Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (249) | 15 сентября 2008г.
 

На восток и на запад

АВТОВАЗ намерен войти в Казахстан и Беларусь

Денис Федоров

В октябре ОАО «АВТОВАЗ» намерено завершить сделку по покупке казахстанского ЗАО «Азия-Авто». По сообщению пресс-службы казахстанского автосборочного завода, акционеры предприятия рассматривают возможность продажи блокирующего пакета акций завода (25%+1 акция) как «возможность вхождения в стратегическое партнерство с одним из своих поставщиков — группой «АВТОВАЗ-Renault-Nissan». Между тем белорусский МАЗ также надеется увидеть в лице ОАО «АВТОВАЗ» партнера по организации собственной сборки легковых автомобилей.

С целью развития проекта сделку планируется осуществить путем дополнительной эмиссии акций и продажи ее новому акционеру. Это позволит повысить капитализацию компании и начать финансировать новый проект за счет собственных средств.

Эта сделка отвечает новому стратегическому плану развития ОАО «АВТОВАЗ» по увеличению производственных мощностей с 800 тыс. до 1,5 млн. автомобилей в год, объявленному им после приобретения его акций французским Renaul-Nissan.

Сделку будут проводить в два этапа. Сначала АВТОВАЗ купит 25% казахстанского завода, а в течение полутора лет нарастит свой пакет до контрольного. Цена сделки пока держится в секрете. Аналитики оценивают завод «Азия-Авто» в $75-80 млн.

В планах ЗАО «Азия-Авто» (г. Усть-Каменогорск, Казахстан) — освоение новых видов продукции, разработка которых только начата сейчас, увеличение рыночной доли в Казахстане и реализация продукции в близлежащих регионах Российской Федерации.

Проект рассчитан также на рынки Урала, Сибири и Дальнего Востока, где продажи АВТОВАЗа составляют около 20%. В рамках нового проекта завод планирует в срок до 2015 г. запуск собственного штамповочного, сварочного и окрасочного производств, расширение сборочных мощностей до 120 тыс. автомобилей в год.

В настоящее время Азия-Авто выпускает автомобили семи моделей трех марок: Lada 4x4 (Lada Niva), Lada 21099, Skoda Octavia Tour, Skoda Superb, Chevrolet Lacetti, Chevrolet Epica, Chevrolet Captiva. Помимо вышеуказанных активов, ОАО «АВТОВАЗ» намерено перебросить мощности и на запад. Как ранее заявлял генеральный директор Минского автомобильного завода (МАЗ) Николай Костень, его предприятие может начать сборку легковых автомобилей. По словам Костеня, МАЗ ведет переговоры с тремя компаниями — китайской, германской и ОАО «АВТОВАЗ». Партнером МАЗа станет компания с наиболее привлекательным инвестиционным планом. Мощности для выпуска легковых автомобилей начнут готовить через два-три года. На первом этапе МАЗ будет собирать 20-50 тыс. автомобилей в год, большинство из них отправят на российский рынок.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

ЗАО «Азия Авто» входит в группу компаний «Бипэк Авто». За2007 г. заводом выпущено 6311 автомобилей, в планах 2008 г. — увеличение производства на 25%. Рыночная капитализация на 26 мая 2008 г. составила $145,5 млн. Акции завода котируются на Казахстанской фондовой бирже (KASE). В январе 2003 г. Азия-Авто начало серийное производство автомобилей «Нива»: ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214. Производство этих автомобилей на усть-каменогорском заводе было сориентировано на объем 10 тыс. автомобилей в год. В августе 2006 г. Азия-Авто начало сборку Skoda Superb из машинокомплектов Skoda (принадлежит немецкому автоконцерну Volkswagen AG). Выпуск автомобилей модели Skoda (Octavia и Superb) планировалось на уровне 1,5 тыс. в год. В оборудование для производства автомобилей Skoda Superb Азия-Авто инвестировало порядка 600 млн. тенге ($4,9 млн.). В 2007 г. Азия-Авто собрало около тысячи автомобилей Lada Samara-21099 с улучшенным салоном.

ОАО «ИжАвто» — одно из ведущих автомобильных производителей России. Осуществляет промышленную сборку Kia Spectra, Kia Rio JB, внедорожники Kia Sorento ВАЗ-21043 и Иж-27175 (фургон). За 6 месяцев 2008 г. ИжАвто выпустило 32 987 автомобилей. Контрольный пакет акций компании принадлежит Группе «СОК».