Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (135) | 15 мая 2006г.
 

Проштрафились

Банки рекламируются через ФАС

Татьяна Пишкова

3 мая Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России рассмотрела дело об административном правонарушении, возбужденном в отношении ОАО ПК «АВТОВАЗБАНК». Банк был уличен в распространении ненадлежащей рекламы вклада. За последние три недели это уже третий банк, расположенный на территории Самарской области, оштрафованный ФАС. В антимонопольном ведомстве считают, что подобные нарушения являются лишь способом создания саморекламы.

Как следует из сообщения пресс-службы ФАС, банк распространил рекламу вклада, в которой содержалось указание лишь некоторых условий договора (срок вклада, процентная ставка по вкладу), но умалчивалось обо всех иных условиях. Ранее, 24 апреля, комиссия антимонопольного ведомства признала указанную рекламу нарушающей требования шестого абзаца статьи 17 Федерального закона «О рекламе». Данная статья гласит, что при производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских), страховых, инвестиционных услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, не допускается умалчивать хотя бы об одном из условий договора.

Тем самым было установлено наличие административного правонарушения. В результате рассмотрения этого дела АВТОВАЗБАНК привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 тыс. р. В самом АВТОВАЗБАНКе от комментариев отказались.

Примечательно, что тольяттинский банк был уличен в нарушении не самарским управлением ФАС, а московскими сотрудниками этой службы. Как сообщили «Хронографу» в московском ФАС, подобные административные нарушения выявляются как на основании заявлений юридических и физических лиц, так и при непосредственном участии сотрудников ФАС. В данном случае АВТОВАЗБАНК распространил рекламу своего вклада в газете не на территории Самарской области. Именно поэтому нарушение обнаружило не самарское УФАС, а московское.

За неделю до этого, 25 апреля, за аналогичные нарушения были привлечены два коммерческих банка, работающих на территории Самарской области, — ОАО АКБ «БИН» и ОАО «ИМПЭКСБАНК» (см. «Хронограф» №15 (134) от 2.05.06). Они распространяли ненадлежащую рекламу на щитах и также были оштрафованы.

Ситуация, когда банки распространяют рекламу, демонстрируя только выгодные условия, умалчивая об остальных, сама по себе не нова. Такая информация рассчитана на неквалифицированного потребителя. Однако эксперты считают, что в последнее время такая реклама призвана не столько продемонстрировать более выгодные условия, сколько привлечь к банку внимание.

Примечательно, что ни оба эти филиала, ни АВТОВАЗБАНК подобных административных нарушений на территории головного офиса не допускали. Нарушали закон они только на новых для себя территориях. Не исключено, что в данном случае распространение ненадлежащей рекламы является лишь способом заявить о себе на завоевываемых территориях.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Петр ТОРКАНОВСКИЙ, руководитель самарского управления Федеральной антимонопольной службы:

- Некоторое время назад банки активно позиционировали свои услуги, причем те параметры, которые были выгодными. Об остальном же умалчивали. В прошлом году мы собирали банковское сообщество, где ясно дали всем понять, что за нарушения закона будем штрафовать. Эти профилактические действия привели к тому, что такие нарушения рекламного законодательства были прекращены. Спустя какое-то время некоторые банки вернулись к прежней практике. В их числе были и филиалы московских банков, представленных в Тольятти. Это ИМПЭКСБАНК и БИН-банк. Они, видимо, посчитали необязательным выполнение предъявляемых требований к рекламе.

Выходя на рынок, им необходимо как-то себя обозначить. Именно для этого, на мой взгляд, и привлекают к себе внимание. Честно говоря, мне кажется, что ажиотажная реакция СМИ на эти нарушения как раз и делает им рекламу.