Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (317) | 9 марта 2010г.
 

Выбрали своих

АВТОВАЗ решил подзаработать на утилизации

Сейдамет Абреков

8 марта стартовала государственная программа по утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств. Она призвана стимулировать продажи новых автомобилей, произведенных на территории РФ. От реализации программы прежде всего должно выиграть ОАО «АВТОВАЗ». Принципы, по которым произошел отбор участвующих в программе дилеров, позволяют говорить, что это начало формирования основ новой сбытовой сети АВТОВАЗа. Не вошедшие в нее компании рискуют потерять возможность удержаться в бизнесе.

2 марта Министерством промышленности и торговли РФ был сформировал перечень дилеров и утилизаторов, участвующих в программе. В перечень дилеров входит 1569 торговых организаций из 74 регионов РФ, в перечень утилизаторов -153 организации из 49 регионов РФ. Программа пока будет внедрена в качестве эксперимента. За сдачу вышедшего из эксплуатации автомобиля его владелец получит сертификат на 50 тыс. р.

На территории Самарской обл. пока действуют пять компаний, которые будут заниматься утилизации. Это ООО «Акрон Плюс», ООО «Вторчермет НЛМК Поволжье», ОАО «Самаравтормет», ЗАО «Экотраст» и ОАО «АВТОВАЗ». Первые четыре — самарские.

В список дилеров попали компании, торгующие иномарками, произведенными в РФ, и дилеры отечественных производителей. «Дилеры, желающие принять участие в программе утилизации автомобилей, для включения в список должны обратиться непосредственно к производителю автотранспортных средств», — информировал сайт Минпромторга РФ. В Самарской обл. по программе будут работать всего семь вазовских дилеров. В Сызрани это ЗАО «Сызранское СТО». В Самаре -ОАО «Самара-Лада» и ООО «Гэмбл». В Тольятти — ЗАО «Центральное СТО», ЗАО «СТО Комсомольское», ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» и ОАО «Лада Спецоборудование».

Учредителями ООО «Гэмбл» являются Татьяна Бочкарева (36,75% долей), Евгения Бочкарева (12,25%) и Вячеслав Малеев (51%). Вячеслав Малеев контролирует деятельность ГК «Автоком». Автоком связан с АВТОВАЗом по линии поставок автокомпонентов. 100 % ЗАО «Сызранское СТО» владеет ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ». 51% акций в ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» принадлежит ОАО «Лада-Сервис» (стопроцентная «дочка» АВТОВАЗа), 1% принадлежит ЗАО «Восток-Лада», оставшиеся 48% распределены между 1351 гражданином РФ. 53,95% акций ЗАО «Центральное СТО» принадлежит АВТОВАЗу, 43,05% контролирует ООО «AM Компани». «AM Компани» подконтрольна депутату Тольяттинской городской думы (ТГД) Александру Довгомеле. 79,03% акций в ЗАО «СТО Комсомольское» принадлежит АВТОВАЗу. По 6,45% — у Екатерины Караченцевой и Анатолия Сорокина, 8,07% — у Петра Караченцева. 51% акций ОАО «Лада Спецоборудование» контролирует АВТОВАЗ, оставшиеся 49% — у 55 граждан РФ. 70,83% акций ОАО «Самара-Лада» принадлежит ОАО «Лада-Сервис», оставшиеся 29,17% — у 450 граждан РФ. «Лада Спецоборудование» и «Самара-Лада» находятся в оперативном управлении у Группы «СОК».

Таким образом, на территории Самарской обл. продажей вазовских автомобилей будут заниматься компании, формально контролируемые АВТОВАЗом. Владелец одной из вазовских дилерских фирм на условиях анонимности по поводу всего этого заявил: «Условий нам не показывали, документов не видели. Видимо, заводу так удобно работать. Такой порядок уже в течение нескольких лет идет, когда одним 100 машин дают, а другим — 10 тыс. Такой топ-менеджмент на заводе. Они по-тихому все решили». Представители компаний, участвующих в программе, настроены более оптимистично. «Самое главное, чтобы это было эффективно для розничного рынка. Я думаю, это будет эффективно. Любые дополнительные продажи — это хорошо», — считает первый вице-президент Группы «СОК» Юрий Амелин.

Продажи автомобилей по программе утилизации у дилеров, вошедших в перечень участников, могут создать отток покупателей у других дилеров. Более того, 5 марта вице-президент по продажам и маркетингу ОАО «АВТОВАЗ» Максим Нагайцев сообщил: «Те клиенты, которые сдадут старый автомобиль и купят новый в том же дилерском центре АВТОВАЗа, не будут сами оплачивать утилизацию старой машины». Плата за утилизацию составляет 3 тыс. р. В непростых и без того условиях такое развитие событий придаст некоторым дилерским компаниям дополнительное ускорение к банкротству.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Максим НАГАЙЦЕВ, вице-президент по продажам и маркетингу ОАО «АВТОВАЗ»

- Насколько АВТОВАЗ планирует увеличить продажи за счет программы по утилизации автомобилей?

- Прогнозы строить сложно, сегодняшнее состояние рынка непредсказуемо. В целом мы готовимся к тому, чтобы быть способными продать по программе 100 тыс. автомобилей в течение действия программы утилизации. При условии сохранения спроса и продаж на прежнем уровне. Наша сеть к этому готова. Мы отобрали 140 дилеров. Как правило, это дилеры первой-второй категории. Т.е. те, кто в нормальной ситуации в состоянии продать за год 300 тыс. автомобилей. Сейчас уже около 30 тыс. людей записались на покупку автомобилей LADA по госпрограмме утилизации.

- На территории Самарской обл. для участия в программе отобрано семь дилеров. В той или иной степени они зависимы от АВТОВАЗа. С чем связан выбор в пользу именно этих компаний?

- В Тольятти находится свыше 20 дилеров. Как я уже отметил, отбирали дилеров первой-второй категорий. Да, есть зависимые и независимые дилеры. Да, в Тольятти картина не отражает российских реалий целиком. Многие из 20 тольяттинских дилеров торгуют не на тольяттинский регион, а больше половины машин вывозят из региона, тем самым поддерживают серых дилеров. Поэтому сегодня, работая по госпрограмме утилизации, мы стараемся сотрудничать с теми, кто отвечает требованиям готовности, площадок, объемов продаж, коммуникации, в т.ч. с АВТОВАЗом, и лояльности.