Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (300) | 26 октября 2009г.
 

Город одного завода

Чиновникам тольяттинской мэрии выгодно быть заложниками мифов об АВТОВАЗе

Павел Соколов

Такие результаты, которые тольяттинские компании показали по итогам 2008 г., увидеть можно будет нескоро. Несмотря на то что практически все предприятия уже в IV кв. 2008 г. испытали на себе влияние кризиса, наиболее впечатляюще выглядело ОАО «АВТОВАЗ» с убытком 6,68 млрд. р. Хотя еще годом ранее оно имело прибыль 3,95 млрд. р. Причина такого провала лежит на поверхности.

В конце прошлого года практически встали продажи автомобилей. 2009 г. АВТОВАЗ встретил с более чем 90 тыс. непроданных автомобилей. Это около 25 млрд. р., выведенных из оборота. Причем вслед за АВТОВАЗом работать в долг были вынуждены все производители автокомпонентов. В условиях мощнейшего кризиса ликвидности назвать это иначе как полным отсутствием здравой логики очень сложно. Подтверждением стало решение руководства всех остальных производств, не связанных с АВТОВАЗом, о сокращении объемов выпуска продукции в IV кв. 2008 г. В результате им удалось не только сохранить оборотный капитал, но и завершить год без убытков. Сложно себе представить, что было бы с городом, если бы руководство тольяттинских химических гигантов по примеру АВТОВАЗа весь IV кв. 2008 г. продолжало бы работать прежними темпами, делая вид, что кризис им нипочем. Из пятидесяти крупнейших тольяттинских предприятий участь АВТОВАЗа в плане получения колоссальных убытков повторило только ООО «Тольяттикаучук». Ив этом нет ничего удивительного: обе компании являются подконтрольными госструктурам. Следовательно, топ-менеджменту компаний в таком случае важен не столько объем прибыли, сколько процесс освоения оборотных средств. А стремление к получению роста прибыли характерно лишь для акционеров.

Между тем от того, с какими показателями крупнейшие компании Тольятти встретили 2009 г., серьезно зависело функционирование бюджетной сферы в течение наступившего года. По сути, 2009 г. для исполнения бюджета Тольятти прошел по инерции. Однако системные недоработки администраций предыдущих лет начали напоминать о себе уже летом.

Главная проблема для тольяттинского бюджета вовсе не в том, что экономику города по традиции считают моноструктурной и очень зависимой от АВТОВАЗа. Уязвимость городского бюджета в том, что он максимально зависим от налоговых поступлений, основу которых составляет НДФЛ. Причем качество администрирования этого налога практически никак не зависит от качества работы чиновников мэрии. В доходной части проекта бюджета Тольятти на 2009 г. доля НДФЛ закладывалась на уровне 62,3% (4,35 млрд. р.). По последним прогнозам мэрии, к концу 2009 г. удастся собрать лишь 2,7 млрд. р. Отклонение от плана в сторону снижения составит почти 37%.

Именно от этих уровней в мэрии намерены планировать поступления в бюджет будущего года от НДФЛ. Соответственно, и долю этому виду поступлений закладывают несколько скромнее — всего 54% от общего объема доходной части.

Другой уязвимой стороной бюджетной политики муниципалитета можно считать то, что чиновники функционируют в условиях мифа о том, что существенная часть тольяттинцев трудится на АВТОВАЗе. Неспособность финансистов мэрии работать над проектированием бюджета на будущий год без точных опорных данных АВТОВАЗа по фонду заработной платы на следующий год подтверждает это. Хотя до недавнего времени из 474 тыс. трудоспособного населения Тольятти на ВАЗе было трудоустроено только около 100 тыс. человек (21%).

Куда больше от действий мэрии зависит рост объемов по налогу на землю и ЕНВД (единый налог на вмененный доход). В первом случае объем отчислений увеличится, если мэрия будет активно продавать земельные участки, стимулируя к этому бизнес. Во втором случае — путем создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг и торговли.

Однако благодаря активной работе налоговых органов у налоговых источников поступлений в бюджет на данный момент потенциал собираемости максимально приближен к 100%, и без создания условий для появления новых налогоплательщиков здесь роста не достичь.

Но в условиях кризиса этим заниматься уже поздно. Поэтому сегодня город вынужден пожинать плоды крайне нерадушного отношения чиновников прежних администраций мэрии Тольятти по отношению к иногородним инвесторам, которым так и не суждено было создать здесь свои производства.

При всем при этом именно от качества работы чиновников тольяттинской мэрии напрямую зависит объем поступлений средств в бюджет из неналоговых источников. Это доходы от использования муниципального имущества, продажи имущества и земельных участков. Потенциал этих источников даже в лучшие годы был далек до своего полного раскрытия. В этом есть определенная логика. Реализуя имущество ниже рыночной стоимости, чиновник всегда оставляет возможность для получения личной выгоды. Выправить ситуацию здесь может только наличие жесткой административной воли. Тем более что в собственности города, помимо большого количества объектов недвижимости, еще имеется достаточное количество очень привлекательных земельных участков. В Центральном р-не это, например, территория т. н. «Поля чудес», стадиона «Труд», нечетной стороны ул. Баныкина и ул. Лесной, Портпоселка. В Автозаводском р-не это Прибрежный парк, территория между ул. Юбилейной и Революционной почти на всем их протяжении. В Комсомольском р-не — территория набережной. И это далеко не все.

Однако маловероятно, что в будущем году что-то изменится. Массовой распродажи земли не будет хотя бы потому, что предварительной работы для этих целей в текущем году практически не велось. Мэрия занималась другим — готовилась к кризису, чиновники делали вид, что думают, как занять высвобождающихся с АВТОВАЗа работников. На второй план ушла масса других не менее актуальных вопросов.

Возвращаясь к анализу показателей тольяттинских компаний в 2008 г., нельзя обойти вниманием группу организаций, занимающихся финансовой деятельностью. Среди компаний с оборотом от 3 млрд. р. таковых более 15. Причем это не банковские организации, а скорее финансово- посреднические структуры.

Другой важной деталью этого рейтинга является то, что список 50 крупнейших компаний Тольятти обрывается на показателе годового оборота объемом 1,52 млрд. р.