Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (355) | 24 января 2011г.
 

Виктор Сажнев:

Основными проблемами города являются несанкционированные свалки

Михаил Куракин

В конце минувшего года часть функций и полномочий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростех-надзор) была передана в ведение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Одновременно с этим в федеральных органах произошло сокращение штата. О работе в новых условиях, а также об уже ставшей для Тольятти крайне актуальной проблеме «черных» рекультиваторов в интервью «Хронографу» рассказал главный специалист-эксперт, государственный инспектор по экологическому надзору тольяттинского отдела управления Росприроднадзора по Самарской обл. Виктор САЖНЕВ.

- Виктор Александрович, насколько увеличилась нагрузка ввиду передачи отдельных полномочий из Ростехнадзора в Росприроднадзор?

- Все лицензирование, нормирование, администрирование платежей было передано в Росприроднадзор. Естественно, произошло увеличение нагрузки. А, как вы знаете, все госорганы были сокращены на 20%. Поэтому в связи с этим сокращением нагрузка увеличилась очень существенно.

- Какие-то действия уже были осуществлены в рамках переданных полномочий?

- Исторически так сложилось, что когда нас выделили из Ростехнадзора в 2008 г., то нам были даны и соответствующие контрольно-надзорные функции. Единственное, что оставалось до конца минувшего года в полномочиях Ростехнадзора, — это администрирование и нормирование платежей, лицензионная деятельность. В определенном смысле можно сказать так, что до недавнего времени целевые функции находились в разных госорганах. Хотя, по логике вещей, все эти полномочия должны были быть в одном месте. Вот сейчас принимаем платежи, квартальные и годовые отчеты. Потом лицензирование. Но это пока в управлении в Самаре выдаются лицензии нового образца.

- Какие системные проблемы для Тольятти вы можете обозначить?

- Основными проблемами города в плане экологии являются несанкционированные свалки, утилизация отходов, в т.ч. и химических. И как следствие — рост онкологии, проблемы рождаемости и детская заболеваемость. Это отражается в т. ч. и на генофонде, а значит, на будущих поколениях. Все это можно назвать не самым лучшим наследием от деятельности тольяттинских химических предприятий в течение прошлых десятилетий. Начиная с 70-х гг., учитывая объемы производства того периода и специфику советского отношения к вопросам экологии, сегодня мы имеем то, что заставляет нас реагировать. Но у этой проблемы сегодня появилась и экономическая подоплека. Так, например, доходы местного и областного бюджетов серьезно зависят от привлекательности земельных ресурсов. Особенно если они находятся в промкомзоне, потому что обеспечены мощностями и коммуникациями. Это одна из основ для развития малого и среднего бизнеса. В свою очередь крупные химические предприятия за счет снижения объемов производства и роста цен аренды на арендуемые ими участки стараются освободиться от неиспользуемых ими площадей, которые ранее находились в их резервах. Как правило, эти земли загрязнены химическими отходами. Приведу известный пример — бывший «Фосфор».

С учетом загрязнения этих земель коммерческая привлекательность этих площадок оказалась не столь высока, как бы это хотелось видеть местным властям. Все потому, что эта территория требует значительных капитальных вложений в части очистки и рекультивации. Естественно, средств на это в бюджете города нет. Поэтому раз встает вопрос отказа предприятий от использования части арендуемых земель, появляется проблема, которую мы обязаны решать. Т.е. мы должны провести учет надлежащего состояния этих земель и привлечь ответственных лиц с требованием приведения в надлежащее состояние земельных ресурсов.

- Кто помимо Росприроднадзора может заниматься этим вопросом, если известно о нехватке специализированных организаций?

- Проблема нехватки специализированных организаций, имеющих лицензии на работу с химическими отходами 1, 2, 3, 4 классов опасности, существует. При этом лицензия -это не только право, но и ответственность. И если из ЕГРЮЛ можно выписаться за неделю, то ответственность по лицензии получившая ее организация будет нести весь срок ее действия. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что немаловажным фактором нашей работы является взаимодействие с общественными организациями. Одной из таких является фонд «Мир человека». Общественники всегда были сильны своей гражданской позицией. И способность госчиновников выстраивать взаимоотношения с такими общественниками позволяет достигать решения задач государственной важности. Это и поступление информации для оперативного реагирования, и информирование общественности о происходящих процессах и состоянии городской экологии, и многое другое.

