Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (362) | 14 марта 2011г.
 

Долгая дорога вверх

Жители тольяттинских многоэтажек рискуют остаться без лифтов

Константин Грайко

10 марта комитет по строительству, ЖКХ и транспорту Самарской губернской думы (СГД) провел круглый стол, на котором была поднята тема взаимоотношений собственников жилья и управляющих компаний (УК). Особым вопросом стала отчетность по расходованию средств УК перед собственниками. Проблемы формирования тарифов на содержание и текущий ремонт были затронуты на прошлой неделе и в Думе г.о. Тольятти (ТГД). Активизация интереса чиновников к данному вопросу неслучайна, поскольку распределение средств на содержание жилфонда остается достаточно непрозрачным как для населения, так и для обслуживающих организаций. И если в 2011 г. общий рост тарифов на содержание составил 15%, то специализированные лифтовые организации продолжают работать по расценкам 2010 г.

Пример не для подражания

8 декабря 2010 г. в эфире Первого канала прошла передача из телепроекта Елены Прокловой «ЖКХ. Дело о неработающих лифтах». Суть телепрограммы заключалась в том, что в г. Пушкино Московской обл. 81 лифт (порядка 20% всех пассажирских подъемников города) функционирует с 6.30 до 22.30. Зачастую жители этих домов не могут даже получить экстренную медицинскую помощь. Первый вопрос, который задает диспетчер пушкинской скорой помощи: «Какой этаж и работает ли лифт?». При этом плата за лифт составляет не менее 400 р. в месяц с одной квартиры.

Как заверил начальник управления ЖКХ администрации г. Пушкино Александр Бушев, существует два разных тарифа для лифтов, работающих 24 часа, и для лифтов, работающих 16 часов, а эксплуатирующая организация ежегодно утверждает тарифы и предоставляет расчеты на содержание диспетчеров. А еще он посетовал, что «ни в одном нормативно-правовом акте до сих пор не отрегулирован этот вопрос и четко не объяснено, сколько должен работать лифт в сутки». При этом юристы отмечают, что в соответствии с действующим законодательством жители как собственники многоквартирного дома имеют право в т.ч. и на то, чтобы пользоваться лифтом без каких-либо ограничений, кроме ограничений, предусмотренных правилами эксплуатации.

Профессор факультета механизации и автоматизации строительства МГСУ Августин Ионов, который спроектировал не одно поколение лифтов, в свою очередь заверил, что современные лифты, установленные в жилых домах, рассчитаны на круглосуточную работу. Но лифт — это механизм повышенной опасности, поэтому за ним нужен постоянный надзор. «Каждую минуту, каждые полчаса должна быть ясная картина, находится лифт в работе или он по какой-то причине остановился, — отметил Ионов. — Поэтому мы говорим о лифтерах-обходчиках, когда лифты не диспетчеризированы».

Именно отсутствием диспетчеризации специалисты объясняют злоключения жителей г. Пушкино. Ситуацию прокомментировал директор компании, обслуживающей лифты, Владимир Кутырин: «У нас в договоре прописан режим работы лифтов. Если лифт диспетчеризирован — это 24 часа, если не диспетчеризирован — 16 часов». В эксплуатирующей организации утверждают, что если в районе будет единая диспетчерская, то проблема неработающих по ночам лифтов перестанет существовать.

Состояние тольяттинских лифтов оставляет желать лучшего
Состояние тольяттинских лифтов оставляет желать лучшего

В Тольятти не все спокойно

Проблема неработающих лифтов актуальна не только для г. Пушкино, она характерна для всей России. По словам специалиста департамента ЖКХ Минрегионразвития Дмитрия Соловьева, в лифтовом фонде страны насчитывается порядка полумиллиона лифтов, из них в районе 450 тыс. — на балансе жилищного фонда. На данный момент из этих 450 тыс. около 35% находится в аварийном состоянии. С некоторым оптимизмом прозвучали слова заместителя директора ФРО «Межрегиональное объединение лифтовых организаций» Алексея Захарова: «Есть примеры по России, когда специализированные организации и администрации объединяют усилия, в некоторых местах и жители подключаются к этому вопросу. Могу назвать Кузбасс и Тольятти из последних примеров, где в городских масштабах проблема была практически решена».

