Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (362) | 14 марта 2011г.
 

Игорь Кадыров:

Автозаводстрой всегда считал себя компанией федерального уровня

Евгения Андросова

В марте Группа компаний «Автозаводстрой» активизировала работу по поиску и приему новых кадров, что стало следствием получения крупных заказов на строительство различных объектов и запуска новых собственных проектов компании. О дальнейшем развитии новых направлений и расширении географии присутствия в интервью корреспонденту «Хронографа» рассказал председатель совета директоров Группы компаний «Автозаводстрой» Игорь КАДЫРОВ.

- Игорь Шарифович, в связи с чем у Автозаводстрой именно сейчас появилась острая необходимость в обновлении и расширение кадрового состава?

- Хотелось бы начать с истории. Предприятие «Автозаводстрой» было создано в 1967 г. в составе Куйбышевгидростроя (КГС) для строительства Волжского автомобильного завода. Мы были форвардом, основополагающей организацией КГС. Решение о создании Автозаводстроя принималось на уровне Министерства энергетики. Все три очереди ВАЗа были сданы успешно, за что Автозаводстрой получил «Серебряный знак». Такой давался в СССР организациям, которые не подлежали расформированию. В Тольятти такой есть только у нас и ВАЗа. Помимо этого было строительство объектов большой химии, объектов соцкультбыта. Силами нашей организации возводились такие сооружения, как Дворец спорта «Волгарь», ДС «Кристалл» и УСК «Акробат» в Центральном р-не. Мы были генеральным подрядчиком строительства свинокомплекса «Поволжский», многих объектов сельского хозяйства, занимались орошением, жилым строительством. Наши специалисты были востребованы и за пределами области. Работали на строительстве технически сложных объектов на заводе «Атоммаш» в г. Волгодонске, участвовали в возведении плотин в Сванских горах, помогали в восстановлении г. Спитака (Армения), который был практически полностью разрушен землетрясением в 1988 г.

Что касается сегодняшнего времени, за последние годы многое изменилось. Менялись экономические условия. Менялась и наша организация. Любые изменения не могут обойти стороной вопросы кадрового характера. Профессионально подготовленные люди — это основа в строительной отрасли, тем более когда приходится работать при возведении технически сложных и нестандартных объектов.

Сегодня перед нашей организацией стоят новые, не менее серьезные, чем в прошлые годы, производственные задачи. Так, например, за последнее время мы получили несколько крупных заказов, например на строительство «Лада-Арены». Но помимо этого у нас есть серьезные задумки по новым направлениям деятельности. В связи с этим кадровый вопрос для нас сегодня, как и ранее, весьма актуален.

- Известно, что в период, когда вы возглавили компанию, она была на грани ликвидации. В чем была проблема и благодаря чему ее удалось решить?

- Я принял организацию в 1999 г., когда полным ходом шла процедура банкротства и жесточайшая борьба за активы организации между акционерами и прочими лицами. На тот момент от коллектива в полторы тысячи осталось только 200 человек. Все это было отголоском начавшегося в 90-е гг. развала КГС. Многие задаются вопросом: насколько была обоснованна смерть КГС? Считаю, что эта структура просто не успела перестроиться, да и некому было ее перестраивать. Хотя в Башкортостане, Татарстане такие тресты сохранились.

В конце 90-х Автозаводстрой фактически занимался только общестроительными работами. Мы взяли направление на обновление команды и своей деятельности и успешно это реализовали. В итоге за десять лет нам удалось не только сделать имевшийся у Автозаводстроя потенциал востребованным, но и развить позиции компании даже за пределами Тольятти. Мне приятно, что сегодня нас знают даже иностранные партнеры. Сегодня Автозаводстрой известен как группа компаний с широким спектром деятельности в производственно-строительной сфере. Но это больше образное, а не юридическое понятие для нашей компании.

Группа компаний появилась еще и потому, что мы создали структуру, которая в строительном бизнесе позволяет реализовывать и контролировать исполнение работ фактически по всем направлениям. Это различные общестроительные и механомонтажные работы, изготовление металлоконструкций и т.д. Есть у нас и транспортное направление -это порядка 200 единиц малой и большой механизации. Появились направления электромонтажных, вентиляционных, сантехнических работ. Сегодня Группа компаний «Автозаводстрой» способна реализовать любой объект под ключ — от проектирования и оформления всей исходно-разрешительной документации до строительства и ввода уже готового объекта в эксплуатацию. Ведь нужно понимать, что сегодня простых строителей на рынке предостаточно. Другое дело — строитель, который под ключ может сделать и строительную часть, и технологическую, еще и допроектировать.

Динамика развития Автозаводстроя следующая: за четыре года, в 2000-2004 гг., штат сотрудников с 200 человек был увеличен до 1700. Далее мы осуществляли строительно-монтажные работы и монтаж технологического оборудования и трубопроводов под производство «полиамида-6» для ОАО «Куйбышев-Азот». Далее были торговые центры «Вега», «Парк Хаус», «Лента», «МЕТРО Кеш и Керри», «Касторама» и «Медиа-Маркт».

- Фирма -«Автозаводстрой» — одна из немногих тольяттшских компаний, которая сегодня работает с иностранными заказчиками. Как это удается?

