Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (286) | 22 июня 2009г.
 

В ожидании банкротства

АВТОВАЗ может быть разделен на несколько юрлиц

Сейдамет Абреков

16 июня в Париже состоялся совет директоров ОАО «АВТОВАЗ». Это последний совет перед общим собранием акционеров, намеченным на 25 июня. По имеющимся сведениям, на совете директоров якобы был принят ряд принципиальных решений. В частности, решение об отставке президента ОАО «АВТОВАЗ» Бориса АЛЕШИНА, а также о предстоящем банкротстве АВТОВАЗа. В качестве нового президента экспертами называется кандидатура исполнительного вице-президента АВТОВАЗа Игоря КОМАРОВА. При этом его первым замом якобы должен стать недавно вышедший на пенсию бывший старший вице-президент по производству Виталий ВИЛЬЧИК.

Не исключено, что в ближайшее время президент ОАО «АВТОВАЗ» Борис Алешин исполнит роль некого громоотвода. В качестве виновного в ситуации на АВТОВАЗе (плохие продажи, большие издержки и т.д.) он вполне может быть отправлен в отставку. По имеющимся сведениям, это произойдет после выхода Алешина из отпуска. Одним из основных претендентов на должность нового президента ОАО «АВТОВАЗ» называется исполнительный вице-президент АВТОВАЗа Игорь Комаров. При этом его первым заместителем якобы должен стать бывший старший вице-президент Виталий Вильчик. По имеющейся информации, председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Чемезов (на фото) якобы вызывал Виталия Вильчика на беседу в Москву, где предложил пост первого заместителя президента АВТОВАЗа. Якобы Вильчик согласился. На сегодняшний момент он пенсионер. Однако, как сообщают источники на предприятии, Вильчик до сих пор не освободил свой рабочий кабинет. По прогнозам, в роли пенсионера он пробудет не более двух недель и уже к 26 июня вновь может начать свою трудовую деятельность на АВТОВАЗе.

Ветеран АВТОВАЗа Юрий Целиков по поводу ухода Бориса Алешина с поста президента заявил: «Ему давно пора». Вариант с президентством Комарова и Вильчиком в качестве его первого зама Целиков не исключил. «Не исключено, что Вильчик будет у него первым замом. Вариант такой обсуждался», — сказал он.

Смена первых руководителей АВТОВАЗа связана, возможно, с предстоящим банкротством предприятия. На фоне 81,735 млрд. р. общей кредиторской задолженности (по состоянию на 31 декабря 2008 г.) банкротство ОАО «АВТОВАЗ» выглядит вполне логичным. В этом свете вполне объясним тот факт, что до сих пор не объявлено о том, что выделенные владельцу 25 % акций ОАО «АВТОВАЗ» — ГК «Ростехнологии» 25 млрд. р. в качестве средств государственной поддержки все-таки пришли на АВТОВАЗ. Скорее всего, получателем этих средств станет одно из предприятий либо несколько предприятий, выделившихся в ходе реорганизации ОАО «АВТОВАЗ». Наверняка нюансы предстоящего банкротства обсуждались 16 июня в Париже на совете директоров ОАО «АВТОВАЗ». Юрий Целиков по этому поводу заявил следующее: «Конечно, они к этому готовят. Идет планомерная работа по реорганизации. Потому что такая численность (работников. — Прим. авт.) на АВТОВАЗе не нужна, надо сократить минимум на треть численность работающих. Другим путем это сделать нельзя. Через банкротство это все будет законно». В рамках этой работы не исключается вариант передачи АВТОВАЗом металлургического производства за долги одному из своих основных поставщиков металла -ОАО «Магнитогорский металлургический завод». Производственные мощности по сборке LADA Kalina вполне могут отойти Renault.

Стоит напомнить, что несколько лет назад под руководством нынешнего генерального директора ОАО «КамАЗ» Сергея Когогина предприятие прошло аналогичную реорганизацию, в результате КамАЗ стал представлять из себя группу предприятий. Этот опыт может быть использован на АВТОВАЗе.

Банкротство автомобильных предприятий в период кризиса вполне естественное явление. Так, на прошлой неделе стало известно о том, что итальянский Fiat SpA завершил сделку по приобретению активов американского Chrysler LLC, признанного банкротом в начале мая 2009 г. На сегодня уже принято решение о запуске ранее закрытых семи сборочных предприятий Chrysler LLC.

Вариант с банкротством ОАО «АВТОВАЗ» поможет предприятию очиститься от долгов. Вероятно, процедура банкротства пройдет на фоне непрекращающегося процесса производств автомобилей. Видимо, Виталию Вильчику как раз придется руководить производством в переходный период. Однако наличие на сегодняшний момент около 85 тыс. непроданных товарных автомобилей LADA вполне может позволить остановить главный конвейер АВТОВАЗа на 1,5-2 месяца.

Важно отметить, что одним из лучших специалистов по банкротству крупных производственных предприятий Самарской обл. без остановки их производств, возможно, является председатель правления ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) Владимир Аветисян. В свое время он провел процедуру банкротства ОАО «Синтезкаучук», ОАО «Куйбышеворгсинтез» и ОАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания», практически не останавливая при этом производства. При этом формально процедуру банкротства АВТОВАЗа Аветисян может передать доверенному лицу. Хотя, по мнению Юрия Целикова, процедуру банкротства может провести ГК «Тройка Диалог». «Рубен Варданян в этих делах специалист. Ну и еще кого-нибудь привлекут. Но Варданян обязательно войдет в команду, связанную с банкротством», — считает Целиков. По версии экспертов «Хронографа», именно Варданян привлек Аветисяна к работе с АВТОВАЗом.

Между тем случившаяся 12 июня в Самаре провокация, которая могла быть направлена именно против планов по назначению Аветисяна на ключевую позицию в ОАО «АВТОВАЗ», вполне способна достичь поставленной цели.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.