Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (365) | 4 апреля 2011г.
 

Иллюзия благополучия

Продажа энергоактивов помогла АВТОВАЗу показать нужную прибыль по итогам года

Павел Соколов

28 марта президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь КОМАРОВ без формального видимого повода вдруг решил озвучить объем полученной АВТОВАЗом в 2010 г. чистой прибыли. При этом из его заявления можно было понять, что в случае если правительство РФ сократит финансирование программы утилизации, АВТОВАЗ может сократить объем выпуска автомобилей LADA. Для своих лоббистских заявлений он выбрал площадку федерального издания «Ведомости». Между тем анализ имеющейся информации по АВТОВАЗу позволяет прийти к выводу, что результат по чистой прибыли мог быть достигнут благодаря техническому приему с продажей трех дочерних энергокомпаний автозавода в конце декабря 2010 г.

Закрытая отчетность

Несмотря на выступление Комарова, АВТОВАЗ до сих пор еще не раскрыл своей отчетности за 2010 г., хотя многие крупные федеральные компании это уже сделали. Фрагменты имеющейся в открытом доступе информации о деятельности АВТОВАЗа в прошлом году дают основание полагать, что при формировании годового отчета финансистам автозавода есть что маскировать.

По итогам работы за 9 месяцев 2010 г. ОАО «АВТОВАЗ» реализовало 396 972 автомобиля. За этот период АВТОВАЗу удалось получить общий объем выручки 95,434 млрд р. Объем полученной чистой прибыли за 9 месяцев работы АВТОВАЗа в 2010 г. составил 622 млн р.

В отчете ОАО «АВТОВАЗ» за III кв. 2010 г. сказано, что работа предприятия по выпуску и реализации автомобилей составила на указанный отчетный период 80,86% (77,168 млрд р.) в общем объеме выручки АВТОВАЗа. Из этого следует, что остальные 19,14% (18,267 млрд р.) выручки составила реализация автокомпонентов, разобранных серий автомобилей и непрофильных активов. Причем выручка от продажи непрофильных активов в течение девяти месяцев 2010 г. составила крайне незначительную долю в общем объеме выручки. Она практически не влияла на итоговые показатели этого отчетного периода.

В этом же отчете сделан акцент на том, как между собой сопоставляются выручка и прибыль автозавода. «Изменение показателя чистой прибыли в основном повторяет тенденцию показателя валовой прибыли и обусловлено аналогичными факторами», — сказано в отчете ОАО «АВТОВАЗ» за III кв. 2010 г. Между тем анализ официально раскрытой части итоговых показателей работы АВТОВАЗа за2010 г. позволяет усомниться в том, что этот тезис был характерен для IV кв. 2010 г.

В течение последних трех месяцев 2010 г. ОАО «АВТОВАЗ» произвело и реализовало 161 752 автомобиля, что примерно на уровне объемов II кв. (160 399 автомобилей) и III кв. (158 312 автомобилей). Однако именно по окончании IV кв. АВТОВАЗу удалось зафиксировать объем годовой чистой прибыли на уровне 2,106 млрд р. Получается, что по итогам работы в IV кв. предприятию удалось прирастить почти 1,5 млрд р. к уровню чистой прибыли, полученной в течение предыдущих трех кварталов.

АВТОВАЗ не заинтересован в остановке программы утилизации
АВТОВАЗ не заинтересован в остановке программы утилизации

Если следовать тезису о том, что на ОАО «АВТОВАЗ» «изменение показателя чистой прибыли в основном повторяет тенденцию показателя валовой прибыли», то получить 1,5 млрд р. прироста чистой прибыли в течение последнего квартала 2010 г. только лишь от реализации автомобилей было бы сложно. В пользу этого вывода говорит и то, что руководству АВТОВАЗа пришлось даже пересматривать в сторону уменьшения программу выпуска автомобилей в декабре 2010 г. Также известно, что в последние месяцы года традиционно наблюдается падение спроса на автомобили текущего года выпуска. Причем эта тенденция для АВТОВАЗа в разной степени повторяется из года в год.