- В этом нет ничего удивительного. Наша команда сразу установила для себя планку на относительно высоком уровне. Для нас в первую очередь приоритет — это требования заказчика. Мы сломали менталитет, который бытует у многих российских строительных компаний с «большой историей», и с нами стали работать иностранцы. Уже в 2000 г. мы перерабатывали документацию с французского, немецкого и английского. Теперь наши постоянные партнеры — Eisenmann (Германия), Comau (Италия), Geico (Италия), Renault (Франция). Мы были первыми в России, кто научился создавать в соответствии с мировыми стандартами цеха сварки, сборки и окраски для современного автосборочного производства. Например, заказчиками строительства цеха сборки на 75 тыс. автомобилей в год для СП «Джи Эм — АВТОВАЗ» выступили Qattrogemini (Финляндия), Transsystem (Польша), Reinhard Technician (Германия), Schenk Pegasus (Германия), а также Comau. Для исполнения их заказа привлекали именно Автозаводстрой.

Компании Comau и Geico привлекали нас к проекту Рено-ХС-90 (ОАО «Автофрамос», г. Москва). На проекте «Лада-Калина» Автозаводстрой выполнял 95% монтажа технического оборудования. Это монтаж 23 линий сварки, на которых задействованы 363 робота. На проекте «Лада-Приора» мы произвели монтаж пяти линий сварки с использованием 70 роботов. Помимо всего прочего, ЗАО «Автовазагрегат» загрузило нас проектом производства сидений до 350 тыс. в год. И сегодня его реализация вступила в завершающую стадию.

В общем, становление компании шло одновременно с ростом требований заказчиков, с появлением все более новых требований к уровню и качеству работы, к вопросам организации строительного бизнеса. Нам удалось научиться соответствовать запросам даже очень требовательных заказчиков, быть гибкими и оперативными. Приходилось трансформироваться, искать варианты, как стать лучше. Наши иностранные партнеры это замечали, и им это импонировало. Возможно, в этом есть часть того, что сделало нас конкурентоспособными практически на всей территории России.

В начале 2000-х гг. мы только прощупывали новые направления. Не буду скрывать, для того уровня нам своих кадров не хватало. Мы привлекали специалистов. Но и сегодня мы вновь сталкиваемся с этой проблемой, теперь уже больше по причине продолжения своего роста. Мы готовы начать борьбу за привлечение новых специалистов для развития новых направлений, а в чем-то уже ее начали. Нам нужны люди, которые закроют новые направления. Так, например, строительство «Лады-Арены», генподрядчиком которого мы являемся, потребовало привлечения специалистов, владеющих современными технологиями работы с бетоном, армированием и т.д.

Кроме того, мы поменяли структуру. Раньше работали внутри подразделений, теперь у нас с десяток директоров проектов. Многие из них раньше были представителями менеджеров второго звена на ОАО «АВТОВАЗ». Ведь мы не совсем простые строители. Монтаж технологических линий — это почти что симбиоз машиностроения и строительства. Мы научились работать в этом симбиозе, имеем полный строительный и технический комплекс для этого. Поэтому нас активно привлекают на промышленные предприятия.

- Финансовый кризис серьезно затронул строительную отрасль. Повсеместно в вашем секторе наблюдался спад производства. Как этот период отразился на бизнесе Автозаводстроя?

- Он научил нас более рационально оценивать окружающую действительность, научил работать более эффективно, выходить на новые рынки. До кризиса мы редко выходили за пределы Самарской обл. Последствия кризиса подтолкнули нас к более активной экспансии в другие регионы. Сегодня мы работаем в Брянске для «Евроцементгруп», в Волгограде — для торговой сети «Касторама», в Самаре — для торговой сети «Магнит». Ведем переговоры с французами по поводу строительства для них объектов в Димитровграде и Калуге.

Рассматриваем несколько направлений, которые абсолютно не свойственны для нашей компании. К примеру, нас сильно заинтересовали малая авиация и вообще аэрокосмический комплекс. В связи с чем выходим на сотрудничество с «ЦСКБ-Прогресс» и международной компанией Astrium. Ведем переговоры по строительству в Казахстане завода по испытанию и сборке космических спутников. Начали заниматься вопросами программного обеспечения и поставкой софта для многих промышленных предприятий. Нас заинтересовало направление транспортной логистики. В планах — на нашей базе создать инжиниринговый центр. Так, нам уже предложили некоторые проекты, которые в России разрабатывает фирма Astrium. Но при этом мы не забываем и о своих традиционных направлениях. Автозаводстрой всегда считал себе компанией федерального уровня, а не только тольяттинской в том смысле, что мы сидим только на тольяттинском рынке. Параллельно мы даже развиваем свой технопарк, созданный на базе бывшего треста «АвтоВАЗремстроймонтаж». Кстати, производство игрушек размещено именно в нашем технопарке. Эту площадку в ходе одного из своих визитов в Тольятти даже посетил первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов. Мы создали подходящие условия, и сегодня на этой площадке уже присутствует несколько иностранных компаний. Мы тяготеем к европейским стандартам, и то, что мы видим у наших партнеров, мы стараемся потихоньку внедрять у себя.

Все обозначенные направления деятельности Автозаводстроя сегодня активно развиваются и требуют таких же активных и квалифицированных специалистов. Есть и еще один фактор: наше предприятие сегодня, как и многие крупные промышленники, остро столкнулось с проблемой старения кадров. У нас до сих пор работают ряд ведущих специалистов, кому давно за семьдесят. И им, по понятным причинам, необходима смена.