Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (361) | 9 марта 2011г.
 

Назад, на АВТОВАЗ

Пушков уже сейчас может мечтать о вазовской зарплате

Илья Ширтанов

15 февраля было опубликовано постановление мэрии Тольятти, касающееся возмещения затрат на капитальный ремонт и реконструкцию детских оздоровительных лагерей, переданных в муниципальную собственность от ОАО «АВТОВАЗ». Постановление было подписано мэром Тольятти Анатолием ПУШКОВЫМ. Это можно считать очередным этапом в процессе перекладывания с АВТОВАЗа на плечи городского бюджета обременительных затрат. Параллельно муниципалитет с подачи Пушкова делает АВТОВАЗу и его дочерним предприятиям другие не менее весомые подарки. Вероятнее всего, нынешний мэр все это делает с целью побыстрее вернуться на АВТОВАЗ.

За все время пребывания в должности мэра Тольятти Анатолия Пушкова он успел сделать очень много полезного для ОАО «АВТОВАЗ». Причем ни одно предприятие города не ощущало к себе такого внимания со стороны городских властей, как АВТОВАЗ. Можно привести ряд примеров, когда тольяттинской мэрией принимались решения так или иначе способствовавшие снижению затратной и увеличению доходных частей АВТОВАЗа. При этом влияние этих действий на городской бюджет, как правило, сводилось к тому, что город получал лишь дополнительные расходы.

Так, например, капитальный ремонт и реконструкция детских лагерей, переданных АВТОВАЗом в муниципалитет, будет идти теперь за бюджетный счет. На одном из недавних заседаний Думы г. о. Тольятти (ТГД) с подачи мэрии было одобрено списание долга ОАО «АВТОВАЗ» по налогам в бюджет Тольятти в размере 70 млн р. Причем случилось это только лишь потому, что мэрия этот непопулярный для депутатов вопрос включила в один пакет поправок в бюджет с таким социально значимым вопросом, как мероприятия по обеспечению молодых семей жильем.

Кроме того, мэрией было принято решение об увеличении мощности вазовского водозабора, которым обеспечивается потребление питьевой воды на территории Автозаводского р-на Тольятти. Нежелание городского руководства рассматривать вариант строительства артезианских скважин с целью снабжения питьевой водой Автозаводского р-на можно рассматривать как очередной ход в поддержку экономики АВТОВАЗа. И это при том, что Куйбышевское водохранилище, на акватории которого работает вазовский водозабор, постепенно мелеет, а качество воды, полученной из открытых источников, заметно хуже, чем из подземных.

Ранее на баланс тольяттинского муниципалитета были переведены детские сады, которые принадлежали АВТОВАЗу. 48 садов, входящие в АНО ДО «Планета детства», на данный момент функционируют за бюджетный счет. Кроме того, в собственность города перешли крупные спортивные объекты — УСК «Олимп», стадион «Торпедо», ДС «Волгарь», требующие очень серьезного объема финансирования на содержание и ремонт.

Примечательно то, что многие социальные и спортивные объекты перешли в городское распоряжение вместе с персоналом. По имеющимся данным, многие из сотрудников этих организаций после перехода объектов на баланс тольяттинского муниципалитета по причине низкой зарплаты были вынуждены покинуть свои рабочие места. В связи с этим можно сделать вывод, что АВТОВАЗ, кроме финансового бремени, также снял с себя функции непопулярных мер по высвобождению рабочих мест.

Также следует вспомнить довольно спокойное отношение Анатолия Пушкова по поводу провала по итогам 2009 г. сбора по НДФЛ. Доля НДФЛ в муниципальном бюджете составляет почти 60%.

АВТОВАЗ, являясь крупнейшим работодателем в Тольятти, показал в 2009 г. критически низкий уровень фонда оплаты труда. В итоге бюджет города просел на внушительную сумму. На этом фоне списание городом многомиллионного долга ОАО «АВТОВАЗ» выглядит, по крайней мере, странно.

Еще один момент, который вызывает вопросы, это передача на баланс муниципалитета автодорог, расположенных на прилегающих к АВТОВАЗу территориях. Эти транспортные пути используются исключительно АВТОВАЗом. Однако 28 сентября 2010 г. данные объекты в соответствии с соглашением №1705-дг/1 были приняты от ОАО «АВТО-ВАЗТРАНС» в муниципальную собственность. Соответственно, затраты на обслуживание и содержание вазовских автодорог также ложатся бременем на бюджет города.

Инициативы тольяттинской мэрии в вопросе взаимоотношений с АВТОВАЗом наводят на вполне обоснованные предположения. Сегодня многим очевидно, что Анатолий Пушков вряд ли в 2012 г. вновь станет мэром Тольятти. Следовательно, ему уже сейчас необходимо подумать о новом месте работы. Судя по всему, Анатолий Пушков в нынешней должности пытался очень качественно исполнять наказы избирателей в лице вазовского руководства. Вопрос лишь в том, какую должность готов определить для Пушкова на автозаводе президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.