Ценности АВТОВАЗа

Декабрь 2010 г. оказался примечательным для АВТОВАЗа еще и тем, что в это время была проведена сделка по отчуждению трех дочерних энергокомпаний. В последней декаде декабря 2010 г. ОАО «ТЕВИС», ОАО «Электросеть» и ОАО «Тольяттинская энергосбытовая компания» раскрыли информацию о смене своего единственного акционера в лице АВТОВАЗа на ООО «PT-Энергоэффективность» (см. «Хронограф» №1 (354) от 17.01.11).

Наблюдатели отмечали поспешность, с которой проходили процедурные моменты продажи. ООО «PT-Энергоэффективность» было учреждено всего лишь 15 сентября 2010 г. Далее ему предстояло получить согласование со стороны Федеральной антимонопольной службы РФ на осуществление сделки по покупке стопроцентных пакетов акций трех энергокомпаний. Эта процедура может занимать не менее месяца. Однако в ОАО «ТЕВИС» успели даже провести внеочередное собрание акционеров с целью вывести в виде дивидендов не распределенную ранее прибыль.

Продаже трех компаний, которые приносили АВТОВАЗу прибыль, в пресс-центре предприятия попытались придать позитивный окрас: «В результате сделки АВТОВАЗ вывел из своей структуры непрофильные активы и выручил значительные средства». Однако размер сделки не раскрывался вплоть до конца марта. Лишь после соответствующего запроса «Хронографа» руководитель пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Александр Шмыгов дал весьма обтекаемый ответ по этому поводу: «За счет средств, вырученных от продажи непрофильных энергетических активов, в декабре 2010 г. ОАО «АВТОВАЗ» выплатило госкорпорации «Ростехнологии» 2,56 млрд р. в рамках частичного погашения ссуды». Не только целесообразность и логичность, но и реальность всей этой операции способна вызвать серьезные сомнения.

Уставный капитал ООО «PT-Энергоэффективность» (РТ-Энерго) при учреждении составил всего 10 тыс. р. Его единственным учредителем стала ГК «Ростехнологии». Если ОАО «АВТОВАЗ» на самом деле выплатило ГК «Ростехнологии» в счет погашения ссуды 2,56 млрд р. за счет средств, полученных от продажи дочерних энергокомпаний, то получается, что РТ-Энерго при покупке этих компаний должно было внести реальные деньги.

Однако тут же возникает вопрос: где компания с уставным капиталом 10 тыс. р. и сроком существования всего три месяца могла взять почти 2,5 млрд р.?

Из кармана в карман

Заработать такие деньги за три месяца, не имея серьезных активов, невозможно. Получить кредит в банке PT-Энерго на такую сумму тоже вряд ли получилось бы. В противном случае у Банка России должны были бы возникнуть подозрения уже к самому банку, который решил бы выдать такого рода кредит фирме без истории и с минимальным уставным капиталом. Еще одним вариантом для PT-Энерго могло стать получение ссуды у материнской компании в лице ГК «Ростехнологии» на покупку энергоактивов у АВТОВАЗа. Какую-либо другую законную схему получения РТ-Энерго денег на покупку активов у АВТОВАЗа представить сложно.

Если предположить, что был реализован третий вариант (Ростехнологии предоставили РТ-Энерго ссуду), то вряд ли могло понадобиться реальное движение живых денег и уж тем более не имитация, а настоящий конкурс, о котором заявляет пресс-служба АВТОВАЗа. В случае же виртуального взаимозачета в явном проигрыше могли бы оказаться ГК «Ростехнологии» и бюджет РФ. Это обусловлено тем, что на АВТОВАЗ от Ростехнологии в виде ссуды приходили реальные деньги. Обратного сопоставимого потока реальных денег в виде погашения этих многомиллиардных ссуд пока не наблюдается.

Между тем для руководства ОАО «АВТОВАЗ» помимо формального списания части долга вся эта декабрьская сделка с энергоактивами могла позволить сформировать необходимые для себя под конец года финансовые показатели. Результаты продажи дочерних компаний как непрофильного вида деятельности в отчете о прибылях и убытках бухгалтерского баланса фиксируются в разделе «прочие доходы». Следовательно, полученные в декабре 2010 г. 2,56 млрд р. от продажи энергокомпаний должны были быть учтены при расчете показателя полученной по итогам года прибыли.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.