Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (300) | 26 октября 2009г.
 

Выжмут последнее

Тольяттинская мэрия готовит антисоциальный бюджет

Михаил Куракин

С наступлением кризиса в кругах тольяттинских чиновников стало модно говорить о социальной ориентированности бюджета. Например, 22 октября в ходе презентации проекта бюджета 2010 г. руководитель департамента финансов мэрии г. Тольятти Григорий ГИЛЬГУЛИН заявил, что все социальные гарантии в новом бюджете будут сохранены. Однако такую трактовку можно назвать лукавством. Речь ведется лишь о расходной части бюджета. Доходную часть, отраженную в проекте бюджета на 2010 г., едва ли можно назвать элементом социальной направленности тольяттинских чиновников.

Скорее всего, тольяттинские чиновники поставили перед собой задачу увеличить в 2010 г. налоговую нагрузку на население города. Это касается налога на имущество физических лиц (НИФЛ). В проекте бюджета на 2010 г. по НИФЛ более чем в два раза увеличен план по сравнению с бюджетом 2009 г. И это притом, что проект бюджета на 2009 г. разрабатывался осенью 2008 г., когда о кризисе еще мало кто думал. Все это чиновники предпочли сегодня не предавать огласке.

Сопоставление ряда муниципальных документов позволяет сделать достаточно любопытные выводы. Так, согласно проекту бюджета на 2009 г., в части доходов бюджета г. Тольятти на 2009 г. и плановый период 2010 и

2011 гг. тольяттинские чиновники в 2009 г. намеревались получить по отчислениям с НИФЛ 48,4 млн. р., в 2010 г. — 53,2 млн.р., в 2011г.-58,5 млн.р.

Согласно аналогичному документу, который был рассмотрен 22 октября на коллегии мэрии, рисуется абсолютно другая картина. По НИФЛ в 2010 г. планируется собрать в бюджет уже 124 млн. р., в 2011 г. -166 млн. р., а это уже в разы больше, чем план на 2009 г.

Если взять ожидаемые прогнозы по сбору до конца 2009 г. и проект доходной части бюджета на 2010 г., можно сделать вывод, что объем отчислений в доходную часть от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в обоих случаях одинаков — 2, 779 млрд. р. Т.е. по данному параметру за основу при планировании бюджетана2010 г. почему-то предпочли взять вовсе не показатели социально- экономического прогноза, а ожидаемый результат исполнения по 2009 г. Хотя если говорить об ожидаемых поступлениях от НДФЛ, то грамотнее было бы снизить прогнозный уровень по данному источнику доходов. Основанием для такой трактовки служит тот факт, что в 2010 г. Тольятти ожидает волна достаточно сильных потрясений — могут быть продолжены высвобождения персонала на крупнейших предприятиях города. Однако на этом фоне чиновники не нашли ничего лучше, как увеличить планы по сбору НИФЛ с уже почти неплатежеспособного населения. При этом все прекрасно понимают, что в будущем году продолжатся рост коммунальных платежей и снижение доходов населения.

Между тем в 2010 г. мэрия предпочла себя не утруждать дополнительной работой по увеличению качества администрирования неналоговых источников поступления в бюджет.

В бюджете 2009 г. в графе «Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества» было заложено 840 млн. р. В свою очередь доход от продажи земли в этот период составил ИЗ млн. р. До конца года планируется, что эти цифры будут равны 774 млн. р. и ИЗ млн. р. соответственно. В данном случае не совсем понятно, почему мэрия не использовала все рычаги для того, чтобы по аренде имущества довести собираемость хотя бы до планового показателя.

Что касается продажи земли, то этот ресурс неналоговых поступлений мог бы заменить собой падение собираемости по НДФЛ. Если бы мэрия планировала максимально использовать этот ресурс, то уже в этом году были бы проведены все подготовительные работы. В 2010 г. заложенная сумма доходов от продажи земельных участков уже значительно ниже — лишь 79 млн. р. От аренды муниципального имущества в 2010 г. также планируется получить меньше, чем в 2009 г., — всего 820 млн. р.

Странно и то, что, полагаясь на увеличение объема поступлений по отчислениям от НИФЛ, мэрия никоим образом не может влиять на администрирование этого налога. Это в компетенции налоговых органов. Однако земля и имущество в полной власти чиновников. Руководство мэрии предпочло в условиях разгара кризиса сделать ставку на то, что ему неподконтрольно и вдобавок еще антисоциально.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.