Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №33 (297) | 5 октября 2009г.
 

Выгодные «Автокомпоненты»

Аветисян опять помог Газбанку заработать

Сейдамет Абреков, Денис Федоров

28 сентября ОАО «Димитровградский автоагрегатный завод» (ДААЗ) раскрыло информацию о том, что единственный акционер компании -ООО «Промышленный холдинг «Автокомпоненты» — одобрил дополнительное соглашение к договору поручительства между ОАО «ДААЗ» и ЗАО АКБ «Газбанк». ДААЗ поручился за «Автокомпоненты» при заключении кредитного договора с Газбанком на 50 млн. р. под 22% годовых. На фоне выгодных условий для Газбанка сам ДААЗ вынужден задумываться о том, за счет чего ему придется возвращать деньги кредиторам. Не исключено, что это стало возможным благодаря влиянию члена совета директоров Газбанка Владимиру АВЕТИСЯНУ (на фото).

Газбанковские 22%

25 сентября на внеочередном собрании акционеров ОАО «ДААЗ» был вынесен только один вопрос — заключение дополнительного соглашения к договору поручительства №5010п от 30 декабря 2008 г. между ОАО «ДААЗ» и ЗАО АКБ «Газбанк». Данная сделка является сделкой с заинтересованностью. Председатель правления ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ) (управляющей организации ОАО «ДААЗ») Владимир Аветисян и член совета директоров ОАО «ОАТ» Юрий Макушин -действующие члены совета директоров Газбанка. Единственным акционером ДААЗ является ООО «ПХ «Автокомпоненты», подконтрольное государственной корпорации (ГК) «Ростехнологии». Руководителем ООО «ПХ «Автокомпоненты» является Венде Франк Детлеф. Между холдингом «Автокомпоненты» и Газбанком был заключен кредитный договор. Поручителем «Автокомпонентов» выступил ДАA3. Подписание дополнительного соглашения №6 к вышеназванному договору поручительства было одобрено единственным акционером ОАО «ДААЗ» -ООО «ПХ «Автокомпоненты». «Общая сумма предоставляемых кредитных средств (лимит выдачи кредита) — не более 50 млн. р. за весь период кредитования. Окончательный срок возврата кредита — не позднее 17 декабря 2009 г. Проценты за весь срок фактического пользования кредитом в размере 22% годовых», — сообщил ДААЗ. По сути, ДААЗ и его дочерние предприятия димитровградского куста — это основной актив холдинга «Автокомпоненты», который был передан в управление ОАО «OAT». ОАТ управляет ДААЗом со 2 февраля 2009 г. Таким образом, дружественный Аветисяну Газбанк получил возможность неплохо заработать на процентах.

Причем это далеко не первый случай, когда Газбанк благодаря своему крупному акционеру Владимиру Аветисяну получает выгодного заемщика. Например, 15 декабря 2008 г. ОАО «Самарагаз» провело открытый аукцион по определению кредитной организации (банка) для предоставления возобновляемой кредитной линии. Предпочтение было отдано Газбанку, который предложил открыть для ОАО «Самарагаз» кредитную линию с лимитом 2 млрд. р. сроком на два года под 25% годовых. ОАО «Самарагаз» является подконтрольным структурам, близким Аветисяну (см. «Хронограф» №1 (265) от 19.01.09).

Сбербанковские 16%

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов оценил кредит Газбанка как невыгодный для ДААЗа: «Ставка высокая, возможно, она объясняется тем, что ДААЗ относится к автопрому, а это одна из самых пострадавших от кризиса отраслей, которая пока не восстанавливается, а значит, банк несет большие риски, поэтому ставка повышенная».

В департаменте корпоративной PR-политики и маркетинга ЗАО АКБ «Газбанк» корреспонденту «Хронографа» не стали комментировать сделку, сославшись на «банковскую тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов».

