Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №47 (262) | 15 декабря 2008г.
 

Монополия в подарок

РЖД отдаст сызранскую станцию пропарки цистерн в аренду

Сейдамет Абреков

13 января 2009 г. в ходе аукциона будет определена компания-арендатор для эксплуатации промывочно-пропарочной станции (ППС) ст. Сызрань-1 КбшЖД. Сызранская ППС является одной из шести станций, которые ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) выставило на аукцион. Причем две из них находятся в ведении КбшЖД — на ст. Сызрань-1 и ст. Аллагуват (Башкортостан). Все аукционы пройдут в один день в Москве. Скорее всего, победителями станет весьма ограниченный круг компаний, так или иначе приближенных к РЖД. Примечательно и то, что наличие заказа для данного вида услуг гарантировано ввиду ограниченного количества подобных станций.

ППС производит массовую комплексную подготовку цистерн к наливу нефтепродуктов, а также выполняет их текущий ремонт. ППС расположены в районах добычи углеводородного сырья, в пунктах перевалки наливных грузов с трубопроводного и водного транспорта на железнодорожный, а также территориях его масштабной переработки. Необходимость использования ППС для мойки цистерн вызвана требованиями технологии по перевозке жидких углеводородов, а также жесткими экологическими нормами.

Однако большие расстояния между ППС и небольшое их количество, скорее всего, будут способствовать тому, что тенденция к монополизации в этом секторе специализированных услуг, сопутствующих железнодорожно-транспортному бизнесу, будет сохранена. Причем даже если арендаторами каждой из станций станут неаффилированные друг с другом компании. Перевозчикам, в том числе и частным владельцам подвижных составов, фактически не остается выбора, где мыть цистерны, т.к. ППС расположены друг от друга на большой удаленности. Перевозчикам фактически экономически выгоднее пользоваться услугами ближайшей ППС, а не той, на которой выгоднее тарифы и выше качество. Тем самым структура, контролирующая ту или иную ППС, избавляет себя от необходимости вкладывать ресурсы на привлечение клиентов. ППС представляет собой предприятие, уже обеспеченное постоянным уровнем заказов. По аналогии ситуацию в бизнесе по промывке цистерн можно сравнить с диаметрально противоположной ситуацией в сфере мойки автомобилей.

Мойка цистерн — жесткое технологическое требование
Мойка цистерн — жесткое технологическое требование

Ввиду большого количества автомоек владелец автомобильной техники имеет достаточно большой выбор по цене и качеству услуг. Примечательно и то, что в открытом конкурсе по аренде на инвестиционных условиях, скорее всего, пожелает принять участие весьма ограниченный круг частных компаний. Можно предположить, что это будут так или иначе приближенные к руководству РЖД компании. Аукцион пройдет в рамках процесса реформирования РЖД, а именно -этапа по избавлению от непрофильных активов.

Стоит напомнить, что в рамках той же реформы в июне проходила продажа через торги вагоноремонтных депо, принадлежавших РЖД. В частности, тольяттинское вагоноремонтное депо теперь принадлежит ООО «ТрансГрупп-Инвест». Эта компания подконтрольна Максиму Ликсутову — бизнесмену, имеющеми крепкие контакты с высшим руководством РЖД (см. «Хронограф» №25-26 (240-241) от 23.06.08).

Нынешний открытый конкурс РЖД №566 по аренде на инвестиционных условиях имущества шести ППС проводится в соответствии с решениями правления РЖД от 18-19 декабря 2007 г. На конкурс в числе прочих будут выставлены две ППС, находящиеся в ведении КбшЖД: ст. Аллагуват (Башкортостан) и ст. Сызрань-1.

Предложения от участников будут приниматься до 12 января 2009 г. Договоры аренды имущества ППС будут заключаться на 10 лет. Инвестиционные условия аренды предусматривают обязанность будущего арендатора осуществить на ППС обновление основных фондов, реконструкцию и модернизацию инфраструктуры объекта и определяются отдельно для каждой станции. В частности, будущему арендатору ППС ст. Сызрань-1 необходимо будет в течение трех лет инвестировать в развитие станции не менее 362,3млн. р. Арендатору ППС ст. Аллагуват — не менее 342,5 млн. р. за тот же срок.

Победители конкурсов должны будут выполнить ряд условий, в частности, сохранить назначение арендуемого имущества и обеспечить трудоустройство высвобождаемых сотрудников депо с сохранением либо улучшением условий действующих трудовых договоров и коллективного договора ОАО «РЖД».

Однако произведенные арендатором улучшения арендованного имущества ППС, а также вновь созданные в рамках реализации инвестиционной программы объекты после ввода в эксплуатацию в полном объеме должны будут передаваться в собственность РЖД.

«Победителями конкурса будут признаны участники, предложившие лучшие условия», — отмечает в своем официальном заявлении пресс-служба РЖД.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт ООО УК «Финам-менеджмент»

- Выставленные на аукцион станции однозначно будут иметь загрузку. Ряд продуктов, к примеру газовый конденсат, нельзя перевозить в цистерне, если там был другой продукт. Ее надо мыть. Категорически запрещается заливать в цистерну, например, мазут после нефти, а после мазута — солярку. Естественно, условия конкурса не рассчитаны на тех, который владел, скажем, сетью булочных и решил заниматься пропарочными станциями. Скорее он рассчитан на частных перевозчиков. Однако нефтегазодобывающим компаниям конкурс будет вряд ли интересен.