Действительно, на конец 2010 г. все лифты в Тольятти были диспетчеризированы. Однако с января 2011 г. ситуация начала меняться. В связи с тем, что ряд УК не продлили договоры с ОАО «Лифтэлектросервис» (ЛЭС), обслуживающая организация была вынуждена отключить более 700 лифтов от квартальных диспетчерских пультов. В принципе, ЛЭС мог остановить лифты уже 1 января, но, решив не портить жильцам праздничные выходные, отложил эту процедуру на две недели, работая в течение этого времени без оплаты. Согласно «Техническому регламенту о безопасности лифтов», вступившему в силу в октябре прошлого года, недиспетчеризированные лифты должны обслуживаться лифтерами-обходчиками. 1000 подъемников предполагают штатную численность не менее 200 человек. Нетрудно предположить, что необходимость оплачивать труд лифтеров приведет к удорожанию тарифа, а ситуация, сложившаяся в г. Пушкино, может повториться и в Тольятти.

О мотивах, по которым УК не продлили договор с ЛЭС, можно только догадываться. Возможно, в ряде случаев это банальная халатность. Также не исключено, что кто-то решил сэкономить и воспользоваться более дешевыми услугами некомпетентных фирм. Но здесь стоит учесть, что п. 12 ч. 3 техрегламента гласит, что выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и осмотру лифта, контролю за работой лифта допускается только аттестованным персоналом, а осуществление соответствующих функций возлагается на специализированную лифтовую организацию. Любая другая фирма не имеет права заниматься обслуживанием лифтов. Ряд экспертов высказал предположение, что некоторые управляющие организации умышленно не заключают договор с целью сократить срок службы старых лифтов. Ведь когда эксплуатация подъемников станет невозможна, УК получат возможность освоить достаточно серьезные средства, причем не без выгоды для себя. По подсчетам специалистов, капремонт старого лифта обходится примерно в 900 тыс. р., а замена — в 1,5 млн р. Естественно, что при этом затраты лягут на плечи собственников.

Плата за проезд

Согласно постановлению правительства РФ №731 от 23.09.2010 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», управляющие компании обязаны раскрывать информацию, содержащуюся в квитанции. Однако УК не спешат расшифровывать, куда они тратят деньги собственников. Стоит напомнить, что в тольяттинских квитанциях строка «содержание» не менялась в предыдущие два года, а в 2011 г. она выросла на 15%. Но в части содержания лифтового оборудования УК не согласовывают с ЛЭС изменения в тарифе.

Для непосвященных приоткроем завесу тайны: из 16,74 р., прописанных в графе «содержание и текущий ремонт», на долю лифтового хозяйства сегодня выделяется всего 2,12 р. (порядка 12,6%). В итоге в Тольятти тариф на содержание лифтового хозяйства в жилом фонде формируется из расчета 3185 р. в месяц для подъемников не старше 15 лет и 4140 р. в месяц для лифтов, отработавших более 15 лет. При этом не учитывается ни этажность дома, ни тип используемого оборудования. Для сравнения: в 2007 г. ежемесячно на содержание лифта выделялось 5897,78 р., в 2008 г. -5900 р. Правда, тогда не было всеобщей диспетчеризации.

Общероссийская практика показывает, что в среднем по стране на содержание лифтового оборудования выделяется 18-20% от средств, собираемых по статье «содержание и текущий ремонт». Путем несложных действий можно подсчитать, что из 16,74 р. на обеспечение безопасной работы тольяттинских лифтов должно отчисляться никак не менее 3 р. При этом ежемесячные затраты на каждый подъемник могли бы составить до 5832 р. Эта цифра, по мнению экспертов, сегодня вполне адекватна стоимости содержания гражданского лифта в технически исправном состоянии.

Специалисты отмечают, что ситуация, сложившаяся в Тольятти в начале2011 г., критическая. Огромное количество лифтового оборудования оказалось отключено от диспетчерской службы, а значит, выпало из-под непрерывного контроля специалистов. Учитывая то, что оборудование старое и изношенное, без технического сопровождения и контроля эти лифты могут привести к реальным человеческим жертвам. Для решения этой проблемы требуется вмешательство городских властей. Ведь, с одной стороны, муниципалитет, до сих пор сохраняющий в жилом фонде долю порядка 20%, как собственник должен быть заинтересован в сохранности своего имущества. С другой стороны, вопрос безопасности граждан также относится к его компетенции.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Алексей ЗАХАРОВ, заместитель директора ФРО «Межрегиональное объединение лифтовых организаций» (из телепередачи «ЖКХ. Дело о неработающих лифтах»)

- Начинать наводить порядок надо с себя. Если у вас в доме есть лифты, надо их беречь. Вы должны поручать их обслуживание профессионалам, а не проходимцам, которые обещают за меньшую сумму делать это дело. Смысл ТСЖ к чему призывает? Чтобы люди стали собственниками, чтобы сами стали беречь свое имущество. Отнеситесь и к лифтам точно так же. Чтобы не нужно было устанавливать камеры и следить, кто там что-то жжет или царапает. Будьте хозяевами своего оборудования.