Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (365) | 4 апреля 2011г.
 

Опасная исполнительность

Комаров рискует сменить имидж

Павел Соколов

Сегодня стало очевидно, что президенту ОАО «АВТОВАЗ» Игорю КОМАРОВУ (на фото) с политической точки зрения было крайне важно по итогам года, хотя бы формально, показать более-менее достойную чистую прибыль. Именно это должно было стать залогом того, чтобы продолжить претендовать на преференции со стороны государства в виде продолжающихся инвестиций через ссуды от ГК «Ростехнологии» и через программу утилизации.

В случае отсутствия прибыли по итогам года Игорю Комарову было бы сложно объяснить, почему при столь внушительной поддержке АВТОВАЗа в течение всего 2010 г. со стороны госструктур предприятию не удалось добиться выхода из кризисного положения. Рассчитанная еще во времена председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимира Каданникова точка безубыточности АВТОВАЗа находится на уровне 400 тыс. автомобилей в год. Вряд ли она могла существенно измениться за 5 лет. Однако по итогам 2010 г. этот уровень благодаря господдержке АВТОВАЗу преодолеть удалось. В самую пору было бы думать о том, как уже с 2011 г. начинать работать в режиме снижения господдержки. На самом же деле при утверждении федерального бюджета на 2011 г. лоббистам от АВТОВАЗа удалось заложить в бюджет 13,450 млрд р. Это больше, чем было изначально заложено на эту программу в бюджете 2010 г. — 5 млрд р.

Оценивая сегодняшний подход к управлению АВТОВАЗом, его можно было бы назвать не иначе как попыткой сработать в угоду политической конъюнктуре. Показатель высокой итоговой прибыли за год хорош для предприятий, которые занимают стабильное положение и имеют устойчивое развитие. Об АВТОВАЗе сегодня такого не скажешь.

В тех случаях, когда перед руководством предприятия стоит задача вывести предприятие из кризиса, поставив в стабильно устойчивое положение, применяют иную тактику. Она, наоборот, подразумевает формирование высоких показателей чистой прибыли в промежуточные периоды по году, с тем чтобы эти средства можно было направлять на покрытие проблемных мест.

В итоге уже в будущем году эти проблемные места не будут мешать развитию. Еще один плюс от такой стратегии заключается в том, что низкая прибыль на конец года позволяет снизить расход по налогу на прибыль и избежать необходимости выплачивать дивиденды. Странно, что опытный финансист Комаров действовал по-другому. Высокий показатель итоговой прибыли за год должен был стать для лоббистов АВТОВАЗа главным козырем для сохранения в бюджете РФ 2011 г. 13,450 млрд р., заложенные в рамках программы утилизации.

Подобные комбинации могут привести к тому, что Комаров в период работы в ОАО «АВТОВАЗ» может сменить имидж опытного финансиста на конъюнктурного популиста. Немалый вклад в это делают и те, кто отвечает за связи ОАО «АВТОВАЗ» с общественностью и лично за пиар Комарова. Эту работу курирует директор ОАО «АВТОВАЗ» по внешним связям Игорь Буренков. Так, например, в интернет-версии интервью Комарова газете «Ведомости» от 28 марта имеется его фраза: «...потребуется заметно увеличить объемы инвестиций — до 25-27 млрд р. в год в 2011-2013 гг., хотя мы предполагаем сохранить почти на том же уровне общий объем инвестиций до 2020 г., и в первую очередь за счет экономии на строительстве новых мощностей». Непонятно лишь одно: если в первую очередь планируется экономить на строительстве новых мощностей, то для чего тогда нужно ежегодно инвестировать по 25-27 млрд р.? Однако куда более актуален другой вопрос: если источник этих инвестиций будет тем же, что и в 2009-2010 г. (бюджет РФ), то за счет чего АВТОВАЗ будет осуществлять возврат этих средств? Ответ на этот вопрос при желании тоже можно обнаружить в этом интервью.

На вопрос корреспондента «Как будут реструктурированы ваши 75 млрд р. беспроцентного займа перед Ростехнологиями?» Комаров ответил: «Решение по первым 25 млрд р., которые мы получили в виде беспроцентного займа весной 2009 г., уже принято, срок займа продлен до конца 2019 г. Еще 17 млрд р. будут конвертированы в капитал в ходе допэмиссии, которая закроется в этом году. Всего согласно постановлениям правительства о выделении АВТОВАЗу помощи через Ростехнологии должно быть конвертировано в акции 40 млрд. Остается 10 млрд р., которые мы получили прошлой осенью. Эту часть долга уже начали возвращать: в декабре 2010 г. через тендер продали энергоактивы компании «РТ-энергоэффективность». По договоренности с госкорпорацией направили более 2 млрд р. на погашение долга. И часть средств от продажи активов в будущем также пойдет на выплату этого долга». Последняя фраза способна навести на мысль о том, что, скорее всего, т.н. продажа энергокомпаний в пользу только что созданной дочерней компании ГК «Ростехнологии» стала пробным шагом по обкатке схемы погашения долга.

В связи с этим становится понятно, зачем уже этой зимой на АВТОВАЗе ускорился процесс вывода части активов в т.н. стопроцентные дочерние общества. А ведь у АВТОВАЗа есть еще немало других сопутствующих производств (пластмассовых изделий, металлургическое, энергетическое, очистные сооружения и водозабор и т.д.), НТЦ, испытательный полигон в Сосновке. Все это при желании можно оценить в десятки миллиардов и под видом продажи пустить на зачет долга перед Ростехнологиями. Назвать такую перспективу образцом эффективного антикризисного менеджмента крайне сложно. Это, видимо, всего лишь конвейер по освоению невиданно больших для российской промышленности объемов бюджетных средств в кратчайшие сроки.