Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (317) | 9 марта 2010г.
 

Добрались до институтов

Тольяттиазот отказался оплачивать научные изыскания

Михаил Куракин

В последней декаде февраля была поставлена точка в споре между ОАО «Научно-исследовательский и проектный институт карбамида и продуктов органического синтеза» (НИИК) и ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ). На ТоАЗе пытались не выплатить НИИК средства по договору. Дело дошло до кассационной инстанции. В результате решение Арбитражного суда Самарской обл. осталось в силе, а ТоАЗ в очередной раз остался в должниках. Наблюдатели сходятся во мнении, что решение об обострении конфликта с НИИК, скорее всего, было принято лично владельцем ТоАЗа Владимиром МАХЛАЕМ. Причина, по которой в отношении института, разработавшего для ТоАЗа ряд крупных проектов, были приняты столь жесткие меры, до сих пор остается загадкой.

4 сентября 2008 г. НИИ карбамида обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с исковым заявлением к ТоАЗу о взыскании стоимости фактически выполненных проектных работ. По заданию ТоАЗа оно осуществляло разработку технико- экономического обоснования на техническое перевооружение производства карбамида с организацией производства меламина мощностью 30 000 т/год на промплощадке ТоАЗа. Не выплаченная ТоАЗом сумма превысила 86 млн р.

В ходе заседания представители ТоАЗа ссылались на ненадлежащее исполнение истцом договорных обязательств, что якобы выразилось в нарушении сроков выполнения работ, ненадлежащем качестве результата выполненных работ. Именно это, по мнению представителей ТоАЗа, повлекло отказ от принятия исполнения по договору. Процесс шел достаточно долго. 25 августа 2009 г. Арбитражный суд Самарской обл. принял решение требования НИИК удовлетворить частично, оставив истцу причитающуюся по договору сумму без учета процентов — 82 млн р.

Представители ТоАЗа решили обжаловать это решение. Однако уже 6 ноября 2009 г. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд постановил оставить решение суда первой инстанции в силе. 11 декабря 2009 г. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань) принял к производству кассационную жалобу ТоАЗа на решение Арбитражного суда Самарской обл. и постановление апелляционного суда. Одновременно с подачей кассационной жалобы тоазовцы обратились с ходатайством о приостановлении исполнения решения суда первой инстанции, предоставив при этом банковскую гарантию №1806 от 24 ноября 2009 г. Определением кассационной инстанции по этому ходатайству исполнение решения суда первой инстанции было приостановлено, а следующее заседание было назначено на 19 января 2010 г. В этот день суд кассационной инстанции постановил решение Арбитражного суда Самарской обл. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения. В последней декаде февраля дело было возвращено в суд первой инстанции.

Параллельно с началом судебных разбирательств на ТоАЗе начались аппаратные интриги за влияние над происходящими в Тольятти процессами и приближенность к первому лицу предприятия — Владимиру Махлаю. Сегодня при прежних должностях и влиянии остались лишь два топ-менеджера ТоАЗа: директор по кадрам, труду и социальной политике Сергей Корушев и находившийся до определенного момента под его покровительством начальник отдела внешних связей Сергей Титов. Многим другим пришлось распрощаться как со своими должностями, так и с самим ТоАЗом.

30 октября 2008 г. на очередном заседании в ходе телемоста президент ТоАЗа Владимир Махлай, обсуждая строительство в г. Шексне нового производства карбамидо- формальдегидного концентрата (КФК), заявил об отставке начальника отдела разработки новых технологий (ОРНТ) Сергея Афанасьева.

Практически на следующий день кабинет Афанасьева был опечатан. Наблюдатели отмечают, что опечатывание кабинетов на ТоАЗе практикуется лишь в случае увольнения сотрудников. Скорее всего, основной конфликт возник на почве строительства КФК. Махлай якобы остался недоволен проделанной Афанасьевым работой. Многим на тот момент казалось, что именно строительство КФК стало причиной разлада между Махлаем и Афанасьевым. Однако это не совсем так. Это было лишь последней каплей.

При разработке проекта производства меламина и модернизации производства карбамида на промплощадке ТоАЗа НИИК якобы сообщил руководству тольяттинского химпредприятия, что изначально выделенных средств недостаточно. От ТоАЗа эту работу с НИИК курировал Сергей Афанасьев. Летом 2008 г., по словам наблюдателей, Владимир Махлай весьма неоднозначно повел себя в отношении Афанасьева. И если информация верна, то именно Махлаю принадлежали слова, в результате которых НИИК мог недополучить средства по договору за разработку проектов. Несмотря на это, Афанасьев остался на своем месте, хоть и с почти сокращенным отделом. Наблюдатели полагают, что существенная часть рационализаторских предложений, подготовленных на ТоАЗе, за часть из которых Владимир Махлай получал премии разного уровня, были подготовлены в соавторстве с Афанасьевым.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.