Между тем сам ДААЗ, выступая поручителем в сделке, где кредитодателем является Газбанк, вынужден задумываться о возврате средств своим другим кредиторам, в частности, ОАО «Сбербанк РФ». На внеочередном собрании акционеров ОАО «ДААЗ», состоявшемся 24 сентября (за день до одобрения сделки с Газбанком) было одобрено заключение договора ипотеки между ОАО «ДААЗ» и ОАО «Сбербанк РФ».

В конце 2008 г. ОАО «ДААЗ» подписало ряд кредитных договоров со Сбербанком, в дополнение к которым позже был заключен договор ипотеки. В частности, это договоры №2649 (заключен 13 ноября 2008 г., сумма- 99,040 млн. р., срок возврата — 12 ноября 2009 г., процентная ставка — 16% годовых); №2651 (заключен 17 ноября 2008 г., сумма — 113,92 млн. р., срок возврата — 16 ноября 2009 г., процентная ставка — 16 % годовых); №2710 (заключен 27 апреля 2009 г., сумма -126,69 млн. р., срок возврата- 26 апреля 2010 г., процентная ставка -17,5 % годовых).

Предметом залога при подписании перечисленных выше договоров со Сбербанком стали объекты недвижимости. В частности, доля 67% в праве общей долевой собственности на здание механосборочного корпуса №9 (общей площадью 15,5 га) и право аренды земельного участка сроком до 1 января 2014 г. (площадь 16 га). Залоговая стоимость доли в здании цехового корпуса была оценена в 227,6 млн. р. Однако залоговая стоимость права аренды земельного участка оказалась нулевой. Таким образом, общая залоговая стоимость имущества по трем кредитным договорам со Сбербанком оказалась значительно ниже общей суммы предоставленных кредитов.

Время возвращать долги

Уже в ноябре у ДААЗа заканчивается срок по трем кредитным договорам со Сбербанком на общую сумму почти 340 млн. р. И это без учета процентов. Сомнительно, что ДААЗ сумеет изыскать эти деньги. Скорее всего, в сентябре начались поиски вариантов продления обязательств или частичного перекредитования. В связи с этим в скором времени стоит ожидать выкупа земли, которую ОАО «ДААЗ» в данный момент арендует. Вероятно, выкуп будет происходить по льготной ставке и с учетом кадастровой стоимости. После чего эта земля пополнит залоговое имущество в договорах между ДААЗом и Сбербанком, но уже, скорее всего, с учетом рыночной цены. «В случае оформления залогодателем (ОАО «ДААЗ». – Прим. Авт.) права собственности/аренды на земельный участок, на котором находится предмет залога, ипотека, установленная договором, распространяется на приобретенный в собственность земельный участок либо право аренды земельного участка», — говорилось в сообщении ДААЗа. Стоит отметить, что недвижимость и производственное оборудование ДААЗа находятся в залоге у Сбербанка с 30 июля 2009 г. по 29 апреля 2010 г.

Аналитики считают, что причин сделки с Газбанком могло быть несколько. «Кредит мог потребоваться для пополнения оборотных средств предприятия, или, возможно, это было перекредитование, т. е. нужно было возвратить предыдущий кредит, или причиной могла стать необходимость рассчитаться с поставщиками завода или погасить задолженность перед налоговыми службами», — предположил Дмитрий Баранов.

Комментарии

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

- Сегодняшнее положение на ДААЗе остается непростым. Завод стоял две недели в августе, потому что останавливался его главный заказчик — АВТОВАЗ. По некоторым данным, сотрудникам на заводе платили за фактическое отработанное время, вынужденные простои не оплачивались. Не очень пока спасают и поставки продукции на вторичный рынок. Местные власти пытаются помочь заводу, рассматривая возможность размещения на нем заказов от местных предприятий и частичного перепрофилирования завода. Положение усугубляет и то, что АВТОВАЗ заявил о намерении резко снизить долю комплектующих российского производства, потому что его не удовлетворяет их качество. Если это будет реализовано, то заводу станет еще тяжелее, хотя и не ему одному. Но трудовому коллективу от этого не легче.