку ИжАвто имеет большое количество неиспользуемых мощностей. В 2007 г. ОАО «ИжАвто» произвело всего 78,8 тыс. автомобилей, тогда как мощности ижевского автозавода позволяют собирать 350 тыс. автомобилей в год. Причем конвейер ИжАвто может быть переоборудован под производство моделей АВТОВАЗа с минимальными издержками. Что касается автомобилей KIA, на которые приходилось в 2007 г. 63% производства ИжАвто, то уже в 2009 г. будет прекращена работа по проекту KIA Spectra. Об этом 28 августа в комментарии РИА «Новости» заявил генеральный директор ОАО «ИжАвто» Михаил Добындо. Во время этой беседы он также отметил: «С KIA вопросов никаких нет, у нас есть обязательства по договору... ИжАвто планирует продолжить производство автомобилей KIA до 2012 г.». Хотя президент европейского отделения KIA Кван Хоо Нам 26 августа заявлял, что в планы KIA входит выпуск на ИжАвто обновленной модели KIA Spectra с улучшенными потребительскими качествами. Одновременно с этим, ссылаясь на слова Добындо, РИА «Новости» опубликовало тезис следующего содержания: «ОАО «ИжАвто» не исключает возможности производства на своих мощностях автомобилей Renault, Nissan или Lada после завершения сделки с АВТОВАЗом». Причем вопрос о том, как отнесется руководство концерна Renault-Nissan к тому, что на мощностях будущей дочерней компании АВТОВАЗа будет продолжена сборка автомобилей компании-конкурента, пока остается открытым. В Группе «СОК» дальнейшее производство автомобилей KIA предпочли не комментировать.

Цена сделки по продаже ИжАвто не разглашается. Учитывая ориентировочные данные по производственным мощностям, аналитик отдела анализа рынка акций инвестиционного банка «КИТ Финанс» Денис Соколов полагает, что стоимость покупки ИжАвто можно оценить около S300-400 млн. Аналитики ИК «Финам» оценивают стоимость ижевского завода в S500-520 млн.

Между тем в планах ОАО «АВТОВАЗ» также значится покупка доли в казахстанском ЗАО «Азия-Авто». Покупка Азии-Авто, впрочем, как и приобретение ИжАвто, входит в стратегию АВТОВАЗа по расширению своего бизнеса. Приобретение новых площадок, несомненно, приведет к росту продаж АВТОВАЗа, считает эксперт. Тем не менее до сих пор у некоторых отраслевых аналитиков вызывает сомнение эффективность планируемых сделок. Возможно, экономически выгоднее было бы просто отказаться от производства «классики», заменив ее на сборку моделей Renault, но вряд ли нынешние акционеры АВТОВАЗа согласятся на вытеснение бренда Lada с конвейера, считает Соколов.

Кроме того, отмечает эксперт, нужно учесть, что расширение выпуска автомобилей потребует увеличения производства двигателей. Двигателестроительные мощности АВТОВАЗа загружены на 100%, а на строительство нового завода двигателей может потребоваться сумма не намного меньше той, которую АВТОВАЗ потратит на покупку сборочных заводов (ИжАвто и Азия-Авто).