- Ранее «Хронограф» в своих публикациях неоднократно затрагивал проблему несанкционированных вскрытий старых захоронений. Одним из наиболее показательных можно назвать случай со вскрытием старой свалки неподалеку от ОАО «АвтоВАЗагрегат». Что вы можете пояснить по этой ситуации?

- Публикации СМИ для нас являются основанием для реагирования. Несанкционированные разработки на этом участке были приостановлены, проведена экспертиза, в ходе которой был установлен класс опасности вскрытых отходов. Более того, сотрудниками УВД по Комсомольскому р-ну г. Тольятти было возбуждено уголовное дело по ст. «Загрязнение окружающей среды». На сегодня для устранения негативных последствий на данный участок привлечена специализированная организация, которая занимается разработкой документов, проекта и дальнейшей его реализацией.

- В конце 2010 г., до выпадения снега, корреспондент «Хронографа» побывал в окрестностях ОАО «КуйбьшевАзот» на подобного рода раскопках. Как выяснилось, эти раскопки проводились некой фирмой «Империя». Нам удалось сделать серию фотоснимков, отражающих состояние площадки на тот момент. Зрелище впечатляющее.

- Действительно, в начале осени было выявлено, что ООО «Империя» осуществляет незаконные земляные работы на территории могильника с токсичными химическими веществами в промышленной зоне Центрального р-на г. Тольятти, южнее ОАО «КуйбышевАзот», с нарушением требований природоохранного законодательства. Но «Империи» было разрешено производство земляных работ вне территории предприятия, за забором с южной стороны в санитарно- защитной зоне КуйбышевАзота. При этом рекультивация грунта должна была проводиться не более чем на 2,5 м. Уже в сентябре это разрешение у «Империи» было отозвано, поскольку вместо указанных 2,5 м общество проводило рекультивацию на глубину 5-7 м. В результате был вскрыт тот же катализатор. Эти отходы токсичны. Так, например, содержание хрома в почве достигается 400 ПДК, никеля — 2 ПДК, свинца -20 ПДК. В фильтрате содержание никеля достигает 15 ПДК, нефтепродуктов — 3,6 ПДК. Это сверхсерьезно. Это как промплощадка бывшего «Фосфора». Все эти токсичные соединения несут очень серьезный вред здоровью человека.

- Насколько известно, к решению этого вопроса уже подключились и ОБЭП УВД по Центральному р-ну, и районная прокуратура. Дела уже дошли до судов...

- На основании нашего заявления прокуратурой Центрального р-на г. Тольятти совместно с ОБЭП УВД по Центральному р-ну с привлечением Росприроднадзора по Самарской обл. проводится проверка данного факта. 11 октября 2010 г. сотрудниками ОБЭП был проведен осмотр места происшествия. По заявлению прокуратуры Центрального р-на г. Тольятти 13 декабря 2010 г. суд Центрального р-на вынес определение о приостановке незаконной деятельности ООО «Империя». На 27 января намечено судебное разбирательство по иску прокуратуры Центрального р-на к этой фирме. Оно состоится в самарском областном суде.

- Ваши действия выглядят радикально. А пытались ли вы урегулировать вопрос в досудебном порядке?

- Конечно, пытались. Но представители ООО «Империя», несмотря на тот факт, что среди них есть и бывшие депутаты Думы г.о. Тольятти, например Юрий Уразов, предпочитают эти вопросы решать по старинке. Угрозами и шантажом. Но основная проблема в том, что у данной организации отсутствуют соответствующие разрешительные документы.

- А представители «Империи» вообще какие-то документы представляли?

- Ну, когда мы их вызывали, они продемонстрировали нам три бумаги непонятно какого качества и непоннятно о чем. Например, письмо в адрес руководства завода, в котором они просят разрешить им рекультивацию. Но любая рекультивация должна сопровождаться проектом. А представители «Империи», судя по всему, даже не знают, что такое проект рекультивации. Кем согласовано — это вообще непонятно. Позже выяснилось, что у «Империи» отсутствуют лицензии на право обращения с отходами. На сбор, транспортировку и использование отходов лицензии тоже нет.