Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (300) | 26 октября 2009г.
 

«Курумочу» ближе Воронеж

В новой авиакомпании не найдется места для самарских самолетов

Илья Казаков

19 октября генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» Леонид ШВАРЦ (на фото) сообщил, что технико-экономическое обоснование для создания региональной авиакомпании готово и можно приступать к ее регистрации. Примечательно, что в новой самарской авиакомпании, создаваемой на деньги областного бюджета, не планируют закупать самолеты самарского завода ОАО «Авиакор — авиационный завод» и таким образом влиять на состояние дел находящегося в затяжном кризисе «Авиакора».

Идею создания новой авиакомпании в областном правительстве стали обсуждать после банкротства альянса AirUnion вместе с входящим в него ОАО «Авиакомпания «Самара». Из 45 млрд. р. долга альянса около 8 млрд. оказалось на счету «Самары». Тем не менее в прежние годы на самолетах «Самары» выполнялась 50% авиаперевозок из международного аэропорта «Курумоч», и неудивительно, что аэропорт крайне заинтересован в появлении у себя нового базового перевозчика.

В 2008 г. на деньги областного правительства немецкая консалтинговая компания Lufthansa Consulting GmbH совместно с Министерством транспорта, связи и дорог Самарской обл. приступила к разработке технико-экономического обоснования проекта развития региональных и местных авиаперевозок на базе самарского аэропорта. Первой проблемой стал авиапарк новой авиакомпании. Ранее министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской обл. Валерий Матвеев сообщал, что предпочтение при создании парка компании будет отдаваться отечественной технике. Но при распродаже «Самары» на торги фактически не был выставлен имущественный комплекс: не было летного поля, не было ангаров и зданий вообще. Зато в первую очередь продали три самолета Ту-154 и шесть самолетов Ту-134, т.е. весь авиапарк компании.

Впрочем, в Самаре продолжает еще функционировать ОАО «Авиакор — авиационный завод», входящее в холдинг «Русские машины» Олега Дерипаски. По мнению экспертов, купив самолеты у самарского завода, правительство решило бы задачи обеспечения самарской авиакомпании самолетами и самарский авиазавод заказами на годы вперед.

В ОАО «Авиакор — авиационный завод» ранее даже подтвердили, что на МАКС-2009 аэропорт «Курумоч» и «Авиакор» уже подписали протоколы о предварительных намерениях на поставку пяти самолетов Ан-140-100 самарского завода по цене 485 млн. р. за машину. Впрочем, на последней пресс-конференции Леонид Шварц сказал, что «первоначально планировалось закупить два типа самолетов, но мы сейчас решили, что один тип лучше, так будет проще. Скорее всего, это будет российский Ан-148-100Е, эти самолеты выпускает воронежский авиазавод».

Это решение может стать серьезным ударом по находящемуся в затяжном кризисе «Авиакору». Компания уже длительное время пытается войти в Объединенную авиастроительную корпорацию, что подразумевает загрузку заказами и федеральное финансирование. Но пока ей остается выживать лишь за счет отдельных заказов. Пренебрежение самарским заводом выглядит странным с учетом договоренностей во время МАКС-2009, где, по словам генерального директора ОАО «Авиакор — авиационный завод» Алексея Гусева, «предприятие выступило очень достойно».

Интерес к самарскому авиастроению почему-то проявили власти Амурской обл. и Красноярского края, но не Самарской губернии. Впрочем, едва ли воронежский авиазавод «Полет» выиграл конкурентную борьбу. Другим компромиссным решением, вместо заключения предварительных контрактов в Самаре и Воронеже, может стать лизинг иностранных судов, как еще в стадии планирования предлагали в Lufthansa.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Алексей ГУСЕВ, генеральный директор ОАО «Авиакор -авиационный завод»

- На МАКС-2009 было подписано соглашение о поставке пяти самолетов Ан-140. На постройку этого количества для региональной авиакомпании потребуется около двух лет при условии своевременного финансирования. Сколько на это уйдет в Воронеже, я комментировать не буду.

Леонид ШВАРЦ, генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Курумоч»

- Какие самолеты будет использовать авиакомпания?

- Рассматривается несколько вариантов. До конца 2009 г. будет принято решение о закупке самолетов. Первоначально планировалось закупить два типа, но мы сейчас решили, что один тип лучше, так будет проще. Скорее всего, это будет российский АН-148-100Е. Эти самолеты выпускает воронежский авиазавод. Их дальность полета — 5200 км, скорость — 800 км/ч, число мест — от 68 до 85 кресел в зависимости от модификации.

- Почему не будут закупать самарские самолеты?

- Какие самарские самолеты? Да, есть договоренность с заводом «Авиакор», что они временно будут обслуживать у себя российские самолеты. Временно, пока мы не запустим собственный центр технического обслуживания.